О правилах юридической техники
Подборка наиболее важных документов по запросу О правилах юридической техники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние специальных правил юридической техники на качество конструирования санкций административно-деликтных норм
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7
Статья: Юридический дизайн как особый компонент юридической техники
(Бондарчук И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)Законодательство, правотворчество и юридический дизайн. На современном этапе развития российского законодательства особое внимание уделяется необходимости гармонизации системы российского законодательства в целях повышения уровня ее эффективности и исполнимости на всей территории страны, которая, в свою очередь, невозможна без применения правил юридической техники <13>. Растущее число инструментов информационных технологий способствует увеличению доступности правовых услуг для населения. Эти инструменты обеспечивают возможность простого перевода сложных юридических конструкций в объективные и однозначные алгоритмы, помогающие в понимании первых тому, кто не является частью юридического сообщества.
(Бондарчук И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)Законодательство, правотворчество и юридический дизайн. На современном этапе развития российского законодательства особое внимание уделяется необходимости гармонизации системы российского законодательства в целях повышения уровня ее эффективности и исполнимости на всей территории страны, которая, в свою очередь, невозможна без применения правил юридической техники <13>. Растущее число инструментов информационных технологий способствует увеличению доступности правовых услуг для населения. Эти инструменты обеспечивают возможность простого перевода сложных юридических конструкций в объективные и однозначные алгоритмы, помогающие в понимании первых тому, кто не является частью юридического сообщества.
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 31.08.2023 N 222
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2023 г. N 75075
"Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2023 N 75075)Зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2023 г. N 75075
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 22.11.2022 N СЕ-2-2/1-22-БК
<О разъяснении положений пункта 18 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>2. Большая коллегия Суда отмечает, что правила юридической техники в части, касающейся терминологии международного договора, практика формулирования в Договоре обязательных правил поведения позволяют считать, что употребленный в абзаце пятом пункта 18 Протокола в функции сказуемого глагол "принимаются" выражает правовое предписание принятия, которое предполагает обязательность поведения и отсутствие дискреции, усмотрения.
<О разъяснении положений пункта 18 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014)>2. Большая коллегия Суда отмечает, что правила юридической техники в части, касающейся терминологии международного договора, практика формулирования в Договоре обязательных правил поведения позволяют считать, что употребленный в абзаце пятом пункта 18 Протокола в функции сказуемого глагол "принимаются" выражает правовое предписание принятия, которое предполагает обязательность поведения и отсутствие дискреции, усмотрения.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье согласно ее наименованию содержатся заключительные положения, то есть предписания, связанные со вступлением в силу комментируемого Закона. Ранее федеральный законодатель зачастую называл подобные положения переходными, но с недавнего времени он руководствуется правилом юридической техники о том, что переходными именуются положения, применение которых рассчитано на период между принятием федерального закона и вступлением его в силу.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье согласно ее наименованию содержатся заключительные положения, то есть предписания, связанные со вступлением в силу комментируемого Закона. Ранее федеральный законодатель зачастую называл подобные положения переходными, но с недавнего времени он руководствуется правилом юридической техники о том, что переходными именуются положения, применение которых рассчитано на период между принятием федерального закона и вступлением его в силу.
Статья: Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Внесение изменений в приказ означает изменение, актуализацию или отмену ранее принятых управленческих решений. Как руководитель организации постоянно совершенствует свои управленческие навыки, так и отдел кадров на основе общих правил юридической техники совершенствует издание приказов.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Внесение изменений в приказ означает изменение, актуализацию или отмену ранее принятых управленческих решений. Как руководитель организации постоянно совершенствует свои управленческие навыки, так и отдел кадров на основе общих правил юридической техники совершенствует издание приказов.
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Общепризнано и считается рациональным, что сжатая формулировка сути конкретной статьи в ее названии облегчает использование закона. Статьи проектов нормативных правовых актов, не имеющие названий, допускаются в исключительных случаях <6>. Обобщающее словесное обозначение не только придает красоту документу, но и способствует точности, полноте и ясности понимания положений закона, содействует системному толкованию. Правила юридической техники строятся на принципах ясности закона, его разумной простоте и вразумительности правовых конструкций. Р. Иеринг подчеркивал две главные цели правотворчества в контексте юридической техники - облегчение субъективного обладания правом (усвоения, изучения, уразумения, понимания права), средством к чему служит упрощение права в количественном и качественном отношениях, и облегчение операции приложения права (удобоисполнимость, практичность права) <7>. Критический анализ действующей редакции УЖДТ РФ позволяет сделать очевидный вывод, что чем выше многосложность и неопределенность права, тем несовершеннее будет его практическое использование. Следует отметить, что другие транспортные уставы и кодексы России, а также Закон "О железнодорожном транспорте" названия статей имеют.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Общепризнано и считается рациональным, что сжатая формулировка сути конкретной статьи в ее названии облегчает использование закона. Статьи проектов нормативных правовых актов, не имеющие названий, допускаются в исключительных случаях <6>. Обобщающее словесное обозначение не только придает красоту документу, но и способствует точности, полноте и ясности понимания положений закона, содействует системному толкованию. Правила юридической техники строятся на принципах ясности закона, его разумной простоте и вразумительности правовых конструкций. Р. Иеринг подчеркивал две главные цели правотворчества в контексте юридической техники - облегчение субъективного обладания правом (усвоения, изучения, уразумения, понимания права), средством к чему служит упрощение права в количественном и качественном отношениях, и облегчение операции приложения права (удобоисполнимость, практичность права) <7>. Критический анализ действующей редакции УЖДТ РФ позволяет сделать очевидный вывод, что чем выше многосложность и неопределенность права, тем несовершеннее будет его практическое использование. Следует отметить, что другие транспортные уставы и кодексы России, а также Закон "О железнодорожном транспорте" названия статей имеют.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений основных понятий, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений основных понятий, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.
Статья: Проблема квалификации половых преступлений по признаку направленности деяния на удовлетворение сексуального влечения виновного
(Филатьев В.А.)
("Закон", 2024, N 11)<14> В данном случае под иными действиями сексуального характера следует понимать не только сходные по форме и содержанию с теми, которые закреплены в ряду последовательно перечисляемых в диспозиции нормы ("мужеложство, лесбиянство и иные..."), но и другие, типовая характеристика которых на содержании нормы не основана и потому неочевидна, что свидетельствует о несоблюдении законодателем правил юридической техники при конструировании предписаний.
(Филатьев В.А.)
("Закон", 2024, N 11)<14> В данном случае под иными действиями сексуального характера следует понимать не только сходные по форме и содержанию с теми, которые закреплены в ряду последовательно перечисляемых в диспозиции нормы ("мужеложство, лесбиянство и иные..."), но и другие, типовая характеристика которых на содержании нормы не основана и потому неочевидна, что свидетельствует о несоблюдении законодателем правил юридической техники при конструировании предписаний.
Статья: Цифровые преступления против личности: проблемы юридической техники
(Перина А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятия "юридическая техника", отметим, что некоторые ученые под правилами юридической техники понимают созданные научным сообществом и (или) официально установленные нормативы, соблюдение которых в процессе юридической деятельности выступает критерием ее качества <1>.
(Перина А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятия "юридическая техника", отметим, что некоторые ученые под правилами юридической техники понимают созданные научным сообществом и (или) официально установленные нормативы, соблюдение которых в процессе юридической деятельности выступает критерием ее качества <1>.
Статья: Институт административной преюдиции в уголовном законодательстве Российской Федерации. Проблемные вопросы применения ст. 5.35.1 КоАП РФ, ст. 157 УК РФ и пути их решения. Уголовная ответственность за аналогичные преступления в законодательстве иностранных государств
(Северин Ф.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Важным является еще и то, что нормы с административной преюдицией сконструированы по различным правилам юридической техники, что порождает определенные сложности в правоприменении. Само понятие "административная преюдиция" законодатель не использует, а применяет такие категории, как "неоднократность", "систематичность", "лицо, подвергнутое административному наказанию", "предыдущее привлечение к административной ответственности", и др.
(Северин Ф.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Важным является еще и то, что нормы с административной преюдицией сконструированы по различным правилам юридической техники, что порождает определенные сложности в правоприменении. Само понятие "административная преюдиция" законодатель не использует, а применяет такие категории, как "неоднократность", "систематичность", "лицо, подвергнутое административному наказанию", "предыдущее привлечение к административной ответственности", и др.
Статья: Правоприменительная юридическая техника
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Весьма абстрактное и несколько перегруженное определение правоприменительной техники предлагает И.В. Колесник. Процитируем его: "Правоприменительная технология представляет собой систему организационно-процедурных требований, приемов, правил и оформляющих их знаний об оптимальном использовании юридико-технических средств, в рамках определенных стратегии, тактики, методов, способов, принципов, используемых в деятельности по применению правовых норм для достижения социально полезной цели" [30, с. 121]. Думается, что подобное определение требует конкретизации, поскольку "достижение социально полезной цели" неспецифично для правоприменительной юридической техники. Признавая, что следование правилам правоприменительной юридической техники однозначно приводит к достижению социально полезной цели, мы считаем, что при дефинировании соответствующего понятия акцент должен быть сделан на специфическом предназначении правоприменительного юридико-технического инструментария. В этом контексте интересно замечание, согласно которому эвристический потенциал теории юридических средств заключается в ее способности демонстрировать социальные задачи, разрешаемые посредством тех или иных правовых механизмов [48].
(Кожокарь И.П., Русакова Е.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Весьма абстрактное и несколько перегруженное определение правоприменительной техники предлагает И.В. Колесник. Процитируем его: "Правоприменительная технология представляет собой систему организационно-процедурных требований, приемов, правил и оформляющих их знаний об оптимальном использовании юридико-технических средств, в рамках определенных стратегии, тактики, методов, способов, принципов, используемых в деятельности по применению правовых норм для достижения социально полезной цели" [30, с. 121]. Думается, что подобное определение требует конкретизации, поскольку "достижение социально полезной цели" неспецифично для правоприменительной юридической техники. Признавая, что следование правилам правоприменительной юридической техники однозначно приводит к достижению социально полезной цели, мы считаем, что при дефинировании соответствующего понятия акцент должен быть сделан на специфическом предназначении правоприменительного юридико-технического инструментария. В этом контексте интересно замечание, согласно которому эвристический потенциал теории юридических средств заключается в ее способности демонстрировать социальные задачи, разрешаемые посредством тех или иных правовых механизмов [48].
Статья: Локальные (внутренние) нормативные акты: составление и оформление
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Отсутствие единых подходов к составлению и оформлению ЛНА свидетельствует об актуальности более глубокой унификации этих документов и выработки единых правил юридической техники применительно к этим документам.
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Отсутствие единых подходов к составлению и оформлению ЛНА свидетельствует об актуальности более глубокой унификации этих документов и выработки единых правил юридической техники применительно к этим документам.
Статья: Разграничение уголовной и административной ответственности за совершение противоправных деяний, связанных с распространением недостоверных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Исходя из выявленной схожести составов административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 354.1 УК РФ, считаем целесообразным с учетом правил юридической техники внесение поправок в ст. 354.1 УК РФ, а точнее в норму, одна из частей которой, будет предусматривать уголовную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ.
(Хисматова А.Р., Звездкина А.С.)
("Современное право", 2025, N 5)Исходя из выявленной схожести составов административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 354.1 УК РФ, считаем целесообразным с учетом правил юридической техники внесение поправок в ст. 354.1 УК РФ, а точнее в норму, одна из частей которой, будет предусматривать уголовную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.48 КоАП РФ.