О признании информации запрещенной к распространению в РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу О признании информации запрещенной к распространению в РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Распространение информации или предоставление информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"В данном случае, как установил суд апелляционной инстанции, оснований для признания спорной информации, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не имеется, поскольку приведенные заявителем отзывы не подпадают ни под одну из перечисленных в Законе N 149-ФЗ категорий. Заявитель не привел ни одного довода или подтверждения, того, что указанные им отзывы являются информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Спорные сведения касаются исключительно предпринимательской деятельности Общества, трудовых конфликтов между Обществом и его работниками."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как Роскомнадзор проводит блокировку сайтов при выявлении противоправного контента
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. В каком порядке рассматриваются дела о признании информации запрещенной к распространению в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. В каком порядке рассматриваются дела о признании информации запрещенной к распространению в Интернете
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)42. Решение, являющееся основанием для ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимается судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)42. Решение, являющееся основанием для ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимается судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В отечественной науке гражданского процесса данное положение сомнений не вызывает и не оспаривается. Однако имеются разногласия, касающиеся юридической природы деятельности суда по таким делам: одни авторы рассматривают ее как форму реализации правосудия в гражданском судопроизводстве, другие же относят ее к судебному администрированию или управлению <1>. На наш взгляд, выведение подобных дел за рамки правосудия вряд ли правомерно, так как судья, если он выступает именно как судья, как представитель судебной власти, не может выполнять чего-либо, лежащего за пределами данной функции. И мы не можем это не учитывать, особенно сейчас, когда обсуждается возможность расширения границ особого производства и его существования в рамках не только ГПК РФ, но и КАС РФ. По крайней мере, именно об этом свидетельствует подготовленный Верховным Судом РФ проект закона о внесении изменений в КАС РФ, в соответствии с которым в данный Кодекс предполагается ввести отдельный подразд. V.1, регламентирующий порядок разрешения дел особого производства, к которым предлагается отнести дела: о признании информационных материалов экстремистскими; о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ; о восстановлении утраченного судебного производства; о признании, приведении в исполнение решений иностранных судов по административным делам, если признание (приведение в исполнение) таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом <2>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В отечественной науке гражданского процесса данное положение сомнений не вызывает и не оспаривается. Однако имеются разногласия, касающиеся юридической природы деятельности суда по таким делам: одни авторы рассматривают ее как форму реализации правосудия в гражданском судопроизводстве, другие же относят ее к судебному администрированию или управлению <1>. На наш взгляд, выведение подобных дел за рамки правосудия вряд ли правомерно, так как судья, если он выступает именно как судья, как представитель судебной власти, не может выполнять чего-либо, лежащего за пределами данной функции. И мы не можем это не учитывать, особенно сейчас, когда обсуждается возможность расширения границ особого производства и его существования в рамках не только ГПК РФ, но и КАС РФ. По крайней мере, именно об этом свидетельствует подготовленный Верховным Судом РФ проект закона о внесении изменений в КАС РФ, в соответствии с которым в данный Кодекс предполагается ввести отдельный подразд. V.1, регламентирующий порядок разрешения дел особого производства, к которым предлагается отнести дела: о признании информационных материалов экстремистскими; о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ; о восстановлении утраченного судебного производства; о признании, приведении в исполнение решений иностранных судов по административным делам, если признание (приведение в исполнение) таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом <2>.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Несмотря на то что в КАС РФ неисковая форма защиты охраняемых законом интересов не предусмотрена, суть бесспорных административных дел не поменялась. Значение имеет не название, а существо дела, однако название характеризует содержание и может создать путаницу, если оно не соответствует сути явления, в том числе правового. Поименовав все административные дела исковыми, законодатель создал ситуацию "процессуального Вавилона", размыв различия в рассмотрении исковых и неисковых дел. Это усложнило правовую защиту по неисковым делам. К примеру, первоначально дела по обращениям прокурора об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, рассматривались по правилам искового производства ГПК РФ. Затем суды стали руководствоваться правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ в Определении от 9 июня 2015 г. N 51-КГПР15-7, согласно которой по делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в сети Интернет запрещенной информации. Спора о праве по таким делам нет, - констатировал Верховный Суд РФ, - поэтому заявления рассматриваются по правилам особого производства в порядке установления юридического факта. С введением в действие КАС РФ дела данной категории, как и все остальные административные дела, отнесены к исковому административному производству. На проблемы, связанные с рассмотрением таких дел в порядке искового производства, указано в литературе <10>.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Несмотря на то что в КАС РФ неисковая форма защиты охраняемых законом интересов не предусмотрена, суть бесспорных административных дел не поменялась. Значение имеет не название, а существо дела, однако название характеризует содержание и может создать путаницу, если оно не соответствует сути явления, в том числе правового. Поименовав все административные дела исковыми, законодатель создал ситуацию "процессуального Вавилона", размыв различия в рассмотрении исковых и неисковых дел. Это усложнило правовую защиту по неисковым делам. К примеру, первоначально дела по обращениям прокурора об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, рассматривались по правилам искового производства ГПК РФ. Затем суды стали руководствоваться правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ в Определении от 9 июня 2015 г. N 51-КГПР15-7, согласно которой по делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в сети Интернет запрещенной информации. Спора о праве по таким делам нет, - констатировал Верховный Суд РФ, - поэтому заявления рассматриваются по правилам особого производства в порядке установления юридического факта. С введением в действие КАС РФ дела данной категории, как и все остальные административные дела, отнесены к исковому административному производству. На проблемы, связанные с рассмотрением таких дел в порядке искового производства, указано в литературе <10>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Указанное обстоятельство - соединение в рамках одного судебного производства правил искового и особого производств - является предметом дискуссии в научной литературе. См. подробнее: Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Указанное обстоятельство - соединение в рамках одного судебного производства правил искового и особого производств - является предметом дискуссии в научной литературе. См. подробнее: Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См.: Аргунов А.В. В поисках надлежащей процедуры рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими // Вестник гражданского процесса. 2015. N 6; Женетль С.З. Досудебный порядок признания информационных материалов экстремистскими // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. N 3. С. 739 - 743; Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См.: Аргунов А.В. В поисках надлежащей процедуры рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими // Вестник гражданского процесса. 2015. N 6; Женетль С.З. Досудебный порядок признания информационных материалов экстремистскими // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. N 3. С. 739 - 743; Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1.