О войсковом и корабельном хозяйстве
Подборка наиболее важных документов по запросу О войсковом и корабельном хозяйстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
Статья: Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Гарнизонным военным судом З. осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. Согласно приговору 8 декабря 2017 г. З. обнаружена утрата закрепленного за одним из подразделений автомобиля КрАЗ-255, произошедшая при неустановленных обстоятельствах. В октябре 2019 г. З. с целью избежать ответственности за утрату автомобиля КрАЗ-255, желая скрыть свою некомпетентность и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по учету и сохранности имущества автобронетанковой службы, предусмотренных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству Вооруженных Сил Российской Федерации, в нарушение требований Порядка списания с учета, Руководства по учету, не являясь членом комиссии по списанию с учета имущества воинской части, изготовил акт о списании автомобиля КрАЗ-255 и протокол заседания данной комиссии, в которые, а также в дубликат паспорта (формуляра) автомобиля КрАЗ-255 внес не соответствующие действительности сведения о пробеге данного автомобиля, его осмотрах и состоянии, необходимые для последующего списания данного транспортного средства. На основании изготовленных З., подписанных членами комиссии и утвержденных командиром воинской части служебных документов автомобиль был списан с учета воинской части, что повлекло невозможность своевременного выявления его отсутствия и принятия мер по возмещению его остаточной стоимости.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Гарнизонным военным судом З. осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. Согласно приговору 8 декабря 2017 г. З. обнаружена утрата закрепленного за одним из подразделений автомобиля КрАЗ-255, произошедшая при неустановленных обстоятельствах. В октябре 2019 г. З. с целью избежать ответственности за утрату автомобиля КрАЗ-255, желая скрыть свою некомпетентность и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по учету и сохранности имущества автобронетанковой службы, предусмотренных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству Вооруженных Сил Российской Федерации, в нарушение требований Порядка списания с учета, Руководства по учету, не являясь членом комиссии по списанию с учета имущества воинской части, изготовил акт о списании автомобиля КрАЗ-255 и протокол заседания данной комиссии, в которые, а также в дубликат паспорта (формуляра) автомобиля КрАЗ-255 внес не соответствующие действительности сведения о пробеге данного автомобиля, его осмотрах и состоянии, необходимые для последующего списания данного транспортного средства. На основании изготовленных З., подписанных членами комиссии и утвержденных командиром воинской части служебных документов автомобиль был списан с учета воинской части, что повлекло невозможность своевременного выявления его отсутствия и принятия мер по возмещению его остаточной стоимости.
Нормативные акты
Приказ Министра обороны РФ от 03.06.2014 N 333
"Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2014 N 34097)Зарегистрировано в Минюсте России 19 сентября 2014 г. N 34097
"Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2014 N 34097)Зарегистрировано в Минюсте России 19 сентября 2014 г. N 34097
Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 N 200
(ред. от 30.05.2009)
"Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации"81. При расформировании воинской части (организации) все дела с неистекшими сроками хранения передаются на хранение в архив вместе с ликвидационным актом. Порядок составления ликвидационного акта определен Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>. Вместе с делами в архив сдается полностью оформленный исторический формуляр (историческая справка) воинской части (организации). Командирам воинских частей (организаций) перемещение подчиненных им должностных лиц, ответственных за подготовку документации для ее сдачи в архивы при расформировании воинской части (организации), осуществлять только после сдачи документов на архивное хранение.
(ред. от 30.05.2009)
"Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации"81. При расформировании воинской части (организации) все дела с неистекшими сроками хранения передаются на хранение в архив вместе с ликвидационным актом. Порядок составления ликвидационного акта определен Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>. Вместе с делами в архив сдается полностью оформленный исторический формуляр (историческая справка) воинской части (организации). Командирам воинских частей (организаций) перемещение подчиненных им должностных лиц, ответственных за подготовку документации для ее сдачи в архивы при расформировании воинской части (организации), осуществлять только после сдачи документов на архивное хранение.
Статья: Применение норм о материальной ответственности военнослужащих в практике военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 7 Закона о материальной ответственности военнослужащих одним из условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности является причиненный по их вине реальный ущерб. В силу ст. 5 названного Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, выдачи и других целей. В соответствии с п. п. 59, 242, 268 и 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), к мерам по предупреждению ущерба относится выполнение требований обеспечения сохранности материальных ценностей, организация их хранения, а на должностных лиц соединения (воинской части), осуществляющих хозяйственную деятельность, к которым в силу занимаемой должности относится и С., возложены обязанности по организации хранения и сбережения материальных ценностей, а также по принятию мер к предотвращению их утрат. Назначение командованием военнослужащего, который обязан был исполнять должностные обязанности С. в период его отпуска, не освобождало ответчика от исполнения им своих должностных обязанностей по организации хранения, сбережения и учета вверенного ему имущества, в том числе путем передачи его другому военнослужащему по акту. Требование о проведении инвентаризации материальных средств при приеме дел и должности материально ответственными лицами при убытии в отпуск содержится в Директиве Министра обороны Российской Федерации "Об улучшении контроля за выполнением должностными лицами воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации своих обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей" от 25 июля 1998 г. N Д-22.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 7 Закона о материальной ответственности военнослужащих одним из условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности является причиненный по их вине реальный ущерб. В силу ст. 5 названного Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, выдачи и других целей. В соответствии с п. п. 59, 242, 268 и 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), к мерам по предупреждению ущерба относится выполнение требований обеспечения сохранности материальных ценностей, организация их хранения, а на должностных лиц соединения (воинской части), осуществляющих хозяйственную деятельность, к которым в силу занимаемой должности относится и С., возложены обязанности по организации хранения и сбережения материальных ценностей, а также по принятию мер к предотвращению их утрат. Назначение командованием военнослужащего, который обязан был исполнять должностные обязанности С. в период его отпуска, не освобождало ответчика от исполнения им своих должностных обязанностей по организации хранения, сбережения и учета вверенного ему имущества, в том числе путем передачи его другому военнослужащему по акту. Требование о проведении инвентаризации материальных средств при приеме дел и должности материально ответственными лицами при убытии в отпуск содержится в Директиве Министра обороны Российской Федерации "Об улучшении контроля за выполнением должностными лицами воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации своих обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей" от 25 июля 1998 г. N Д-22.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих: что нового в судебной практике?
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Разрешая дело, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения Б. к полной материальной ответственности. Между тем, принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд указал на отсутствие вины Б. в причинении материального ущерба, образовавшегося в результате разукомплектования нескольких единиц военной техники, переданной ответчиком подчиненным ему военнослужащим для эксплуатации. Однако судом не учтено следующее. По смыслу ст. 3 Закона о материальной ответственности военнослужащих условиями для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, наряду с наличием реального ущерба, являются его вина в причинении вреда и наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) военнослужащего и причиненным ущербом. Исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий при наличии вышеприведенных условий подлежит полной материальной ответственности, содержится в ст. 5 указанного Закона, при этом абз. 2 данной статьи к ним отнесены случаи, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа, подтверждающего получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов. В соответствии со ст. ст. 152, 153 Устава командир взвода в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность военного имущества взвода, а также обязан следить за правильной его эксплуатацией и не реже одного раза в две недели лично проводить его осмотр и проверку его наличия. Согласно п. 242 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333, командир взвода обязан организовывать сбережение и эксплуатацию материальных ценностей, а также принимать меры по предотвращению их утраты.
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Разрешая дело, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения Б. к полной материальной ответственности. Между тем, принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд указал на отсутствие вины Б. в причинении материального ущерба, образовавшегося в результате разукомплектования нескольких единиц военной техники, переданной ответчиком подчиненным ему военнослужащим для эксплуатации. Однако судом не учтено следующее. По смыслу ст. 3 Закона о материальной ответственности военнослужащих условиями для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, наряду с наличием реального ущерба, являются его вина в причинении вреда и наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) военнослужащего и причиненным ущербом. Исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий при наличии вышеприведенных условий подлежит полной материальной ответственности, содержится в ст. 5 указанного Закона, при этом абз. 2 данной статьи к ним отнесены случаи, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа, подтверждающего получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов. В соответствии со ст. ст. 152, 153 Устава командир взвода в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность военного имущества взвода, а также обязан следить за правильной его эксплуатацией и не реже одного раза в две недели лично проводить его осмотр и проверку его наличия. Согласно п. 242 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333, командир взвода обязан организовывать сбережение и эксплуатацию материальных ценностей, а также принимать меры по предотвращению их утраты.
Статья: Денежное довольствие военнослужащих как фактор совершенствования воинского мастерства в плоскости решений военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Согласно разд. 4 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации исполнение акта проверки хозяйственной деятельности части (подразделения) для соответствующего командира войсковой части (руководителя подразделения) является обязательным. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указание в Акте и последующее дублирование в приказе командира воинской части и в книге учета недостач воинской части информации о незаконности получения К. надбавки за классную квалификацию затрагивает права и законные интересы военнослужащего.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Согласно разд. 4 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации исполнение акта проверки хозяйственной деятельности части (подразделения) для соответствующего командира войсковой части (руководителя подразделения) является обязательным. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указание в Акте и последующее дублирование в приказе командира воинской части и в книге учета недостач воинской части информации о незаконности получения К. надбавки за классную квалификацию затрагивает права и законные интересы военнослужащего.