О наказах избирателей депутатам
Подборка наиболее важных документов по запросу О наказах избирателей депутатам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и гарантии конституционных прав граждан
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<5> См., например, Постановление Правительства Амурской области от 5 февраля 2024 г. N 64 "О создании информационной системы "Региональная система управления данными Амурской области"; Постановление Правительства Новосибирской области от 5 марта 2015 г. N 82-П "О государственной информационной системе Новосибирской области "Мониторинг хода реализации наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области".
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)<5> См., например, Постановление Правительства Амурской области от 5 февраля 2024 г. N 64 "О создании информационной системы "Региональная система управления данными Амурской области"; Постановление Правительства Новосибирской области от 5 марта 2015 г. N 82-П "О государственной информационной системе Новосибирской области "Мониторинг хода реализации наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области".
Статья: Принцип эффективности и его реализация в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Интерес вызывает практика Новосибирской области, где действует информационно-аналитический портал, который позволяет отслеживать информацию по наказам избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области в разрезе избирательных округов, конкретных депутатов и источников финансирования <27>. В соответствии с Законом Новосибирской области от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области" на период каждого созыва областными депутатами совместно с исполнительными органами власти Новосибирской области формируется программа реализации наказов избирателей. Кроме того, Законодательным Собранием Новосибирской области в рамках программы ежегодно утверждается план реализации наказов избирателей, который предусматривает в случаях снижения объема финансирования мероприятий, направленных на реализацию наказов избирателей, Правительству Новосибирской области проводить согласительные процедуры с депутатами, по округам которых планируется снижение объемов финансирования, и соответствующими органами местного самоуправления.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Интерес вызывает практика Новосибирской области, где действует информационно-аналитический портал, который позволяет отслеживать информацию по наказам избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области в разрезе избирательных округов, конкретных депутатов и источников финансирования <27>. В соответствии с Законом Новосибирской области от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области" на период каждого созыва областными депутатами совместно с исполнительными органами власти Новосибирской области формируется программа реализации наказов избирателей. Кроме того, Законодательным Собранием Новосибирской области в рамках программы ежегодно утверждается план реализации наказов избирателей, который предусматривает в случаях снижения объема финансирования мероприятий, направленных на реализацию наказов избирателей, Правительству Новосибирской области проводить согласительные процедуры с депутатами, по округам которых планируется снижение объемов финансирования, и соответствующими органами местного самоуправления.
Нормативные акты
Статья: Преемственность в конституционном праве в контексте конституционной самобытности
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Так, марксистскому государственному праву был известен институт "наказов избирателей", нормы которого нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г. (ст. 102): "Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации". И хотя сегодня рассматриваемое не получило конституционного закрепления как форма прямой демократии, практика показывает, что институт восстанавливается (реставрируется) с помощью регионального регулирования наказов избирателей. Например, в Новосибирской области действует Закон от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области", а на уровне местного самоуправления - Положение о наказах избирателей в г. Новосибирске, утвержденное решением Совета депутатов города Новосибирска от 23 декабря 2009 г. N 1490. Таким образом, можно наблюдать преемственность между институтами не только дореволюционного конституционного права и современного, но и советского и современного.
(Ряховская Т.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Так, марксистскому государственному праву был известен институт "наказов избирателей", нормы которого нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г. (ст. 102): "Избиратели дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации". И хотя сегодня рассматриваемое не получило конституционного закрепления как форма прямой демократии, практика показывает, что институт восстанавливается (реставрируется) с помощью регионального регулирования наказов избирателей. Например, в Новосибирской области действует Закон от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области", а на уровне местного самоуправления - Положение о наказах избирателей в г. Новосибирске, утвержденное решением Совета депутатов города Новосибирска от 23 декабря 2009 г. N 1490. Таким образом, можно наблюдать преемственность между институтами не только дореволюционного конституционного права и современного, но и советского и современного.
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Основной формой опосредованного участия граждан в бюджетном процессе является наказ избирателей. В Новосибирской области с 2015 г. действует Закон Новосибирской области от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области" (далее - Закон о наказах) <1>.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Основной формой опосредованного участия граждан в бюджетном процессе является наказ избирателей. В Новосибирской области с 2015 г. действует Закон Новосибирской области от 1 июля 2015 г. N 574-ОЗ "О наказах избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области" (далее - Закон о наказах) <1>.
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<4> См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. N 191-III "О наказах избирателей депутатам представительного органа местного самоуправления и главе муниципального образования в Республике Саха (Якутия) (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 25 декабря 2003 г N 192-III) // Якутия. 2004. N 8; Закон Белгородской области от 14 февраля 2001 г. N 131 "О наказах избирателей" (ред. от 28.06.2017 N 171) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2001. N 25.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<4> См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 г. N 191-III "О наказах избирателей депутатам представительного органа местного самоуправления и главе муниципального образования в Республике Саха (Якутия) (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 25 декабря 2003 г N 192-III) // Якутия. 2004. N 8; Закон Белгородской области от 14 февраля 2001 г. N 131 "О наказах избирателей" (ред. от 28.06.2017 N 171) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2001. N 25.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Наказы избирателей депутатам, их отчеты - большинство субъектов РФ отказались от этого с началом постсоветского периода развития, хотя позже кое-где "опомнились" и, по крайней мере, допускают наказы избирателей как олицетворение формальной связи депутатов и избирателей <15>.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Наказы избирателей депутатам, их отчеты - большинство субъектов РФ отказались от этого с началом постсоветского периода развития, хотя позже кое-где "опомнились" и, по крайней мере, допускают наказы избирателей как олицетворение формальной связи депутатов и избирателей <15>.
Статья: Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске)
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Конституцию Российской Федерации в текущем году включена правовая конструкция "единая система публичной власти", в которую, помимо органов государственной власти, вошли органы местного самоуправления. В настоящей статье рассматривается двойственность правовой природы местного самоуправления на примере города Новосибирска, анализируется сущность местного самоуправления как публичной власти муниципального образования и как института гражданского общества, обосновывается необходимость наличия у органов местного самоуправления властных, императивных полномочий. Изучены правовые, организационные основы осуществления населением города Новосибирска права на участие в управлении делами муниципального образования, на решение вопросов местного значения посредством реализации гражданских инициатив. Проанализированы такие формы непосредственной демократии, как наказы избирателей депутатам, обращения граждан в органы местного самоуправления, участие граждан в сессиях представительного органа муниципального образования, а также такие формы проявления публично-властных полномочий органами местного самоуправления, как муниципальный контроль, привлечение административными комиссиями муниципального образования виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушения.
(Федорова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)В Конституцию Российской Федерации в текущем году включена правовая конструкция "единая система публичной власти", в которую, помимо органов государственной власти, вошли органы местного самоуправления. В настоящей статье рассматривается двойственность правовой природы местного самоуправления на примере города Новосибирска, анализируется сущность местного самоуправления как публичной власти муниципального образования и как института гражданского общества, обосновывается необходимость наличия у органов местного самоуправления властных, императивных полномочий. Изучены правовые, организационные основы осуществления населением города Новосибирска права на участие в управлении делами муниципального образования, на решение вопросов местного значения посредством реализации гражданских инициатив. Проанализированы такие формы непосредственной демократии, как наказы избирателей депутатам, обращения граждан в органы местного самоуправления, участие граждан в сессиях представительного органа муниципального образования, а также такие формы проявления публично-властных полномочий органами местного самоуправления, как муниципальный контроль, привлечение административными комиссиями муниципального образования виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушения.