О государственном регулировании выбросов парниковых гАзов
Подборка наиболее важных документов по запросу О государственном регулировании выбросов парниковых гАзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Разность подходов к пониманию содержания экологического права не только порождает теоретические дискуссии о границах предмета эколого-правового регулирования, но и затрудняет определение в процессе правотворческой деятельности предметной сферы действия проектируемых нормативных правовых актов природоохранной направленности и их места в системе действующего законодательства <11>. Так, в процессе разработки правотворческой модели ограничения выбросов парниковых газов возник вопрос о том, в каком формально-юридическом источнике должны найти отражение будущие правовые нормы. Учитывая, что не все выбрасываемые в атмосферный воздух парниковые газы отнесены действующим нормативным правовым регулированием к загрязняющим окружающую среду веществам и не все предлагаемые меры их регулирования являются эколого-правовыми, было принято решение о закреплении правовой модели государственного регулирования выбросов парниковых газов в нормах тематического закона - Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон об ограничении выбросов парниковых газов). Однако такой подход не оказался бесспорным, поскольку не исключил пересечение предметных сфер действия сразу нескольких Федеральных законов: Закона об ограничении выбросов парниковых газов, Закона об охране окружающей среды и Закона об охране атмосферного воздуха.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Разность подходов к пониманию содержания экологического права не только порождает теоретические дискуссии о границах предмета эколого-правового регулирования, но и затрудняет определение в процессе правотворческой деятельности предметной сферы действия проектируемых нормативных правовых актов природоохранной направленности и их места в системе действующего законодательства <11>. Так, в процессе разработки правотворческой модели ограничения выбросов парниковых газов возник вопрос о том, в каком формально-юридическом источнике должны найти отражение будущие правовые нормы. Учитывая, что не все выбрасываемые в атмосферный воздух парниковые газы отнесены действующим нормативным правовым регулированием к загрязняющим окружающую среду веществам и не все предлагаемые меры их регулирования являются эколого-правовыми, было принято решение о закреплении правовой модели государственного регулирования выбросов парниковых газов в нормах тематического закона - Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон об ограничении выбросов парниковых газов). Однако такой подход не оказался бесспорным, поскольку не исключил пересечение предметных сфер действия сразу нескольких Федеральных законов: Закона об ограничении выбросов парниковых газов, Закона об охране окружающей среды и Закона об охране атмосферного воздуха.
Статья: Новеллы Климатической доктрины Российской Федерации
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)ДРФ была утверждена, несмотря на трудности в реализации положений Киотского протокола в России, сформировав в стране рамочные условия для реализации климатической политики. В ее развитие были приняты План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов, Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., Комплексный план реализации ДРФ на период до 2020 года, ратифицировано Парижское соглашение по борьбе с глобальными изменениями климата и др. Согласно этому документу на Федеральное правительство была возложена задача обеспечения развития экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, способствующих технологическому переоснащению предприятий, замене устаревшего оборудования, внедрению технологий с потенциалом сокращения выбросов парниковых газов, в том числе энергоэффективные и энергосберегающие технологии, технологии снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, а также транспортной, металлургической, химической и других отраслей промышленности - расширение использования возобновляемых источников энергии <5>. Таким образом, КДРФ стояла у истоков формирования стратегии климатической безопасности и соответствующих госпрограмм <6>.
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)ДРФ была утверждена, несмотря на трудности в реализации положений Киотского протокола в России, сформировав в стране рамочные условия для реализации климатической политики. В ее развитие были приняты План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов, Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., Комплексный план реализации ДРФ на период до 2020 года, ратифицировано Парижское соглашение по борьбе с глобальными изменениями климата и др. Согласно этому документу на Федеральное правительство была возложена задача обеспечения развития экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, способствующих технологическому переоснащению предприятий, замене устаревшего оборудования, внедрению технологий с потенциалом сокращения выбросов парниковых газов, в том числе энергоэффективные и энергосберегающие технологии, технологии снижения выбросов парниковых газов предприятиями топливно-энергетического комплекса, а также транспортной, металлургической, химической и других отраслей промышленности - расширение использования возобновляемых источников энергии <5>. Таким образом, КДРФ стояла у истоков формирования стратегии климатической безопасности и соответствующих госпрограмм <6>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"4) формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов, обеспечение реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"4) формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов, обеспечение реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;
Статья: Правовые механизмы углеродного регулирования в Российской Федерации
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<8> См.: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5124. Указанный Закон был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и п. 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<8> См.: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5124. Указанный Закон был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и п. 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
Статья: Изменение климата: правовое регулирование в Российской Федерации
(Матвеева Е.В., Новикова Е.В., Пономарев М.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<16> См.: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5124. Указанный Закон был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и п. 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
(Матвеева Е.В., Новикова Е.В., Пономарев М.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<16> См.: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5124. Указанный Закон был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и п. 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Азия. Как отмечалось, в Казахстане действует Экологический кодекс от 2 января 2021 г. (N 400-VI) <14>, состоящий из трех частей и 418 статей. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством установления обязательных экологических требований и административно-правовых инструментов, в числе которых: лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, государственный экологический контроль, регулирование выбросов и поглощения парниковых газов.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Азия. Как отмечалось, в Казахстане действует Экологический кодекс от 2 января 2021 г. (N 400-VI) <14>, состоящий из трех частей и 418 статей. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством установления обязательных экологических требований и административно-правовых инструментов, в числе которых: лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, государственный экологический контроль, регулирование выбросов и поглощения парниковых газов.
Статья: Роль национального климатического закона в обеспечении "энергетического перехода"
(Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Модель государственного регулирования выбросов парниковых газов, основанная на добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, а также добровольный характер реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами не эффективны в связи с уведомительным характером предоставления данных. На наш взгляд, добровольность возможна только тогда, когда это выгодно субъектам правоотношений, в ином случае сомнительно, что государственное регулирование будет полным, эффективным и успешным.
(Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Модель государственного регулирования выбросов парниковых газов, основанная на добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, а также добровольный характер реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами не эффективны в связи с уведомительным характером предоставления данных. На наш взгляд, добровольность возможна только тогда, когда это выгодно субъектам правоотношений, в ином случае сомнительно, что государственное регулирование будет полным, эффективным и успешным.
Статья: Стратегия экологической безопасности России: итоги и перспективы
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- оптимизации управленческой и контрольно-надзорной деятельности (повышение эффективности осуществления надзора в области обращения с отходами I и II классов опасности; принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов и проч.);
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- оптимизации управленческой и контрольно-надзорной деятельности (повышение эффективности осуществления надзора в области обращения с отходами I и II классов опасности; принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов и проч.);
Статья: Предпосылки становления системы правового регулирования лесоклиматических проектов в России
(Спиридонова Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<7> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
(Спиридонова Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<7> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
Статья: Становление и развитие правового регулирования охраны климата в России
(Леонова И.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<18> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 730-р "Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 18. Ст. 2680; распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" // СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1778; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.
(Леонова И.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)<18> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 730-р "Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 18. Ст. 2680; распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" // СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1778; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р "Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов" // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 6504.