О проведении публичных слушаний тОмск
Подборка наиболее важных документов по запросу О проведении публичных слушаний тОмск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2024 N 88-КАДПР24-3-К8
Об отмене кассационного определения судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 и направлении на новое рассмотрение дела о признании не действующими в части Генерального плана Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, утв. решением Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области от 02.06.2009 N 83, и Генерального плана Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, утв. решением Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области от 29.04.2015 N 38.По мнению административного ответчика, прокурор демонстрирует исключительно формальный подход к рассмотрению настоящего дела без учета обстоятельств дела и не учитывает судебную практику по указанной категории дел. Между тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в Кассационном определении от 29 марта 2023 г. N 33-КАД22-7-КЗ пришла к выводу о недопустимости формального подхода при вынесении судебного акта в случае отступления от правила проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте. Кроме того, в материалах дела имеется решение Томского областного суда, оставленное в силе определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 88-АПГ16-2, из которого следует, что дело рассматривалось с участием прокурора, довод о не обеспечении жителям д. Позднеево возможности участвовать в публичных слушаниях по вопросу рассмотрения проекта генерального плана поселения, проведенных в п. Зональная Станция, судом проверялся и не нашел своего подтверждения.
Об отмене кассационного определения судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 и направлении на новое рассмотрение дела о признании не действующими в части Генерального плана Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, утв. решением Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области от 02.06.2009 N 83, и Генерального плана Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, утв. решением Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области от 29.04.2015 N 38.По мнению административного ответчика, прокурор демонстрирует исключительно формальный подход к рассмотрению настоящего дела без учета обстоятельств дела и не учитывает судебную практику по указанной категории дел. Между тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в Кассационном определении от 29 марта 2023 г. N 33-КАД22-7-КЗ пришла к выводу о недопустимости формального подхода при вынесении судебного акта в случае отступления от правила проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте. Кроме того, в материалах дела имеется решение Томского областного суда, оставленное в силе определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 88-АПГ16-2, из которого следует, что дело рассматривалось с участием прокурора, довод о не обеспечении жителям д. Позднеево возможности участвовать в публичных слушаниях по вопросу рассмотрения проекта генерального плана поселения, проведенных в п. Зональная Станция, судом проверялся и не нашел своего подтверждения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 N 304-ЭС20-1283 по делу N А67-6955/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия муниципальных органов, выразившегося в непринятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, обязании устранить нарушения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку в установленные сроки деятельность по разработке проекта решения осуществлялась; кроме того, обществом пропущен срок для обращения в суд.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.10) направление Департаментом в соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ в течение 5 дней после внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" по результатам проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) Мэру указанного проекта;
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия муниципальных органов, выразившегося в непринятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, обязании устранить нарушения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку в установленные сроки деятельность по разработке проекта решения осуществлялась; кроме того, обществом пропущен срок для обращения в суд.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.10) направление Департаментом в соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ в течение 5 дней после внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" по результатам проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) Мэру указанного проекта;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена прямых выборов мэра города Томска и проблемы коммуникации в единой системе публичной власти
(Сенникова Д.В., Юсубов Э.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Примечательно, что на предложение об отмене прямых выборов, представленное в 2020 г. одним из депутатов Законодательной Думы Томской области, представители прокуратуры отреагировали замечанием, обусловленным отсутствием предварительного обсуждения такой инициативы с населением муниципального образования и депутатами Думы города Томска <11>. Между тем в 2022 г. Закон об отмене прямых выборов мэра был принят без выяснения позиций населения или представительного органа. Отношение Думы города Томска выразила ее Комиссия по регламенту и правовым вопросам, что, конечно, нельзя рассматривать как позицию всех депутатов <12>. Публичные слушания, касающиеся изменений в Устав, были проведены после принятия закона субъекта, когда отказ от прямых выборов стал неизбежным.
(Сенникова Д.В., Юсубов Э.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Примечательно, что на предложение об отмене прямых выборов, представленное в 2020 г. одним из депутатов Законодательной Думы Томской области, представители прокуратуры отреагировали замечанием, обусловленным отсутствием предварительного обсуждения такой инициативы с населением муниципального образования и депутатами Думы города Томска <11>. Между тем в 2022 г. Закон об отмене прямых выборов мэра был принят без выяснения позиций населения или представительного органа. Отношение Думы города Томска выразила ее Комиссия по регламенту и правовым вопросам, что, конечно, нельзя рассматривать как позицию всех депутатов <12>. Публичные слушания, касающиеся изменений в Устав, были проведены после принятия закона субъекта, когда отказ от прямых выборов стал неизбежным.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)3. Необходимо конкретизировать основания и разработать порядок изменения границ охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального и местного значения. Устойчивое функционирование ООПТ должно быть обеспечено правовыми механизмами, направленными на предотвращение принятия безосновательных решений об изменении их границ в сторону уменьшения. Поскольку ООПТ являются общенациональным достоянием, должно быть учтено мнение населения по вопросу об изменении их границ путем проведения общественных слушаний.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)3. Необходимо конкретизировать основания и разработать порядок изменения границ охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального и местного значения. Устойчивое функционирование ООПТ должно быть обеспечено правовыми механизмами, направленными на предотвращение принятия безосновательных решений об изменении их границ в сторону уменьшения. Поскольку ООПТ являются общенациональным достоянием, должно быть учтено мнение населения по вопросу об изменении их границ путем проведения общественных слушаний.
Нормативные акты
Решение Томского УФАС России от 06.03.2025 по делу N 070/10/18.1-197/2025
Об оставлении жалобы без рассмотрения.Заявитель в жалобе указывает, что информация в СМИ о проведении аукциона не размещена, а также не были проведены общественные слушания.
Об оставлении жалобы без рассмотрения.Заявитель в жалобе указывает, что информация в СМИ о проведении аукциона не размещена, а также не были проведены общественные слушания.
Статья: О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на реализацию национального проекта "Доступное и комфортабельное жилье - гражданам России"
(Викторов И.С.)
("Жилищное право", 2006, N 10)Несоответствие федеральному законодательству в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления касаются: предоставления земельных участков в аренду ненадлежащим должностным лицом (Владимирская обл.), не решаются вопросы о проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений (Владимирская обл.); не устанавливаются предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства (Владимирская обл.), или устанавливаются с нарушением федерального законодательства (Республика Тыва); не информируется население о передаче земельных участков в аренду (Архангельская обл.); расширен перечень документов, предоставляемых заявителем для участия в аукционе (Новгородская обл.), предоставление земельных участков в аренду исключительно путем рассмотрения заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов (Новгородская обл.).
(Викторов И.С.)
("Жилищное право", 2006, N 10)Несоответствие федеральному законодательству в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления касаются: предоставления земельных участков в аренду ненадлежащим должностным лицом (Владимирская обл.), не решаются вопросы о проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений (Владимирская обл.); не устанавливаются предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства (Владимирская обл.), или устанавливаются с нарушением федерального законодательства (Республика Тыва); не информируется население о передаче земельных участков в аренду (Архангельская обл.); расширен перечень документов, предоставляемых заявителем для участия в аукционе (Новгородская обл.), предоставление земельных участков в аренду исключительно путем рассмотрения заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов (Новгородская обл.).
Статья: Эффективность народовластия в соотношении с формами прямого волеизъявления граждан
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 3)Непосредственное участие населения (народа) в правотворчестве возможно не только способом внесения правотворческой инициативы, но и путем проводимых по проектам нормативных правовых актов органами власти публичных (общественных) слушаний. На федеральном и региональном уровнях законодательной деятельности практикуется также проведение парламентских слушаний. Эти консультативные формы прямого волеизъявления граждан имеют определенные преимущества по сравнению с референдумом по принятию правового акта. Они дают возможность не только проявить свое положительное или отрицательное отношение к проекту нормативного правового акта, но и 1) представить свою собственную редакцию положений этого акта; 2) делать критические замечания по представленному проекту; 3) непосредственно дискутировать с авторами проекта; 4) требовать учета и включения высказанных предложений в протокол проведения слушаний.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 3)Непосредственное участие населения (народа) в правотворчестве возможно не только способом внесения правотворческой инициативы, но и путем проводимых по проектам нормативных правовых актов органами власти публичных (общественных) слушаний. На федеральном и региональном уровнях законодательной деятельности практикуется также проведение парламентских слушаний. Эти консультативные формы прямого волеизъявления граждан имеют определенные преимущества по сравнению с референдумом по принятию правового акта. Они дают возможность не только проявить свое положительное или отрицательное отношение к проекту нормативного правового акта, но и 1) представить свою собственную редакцию положений этого акта; 2) делать критические замечания по представленному проекту; 3) непосредственно дискутировать с авторами проекта; 4) требовать учета и включения высказанных предложений в протокол проведения слушаний.
"Муниципальное право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)Например, в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске, принятом Думой города 31 января 2006 г., говорится, что решение о проведении публичных слушаний по инициативе Думы может приниматься Думой города по любым вопросам местного значения. При рассмотрении проектов муниципальных актов, внесенных в Думу в порядке правотворческой инициативы населения, Дума обязана рассмотреть вопрос о проведении публичных слушаний по проекту данного акта до его рассмотрения. В случае если мэром города Томска вносится в Думу проект решения Думы, проведение публичных слушаний по которому обязательно, мэр города Томска обязан по своей инициативе провести публичные слушания по данному вопросу до внесения проекта решения в Думу.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)Например, в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске, принятом Думой города 31 января 2006 г., говорится, что решение о проведении публичных слушаний по инициативе Думы может приниматься Думой города по любым вопросам местного значения. При рассмотрении проектов муниципальных актов, внесенных в Думу в порядке правотворческой инициативы населения, Дума обязана рассмотреть вопрос о проведении публичных слушаний по проекту данного акта до его рассмотрения. В случае если мэром города Томска вносится в Думу проект решения Думы, проведение публичных слушаний по которому обязательно, мэр города Томска обязан по своей инициативе провести публичные слушания по данному вопросу до внесения проекта решения в Думу.
"Злоупотребление правом участниками земельных правоотношений"
(Вагизова Э.Р.)
("Статут", 2014)По итогам проведенной проверки в области природопользования за 2012 г. прокурорами Республик Алтай, Мордовия, Забайкальского края, Ивановской, Курской, Томской областей приняты меры, направленные на понуждение органов местного самоуправления реализовать полномочия в области градостроительного и земельного законодательства, в первую очередь принять необходимые документы. Кроме того, установлены нарушения при проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, что препятствует устойчивому развитию территорий <1>.
(Вагизова Э.Р.)
("Статут", 2014)По итогам проведенной проверки в области природопользования за 2012 г. прокурорами Республик Алтай, Мордовия, Забайкальского края, Ивановской, Курской, Томской областей приняты меры, направленные на понуждение органов местного самоуправления реализовать полномочия в области градостроительного и земельного законодательства, в первую очередь принять необходимые документы. Кроме того, установлены нарушения при проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, что препятствует устойчивому развитию территорий <1>.
Статья: Соотношение злоупотребления правом с земельными правонарушениями, иными схожими правовыми явлениями
(Вагизова Э.Р.)
("Экологическое право", 2013, N 5)По итогам проведенной проверки в области природопользования за 2012 г. прокурорами Республик Алтай, Мордовия, Забайкальского края, Ивановской, Курской, Томской областей приняты меры, направленные на понуждение органов местного самоуправления реализовать полномочия в области градостроительного и земельного законодательства, в первую очередь принять необходимые документы. Кроме того, установлены нарушения при проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, что препятствует устойчивому развитию территорий <28>.
(Вагизова Э.Р.)
("Экологическое право", 2013, N 5)По итогам проведенной проверки в области природопользования за 2012 г. прокурорами Республик Алтай, Мордовия, Забайкальского края, Ивановской, Курской, Томской областей приняты меры, направленные на понуждение органов местного самоуправления реализовать полномочия в области градостроительного и земельного законодательства, в первую очередь принять необходимые документы. Кроме того, установлены нарушения при проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, что препятствует устойчивому развитию территорий <28>.
Статья: Административная ответственность за нарушение строительного законодательства как механизм государственного управления
(Журавлева И.А., Кропачева А.В.)
("Современное право", 2011, N 2)В первую группу законов субъектов Российской Федерации обычно включают также нормативные правовые акты градостроительного законодательства, например Градостроительный кодекс Архангельской области, Градостроительный устав Пензенской области, Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области". Ко второй группе относятся, например, Закон Томской области "О региональных нормативах градостроительного проектирования Томской области", Закон города Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", Закон города Москвы "О генеральном плане города Москвы. Основные направления градостроительного развития города Москвы". Третью группу составляют нормативные правовые акты субъектов, изданные высшими должностными лицами регионов в порядке осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
(Журавлева И.А., Кропачева А.В.)
("Современное право", 2011, N 2)В первую группу законов субъектов Российской Федерации обычно включают также нормативные правовые акты градостроительного законодательства, например Градостроительный кодекс Архангельской области, Градостроительный устав Пензенской области, Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области". Ко второй группе относятся, например, Закон Томской области "О региональных нормативах градостроительного проектирования Томской области", Закон города Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", Закон города Москвы "О генеральном плане города Москвы. Основные направления градостроительного развития города Москвы". Третью группу составляют нормативные правовые акты субъектов, изданные высшими должностными лицами регионов в порядке осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Пример: заявители обратились в суд с требованием о признании недействующим акта об утверждении документации по планировке территории. Предприниматели указывали на нарушение администрацией муниципального образования порядка проведения публичных слушаний в городе Томске, выразившееся в нарушении срока опубликования результатов публичных слушаний.
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Пример: заявители обратились в суд с требованием о признании недействующим акта об утверждении документации по планировке территории. Предприниматели указывали на нарушение администрацией муниципального образования порядка проведения публичных слушаний в городе Томске, выразившееся в нарушении срока опубликования результатов публичных слушаний.