О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку
Подборка наиболее важных документов по запросу О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Следовательно, выводы судебных инстанций о возложении на министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенную в границах лесного фонда Бурзянского лесничества, являются правильными, а доводы кассационной жалобы - подлежащими отклонению."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, находящихся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<13> Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 53-КА19-14 "О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<13> Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 53-КА19-14 "О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Однако даже при обращении в суды с восстановительными экологическими исками неимущественного характера граждане сталкиваются с серьезными препятствиями. Так, в рамках одного из недавно рассмотренных дел гражданин был вынужден отстаивать в суде кассационной инстанции свое право на иск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Отменяя акты нижестоящих судов, кассационный суд отметил, что право гражданина на обращение в суд с иском по делам в области охраны окружающей среды в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и общества в целом <33>.
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Однако даже при обращении в суды с восстановительными экологическими исками неимущественного характера граждане сталкиваются с серьезными препятствиями. Так, в рамках одного из недавно рассмотренных дел гражданин был вынужден отстаивать в суде кассационной инстанции свое право на иск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Отменяя акты нижестоящих судов, кассационный суд отметил, что право гражданина на обращение в суд с иском по делам в области охраны окружающей среды в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и общества в целом <33>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, по вопросу о возложении на муниципальные образования обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. Сделан вывод о том, что, несмотря на позитивное содержание данного Постановления, для местного самоуправления остались иные вопросы, связанные с содержанием таких земель, в частности необходимость обеспечения мер пожарной безопасности. Предложена концепция расширительного толкования позиций Конституционного Суда РФ не только применительно к вопросу ликвидации несанкционированных свалок, но также и к иным формам содержания земель, государственная собственность на которые не разграничена.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В статье анализируются правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П, по вопросу о возложении на муниципальные образования обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок на землях федеральной собственности и землях, государственная собственность на которые не разграничена. Сделан вывод о том, что, несмотря на позитивное содержание данного Постановления, для местного самоуправления остались иные вопросы, связанные с содержанием таких земель, в частности необходимость обеспечения мер пожарной безопасности. Предложена концепция расширительного толкования позиций Конституционного Суда РФ не только применительно к вопросу ликвидации несанкционированных свалок, но также и к иным формам содержания земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.