О мерах по обеспечению исполнения областного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу О мерах по обеспечению исполнения областного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство... заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения... представления [Управления Федерального казначейства - ред.] до момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Министерство... заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения... представления [Управления Федерального казначейства - ред.] до момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 30.10.2023 N 33а-5658/2023 (УИД 72RS0011-01-2022-000467-97)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением.
Обстоятельства: Ответчик не в полной мере реализует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, по обеспечению района источниками наружного противопожарного водоснабжения, что при отсутствии определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы, разработка администрацией Ишимского муниципального района Тюменской области плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения в срок, начиная с 2025 по 2039 г., не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку нарушения пожарной безопасности в Плешковском сельском поселении до настоящего времени не устранены. Отсутствие денежных средств в бюджете не может являться основанием для освобождения администрации Плешковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области от исполнения возложенных функций обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением.
Обстоятельства: Ответчик не в полной мере реализует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, по обеспечению района источниками наружного противопожарного водоснабжения, что при отсутствии определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы, разработка администрацией Ишимского муниципального района Тюменской области плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения в срок, начиная с 2025 по 2039 г., не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку нарушения пожарной безопасности в Плешковском сельском поселении до настоящего времени не устранены. Отсутствие денежных средств в бюджете не может являться основанием для освобождения администрации Плешковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области от исполнения возложенных функций обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы государственного бюджетного контроля в Республике Таджикистан
(Рустамзода Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)<1> В своем Послании Парламенту страны от 22 декабря 2016 г. Президент Республики Таджикистан, лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон поручил Министерству финансов РТ и другим государственным органам в этой области "...обеспечить своевременное и качественное исполнение доходной и расходной частей государственного бюджета и принять меры по прозрачному и эффективному использованию этих средств для реализации приоритетов развития страны". URL: https://minfin.tj/index.php?newsid=683.
(Рустамзода Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)<1> В своем Послании Парламенту страны от 22 декабря 2016 г. Президент Республики Таджикистан, лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон поручил Министерству финансов РТ и другим государственным органам в этой области "...обеспечить своевременное и качественное исполнение доходной и расходной частей государственного бюджета и принять меры по прозрачному и эффективному использованию этих средств для реализации приоритетов развития страны". URL: https://minfin.tj/index.php?newsid=683.
Вопрос: О внесении изменений в заключенный в 2023 г. муниципальный контракт, финансируемый за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 02-11-10/18690)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2023 г. N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году" (далее - Постановление N 348).
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 02-11-10/18690)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2023 г. N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году" (далее - Постановление N 348).
Нормативные акты
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- разработка и контроль исполнения государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- разработка и контроль исполнения государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559
(ред. от 23.12.2024)
"О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"т) информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2559 "О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а" и "д" - "и" пункта 18 Правил ведения реестра контрактов.".
(ред. от 23.12.2024)
"О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"т) информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2559 "О мерах по обеспечению режима военного положения и об особенностях планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а" и "д" - "и" пункта 18 Правил ведения реестра контрактов.".
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке административного судопроизводства
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Так, в 2022 г. заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Т. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 млн руб., ссылаясь на длительное неисполнение решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2015 г., которым на министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета для Т. жилое помещение в виде жилого дома либо квартиры площадью не менее нормы предоставления, но не менее 45 кв. м и передать его ей на условиях договора найма. Решением Свердловского областного суда от 3 февраля 2022 г. административный иск удовлетворен частично: в пользу Т. со Свердловской области в лице министерства финансов Свердловской области за счет средств бюджета области взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 тыс. руб. Не согласившись с размером компенсации, заместитель прокурора области указанное решение суда обжаловал в суд апелляционной инстанции. Однако суд апелляционной инстанции, констатируя, что министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не было принято достаточных и эффективных мер, обеспечивающих своевременное исполнение решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2015 г., в связи с чем нарушено право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и основания для присуждения компенсации есть, указал, что суд правильно определил обстоятельства, подлежащие учету при определении размера суммы, подлежащей взысканию в качестве компенсации. Суд учел требования федерального законодательства, разъяснения Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (п. 40, 46, 55, 60), и практику Европейского суда по правам человека.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Так, в 2022 г. заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Т. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 млн руб., ссылаясь на длительное неисполнение решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2015 г., которым на министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета для Т. жилое помещение в виде жилого дома либо квартиры площадью не менее нормы предоставления, но не менее 45 кв. м и передать его ей на условиях договора найма. Решением Свердловского областного суда от 3 февраля 2022 г. административный иск удовлетворен частично: в пользу Т. со Свердловской области в лице министерства финансов Свердловской области за счет средств бюджета области взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 тыс. руб. Не согласившись с размером компенсации, заместитель прокурора области указанное решение суда обжаловал в суд апелляционной инстанции. Однако суд апелляционной инстанции, констатируя, что министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не было принято достаточных и эффективных мер, обеспечивающих своевременное исполнение решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 сентября 2015 г., в связи с чем нарушено право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и основания для присуждения компенсации есть, указал, что суд правильно определил обстоятельства, подлежащие учету при определении размера суммы, подлежащей взысканию в качестве компенсации. Суд учел требования федерального законодательства, разъяснения Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (п. 40, 46, 55, 60), и практику Европейского суда по правам человека.
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В научной статье осуществляется функциональное обоснование особой значимости для общественных и государственных отношений бюджетных мер принуждения и их публичного характера правоприменения. Авторским коллективом поднимаются актуальные проблемы систематизации бюджетных мер принуждения в отношении лиц, совершивших бюджетные нарушения. В условиях санкционного давления бюджетные правоотношения реализуются в формате мобилизационной экономической модели, эффективность функционирования которой основывается на систематизированном механизме исполнения бюджетов бюджетной системы, в том числе с учетом использования мер бюджетного принуждения. Особое внимание уделяется системному анализу правового положения объектов и субъектов административно-юрисдикционных отношений в бюджетной сфере по вопросам бюджетных нарушений и применения бюджетных мер принуждения. В заключение обосновывается необходимость систематизации норм административно-юрисдикционного законодательства в области государственного принуждения в бюджетной сфере с целью обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы. Систематизация норм бюджетного принуждения позволит повысить бюджетную дисциплину участников бюджетного процесса посредством правового обеспечения эффективного функционирования механизмов бюджетных правоотношений.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В научной статье осуществляется функциональное обоснование особой значимости для общественных и государственных отношений бюджетных мер принуждения и их публичного характера правоприменения. Авторским коллективом поднимаются актуальные проблемы систематизации бюджетных мер принуждения в отношении лиц, совершивших бюджетные нарушения. В условиях санкционного давления бюджетные правоотношения реализуются в формате мобилизационной экономической модели, эффективность функционирования которой основывается на систематизированном механизме исполнения бюджетов бюджетной системы, в том числе с учетом использования мер бюджетного принуждения. Особое внимание уделяется системному анализу правового положения объектов и субъектов административно-юрисдикционных отношений в бюджетной сфере по вопросам бюджетных нарушений и применения бюджетных мер принуждения. В заключение обосновывается необходимость систематизации норм административно-юрисдикционного законодательства в области государственного принуждения в бюджетной сфере с целью обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы. Систематизация норм бюджетного принуждения позволит повысить бюджетную дисциплину участников бюджетного процесса посредством правового обеспечения эффективного функционирования механизмов бюджетных правоотношений.
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)<3> См., напр.: Законы Московской области от 10.07.2003 N 82/2003-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2002 год"; г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы"; Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)<3> См., напр.: Законы Московской области от 10.07.2003 N 82/2003-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2002 год"; г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы"; Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Статья: Новые полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве: профессиональное обучение
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В современной России потребности в защите имущественных интересов государства (его публично-правовых образований) органами прокуратуры в большей мере связаны с нарушением публичным субъектом (здесь и далее - органы публичной власти, государственные (муниципальные) учреждения, их должностные лица) требований закона в области бюджетных отношений по исполнению бюджета по расходам, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, государственного оборонного заказа, а также экономической поддержки юридических лиц; требований закона, связанных с деятельностью экономических субъектов с позиции исполнения ими законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, налогового законодательства и т.д.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Законность", 2024, N 8)В современной России потребности в защите имущественных интересов государства (его публично-правовых образований) органами прокуратуры в большей мере связаны с нарушением публичным субъектом (здесь и далее - органы публичной власти, государственные (муниципальные) учреждения, их должностные лица) требований закона в области бюджетных отношений по исполнению бюджета по расходам, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, государственного оборонного заказа, а также экономической поддержки юридических лиц; требований закона, связанных с деятельностью экономических субъектов с позиции исполнения ими законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, налогового законодательства и т.д.
Статья: Меры, направленные на предупреждение сокрытия имущества должников. Назревшие вопросы совершенствования законодательства в данной области
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Так, деятельность Федеральной службы судебных приставов России оказывает прямое воздействие на обеспечение экономической безопасности страны, поскольку не просто является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, но и выступает источником пополнения бюджета страны, состояние которого априори оказывает влияние на его экономическую безопасность.
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Так, деятельность Федеральной службы судебных приставов России оказывает прямое воздействие на обеспечение экономической безопасности страны, поскольку не просто является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, но и выступает источником пополнения бюджета страны, состояние которого априори оказывает влияние на его экономическую безопасность.
Статья: Мониторинг законодательства как средство защиты прав граждан (на примере анализа регионального нормотворчества в сфере ресоциализации)
(Артамонов А.Н., Молодочкина В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)2) создание и реализация мер по осуществлению государственной политики в области профилактики правонарушений на территории субъекта Российской Федерации;
(Артамонов А.Н., Молодочкина В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)2) создание и реализация мер по осуществлению государственной политики в области профилактики правонарушений на территории субъекта Российской Федерации;
Вопрос: О применении системы "Электронный бюджет" при предоставлении субсидий юрлицам, ИП, физлицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджетов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-09/115337)<4> Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (далее - Положение N 1496).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-09/115337)<4> Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (далее - Положение N 1496).