О подготовке проекта генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу О подготовке проекта генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Документы территориального планирования муниципальных образований" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу статей 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и взаимосвязанных с ними абзаца восьмого пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана 2011 года), а также статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" утверждение или изменение генерального плана муниципального образования, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. В силу части 1 статьи 8 данного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, возражения граждан, проживающих в близлежащих населенных пунктах, внесенные в порядке статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняты к сведению уполномоченными органами власти, однако, из положений части 1 статьи 5.1, частей 12 и 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, следует, что целью общественных обсуждений или публичных слушаний является выявление коллективного мнения, позволяющей в комплексе учесть потребности населения и территорий в развитии и согласовать государственные, общественные и частные интересы в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому их результаты при подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки учитываются, но в то же время не являются определяющими."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- случаи подготовки проектов генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов, проектов, предусматривающих внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- случаи подготовки проектов генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов, проектов, предусматривающих внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа.
(ред. от 31.07.2025)2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 2022 года законодателем закреплена возможность на основании решения субъекта РФ подготовки проекта изменений в Генплан применительно к части населенного пункта. В таком случае общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке предложений о внесении изменений <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 2022 года законодателем закреплена возможность на основании решения субъекта РФ подготовки проекта изменений в Генплан применительно к части населенного пункта. В таком случае общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке предложений о внесении изменений <1>.
Статья: О едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования на муниципальном уровне
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Во-вторых, Законом N 541-ФЗ не были учтены положения ГрК РФ, устанавливающие порядок подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, решение о подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа (часть 2 статьи 24 и часть 5 статьи 31 ГрК РФ). В свою очередь, уполномоченным на принятие решения о подготовке единого документа является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или глава местной администрации в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления фактически лишаются своих полномочий, ранее установленных ГрК РФ, либо происходит вмешательство в их деятельность со стороны органов субъектов Российской Федерации.
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Во-вторых, Законом N 541-ФЗ не были учтены положения ГрК РФ, устанавливающие порядок подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, решение о подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа (часть 2 статьи 24 и часть 5 статьи 31 ГрК РФ). В свою очередь, уполномоченным на принятие решения о подготовке единого документа является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или глава местной администрации в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления фактически лишаются своих полномочий, ранее установленных ГрК РФ, либо происходит вмешательство в их деятельность со стороны органов субъектов Российской Федерации.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Сущностным аргументом в пользу однозначности цели включения земельных участков в границы населенных пунктов является то, что функции средства производства они могут выполнять и в составе земель сельскохозяйственного назначения. Для сохранения этой функции в составе земель населенных пунктов отсутствует необходимость в проведении затратных для муниципальных образований мероприятий по подготовке проекта генерального плана (внесению изменений в него), а также в определении новой границы населенного пункта для целей внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Такое определение цели включения земельных участков сельскохозяйственного назначения коррелируется с тем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Представляется, что предметом такого согласования является окончательное в той или иной перспективе выбытие земель из числа используемых как средство производства в сельском хозяйстве.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Сущностным аргументом в пользу однозначности цели включения земельных участков в границы населенных пунктов является то, что функции средства производства они могут выполнять и в составе земель сельскохозяйственного назначения. Для сохранения этой функции в составе земель населенных пунктов отсутствует необходимость в проведении затратных для муниципальных образований мероприятий по подготовке проекта генерального плана (внесению изменений в него), а также в определении новой границы населенного пункта для целей внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Такое определение цели включения земельных участков сельскохозяйственного назначения коррелируется с тем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Представляется, что предметом такого согласования является окончательное в той или иной перспективе выбытие земель из числа используемых как средство производства в сельском хозяйстве.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Поэтому требования к благоустройству, закрепляемые в региональных и местных НГП, можно реализовать только при подготовке проектов генеральных планов и иных документов территориального планирования регионального и местного уровней, подготовке проектов правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. При этом на вопрос о наличии корреляции между указанными градостроительными документами и правилами благоустройства территории, полагаем, следует дать отрицательный ответ. Во всяком случае - в рамках действующего градостроительного законодательства.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Поэтому требования к благоустройству, закрепляемые в региональных и местных НГП, можно реализовать только при подготовке проектов генеральных планов и иных документов территориального планирования регионального и местного уровней, подготовке проектов правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. При этом на вопрос о наличии корреляции между указанными градостроительными документами и правилами благоустройства территории, полагаем, следует дать отрицательный ответ. Во всяком случае - в рамках действующего градостроительного законодательства.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о подготовке проекта генерального плана принимается соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о подготовке проекта генерального плана принимается соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Высший судебный орган конституционного контроля напомнил также, что ГрК РФ предусматривает и иные, помимо публичных слушаний и общественных обсуждений, формы участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности. Так, подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц; последние вправе представить свои предложения по проекту генерального плана <14>.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Высший судебный орган конституционного контроля напомнил также, что ГрК РФ предусматривает и иные, помимо публичных слушаний и общественных обсуждений, формы участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности. Так, подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц; последние вправе представить свои предложения по проекту генерального плана <14>.