О порядке рассмотрения прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу О порядке рассмотрения прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск прокурора в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Прокурор" УПК РФСледовательно, обращение административного истца обоснованно рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 года N 45."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)В статье анализируется существующий порядок рассмотрения в органах и организациях прокуратуры обращений, в которых заявитель не сообщает о себе идентифицирующих сведений. На основании проведенного исследования автор предлагает конкретные изменения организационно-распорядительного документа Генерального прокурора РФ.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)В статье анализируется существующий порядок рассмотрения в органах и организациях прокуратуры обращений, в которых заявитель не сообщает о себе идентифицирующих сведений. На основании проведенного исследования автор предлагает конкретные изменения организационно-распорядительного документа Генерального прокурора РФ.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 9 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428, проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ. Приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 утвержден Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 9 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428, проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ. Приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 утвержден Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"5. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"5. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212
"О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как отмечает С.Г. Бывальцева, большую роль в обеспечении реализации права граждан на обращение и, соответственно, в контроле за порядком рассмотрения обращений граждан играет прокуратура Российской Федерации. Сами органы прокуратуры ежегодно рассматривают несколько миллионов обращений. Прокуратура как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав граждан, постоянно сталкивается с проблемами правового регулирования права на обращение, и особенно часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения <448>. Нарушение прав граждан на обращение, по данным прокуратуры, не является редкостью, большинство случаев касается именно нарушений сроков рассмотрения обращений <449>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как отмечает С.Г. Бывальцева, большую роль в обеспечении реализации права граждан на обращение и, соответственно, в контроле за порядком рассмотрения обращений граждан играет прокуратура Российской Федерации. Сами органы прокуратуры ежегодно рассматривают несколько миллионов обращений. Прокуратура как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав граждан, постоянно сталкивается с проблемами правового регулирования права на обращение, и особенно часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения <448>. Нарушение прав граждан на обращение, по данным прокуратуры, не является редкостью, большинство случаев касается именно нарушений сроков рассмотрения обращений <449>.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Передать обращение в органы прокуратуры можно следующими способами (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45):
(КонсультантПлюс, 2025)Передать обращение в органы прокуратуры можно следующими способами (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45):
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)<6> О порядке рассмотрения в органах прокуратуры жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Методические рекомендации (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 июля 2018 г. N 36-10-2018).
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)<6> О порядке рассмотрения в органах прокуратуры жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Методические рекомендации (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 июля 2018 г. N 36-10-2018).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон разделяет контрольные мероприятия на плановые и внеплановые. Правительством РФ определен порядок формирования ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры <1>. Документ вступил в силу 1 июля 2021 г. План проведения контрольных мероприятий формируется на год на основании перечня объектов контроля из единого реестра видов контроля. Проект ежегодного плана контрольных мероприятий формируется с использованием информационной системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (ЕРКНМ), а также иных информационных систем, созданных в целях обеспечения организации и осуществления муниципального контроля. Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры. Закон N 248-ФЗ уполномочивает Генерального прокурора РФ на урегулирование своим приказом порядка рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов (ч. 5 ст. 61). Приказом Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утверждены Порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования и Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения <2>. До 20 ноября контрольный орган муниципального образования должен рассмотреть и учесть предложения прокуратуры либо обжаловать их у вышестоящего прокурору. До 15 декабря план должен быть утвержден в машиночитаемом виде ЕРКНМ и затем в течение пяти дней размещен на официальном сайте контрольного органа.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон разделяет контрольные мероприятия на плановые и внеплановые. Правительством РФ определен порядок формирования ежегодных планов проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры <1>. Документ вступил в силу 1 июля 2021 г. План проведения контрольных мероприятий формируется на год на основании перечня объектов контроля из единого реестра видов контроля. Проект ежегодного плана контрольных мероприятий формируется с использованием информационной системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (ЕРКНМ), а также иных информационных систем, созданных в целях обеспечения организации и осуществления муниципального контроля. Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры. Закон N 248-ФЗ уполномочивает Генерального прокурора РФ на урегулирование своим приказом порядка рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для согласования указанных планов (ч. 5 ст. 61). Приказом Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утверждены Порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, Порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования и Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения <2>. До 20 ноября контрольный орган муниципального образования должен рассмотреть и учесть предложения прокуратуры либо обжаловать их у вышестоящего прокурору. До 15 декабря план должен быть утвержден в машиночитаемом виде ЕРКНМ и затем в течение пяти дней размещен на официальном сайте контрольного органа.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В Российской Федерации законодатель идет по пути расширения нормотворческих полномочий Генеральной прокуратуры в области государственного контроля. Так, в принятом в 2008 г. Законе о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля <7> содержались лишь нормы об утверждении Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядка согласования внеплановых проверок. Также с учетом предоставленных ч. 7 ст. 9 этого Закона полномочий по формированию ежегодного плана проверок Генеральным прокурором на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре <8> закреплен порядок его формирования. В свою очередь, Закон о госконтроле предоставляет возможность Генеральному прокурору установить порядок рассмотрения органами прокуратуры ежегодных планов контрольных мероприятий, порядок согласования внеплановых мероприятий, форму заявления контролирующего органа о таком согласовании, а также порядок согласования являющихся альтернативой предписаниям соглашений контролируемых лиц с контрольным органом о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.