О делопроизводстве генеральная прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу О делопроизводстве генеральная прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке проводится проверка исполнительской дисциплины работников
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите на постоянной основе контролировать исполнительскую дисциплину, то желательно разработать отдельный внутренний документ, который урегулирует этот порядок (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ). За основу можете взять порядок, который действует в некоторых ведомствах, например, см. разд. 7 Регламента Генеральной прокуратуры РФ, п. п. 12, 36.1, 36.5, 37 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, разд. VII Регламента Следственного комитета РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите на постоянной основе контролировать исполнительскую дисциплину, то желательно разработать отдельный внутренний документ, который урегулирует этот порядок (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ). За основу можете взять порядок, который действует в некоторых ведомствах, например, см. разд. 7 Регламента Генеральной прокуратуры РФ, п. п. 12, 36.1, 36.5, 37 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, разд. VII Регламента Следственного комитета РФ.
Статья: Оформление копий документов
(Доронина Л.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)На практике различные ведомства и организации закрепляют правила заверения копий документов в своих положениях, инструкциях по делопроизводству. Но при их составлении также необходимо учитывать и рекомендации вышестоящих организаций. Например, в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 22.12.2021), отметку о заверении копии рекомендуется оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016, а в Правилах нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.12.2022 N 394, и в Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 16.09.2022), типовые правила оформления данной отметки вообще не установлены. Поэтому рекомендуем оформлять копии в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016.
(Доронина Л.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)На практике различные ведомства и организации закрепляют правила заверения копий документов в своих положениях, инструкциях по делопроизводству. Но при их составлении также необходимо учитывать и рекомендации вышестоящих организаций. Например, в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 22.12.2021), отметку о заверении копии рекомендуется оформлять в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016, а в Правилах нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.12.2022 N 394, и в Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 16.09.2022), типовые правила оформления данной отметки вообще не установлены. Поэтому рекомендуем оформлять копии в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"1.5. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция по делопроизводству), иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"1.5. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция по делопроизводству), иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
Справочная информация: "Перечень инструкций по делопроизводству"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<22> Бланки повесток предусмотрены ведомственными нормативными актами. Например, бланком N 41 Приложения N 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (см.: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017), формой N 15.1 Приложения N 2 к Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции (см.: Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции: Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2022); и др.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<22> Бланки повесток предусмотрены ведомственными нормативными актами. Например, бланком N 41 Приложения N 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (см.: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017), формой N 15.1 Приложения N 2 к Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции (см.: Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции: Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2022); и др.
Статья: Цифровизация организации прокурорской деятельности как необходимое условие функционирования органов прокуратуры в условиях развития информационного общества
(Ступаченко Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Значительно подвергся цифровизации такой участок деятельности органов прокуратуры, как работа с обращениями граждан (в том числе субъектов предпринимательской деятельности), а также их личный прием. Так, в 2018 г. в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <9> и Инструкцию по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации <10> внесены изменения, позволяющие принимать, регистрировать и рассматривать обращения, поступившие в форме электронного документа <11>. В соответствии с Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 188 <12>, предусмотрен особый порядок приема личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности - такие сообщения, содержащие сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, в форме электронного документа направляются посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
(Ступаченко Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Значительно подвергся цифровизации такой участок деятельности органов прокуратуры, как работа с обращениями граждан (в том числе субъектов предпринимательской деятельности), а также их личный прием. Так, в 2018 г. в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <9> и Инструкцию по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации <10> внесены изменения, позволяющие принимать, регистрировать и рассматривать обращения, поступившие в форме электронного документа <11>. В соответствии с Регламентом рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей", утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 188 <12>, предусмотрен особый порядок приема личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности - такие сообщения, содержащие сведения о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, в форме электронного документа направляются посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации "Прямая линия для предпринимателей".
Статья: Дистанционные форматы взаимодействия прокуратуры с населением: проблемы применения
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<9> Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 26.05.2021).
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<9> Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 26.05.2021).
"Обвиняемый. Комментарий к ст. 47 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)109. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: Указание Генеральной прокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)109. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: Указание Генеральной прокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23 июля 2020 г. // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
Вопрос: Как подать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов) устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (п. 1.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов) устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (п. 1.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)54. Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)54. Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Признавая предъявляемые к органам прокуратуры требования необоснованными, суды ссылались на отсутствие в действиях прокуроров нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - закон N 59-ФЗ) и соответствующих организационно-распорядительных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации <5>.
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Признавая предъявляемые к органам прокуратуры требования необоснованными, суды ссылались на отсутствие в действиях прокуроров нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - закон N 59-ФЗ) и соответствующих организационно-распорядительных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации <5>.
Статья: Использование современных информационных технологий для повышения доступности правосудия и уровня защиты прав граждан
(Решетняк В.И.)
("Законность", 2023, N 5)Полагаем, что государственный обвинитель и защитник - профессиональный адвокат - в необходимых случаях (например, в условиях пандемии, при введении противоэпидемических ограничений, проведении выездных судебных заседаний и др.) могут участвовать в заседании прямо со своих рабочих мест. Еще в 2013 г. Совет судей РФ в Постановлении "О введении некоторых элементов электронного делопроизводства в судах" отмечал, что Судебным департаментом создаются технические условия для обеспечения взаимодействия информационной системы федеральных судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФССП России, ФСИН России, другими заинтересованными ведомствами и организациями <7>. Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. N 627) также нацеливает прокуроров на "применение российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирование новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры".
(Решетняк В.И.)
("Законность", 2023, N 5)Полагаем, что государственный обвинитель и защитник - профессиональный адвокат - в необходимых случаях (например, в условиях пандемии, при введении противоэпидемических ограничений, проведении выездных судебных заседаний и др.) могут участвовать в заседании прямо со своих рабочих мест. Еще в 2013 г. Совет судей РФ в Постановлении "О введении некоторых элементов электронного делопроизводства в судах" отмечал, что Судебным департаментом создаются технические условия для обеспечения взаимодействия информационной системы федеральных судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФССП России, ФСИН России, другими заинтересованными ведомствами и организациями <7>. Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. N 627) также нацеливает прокуроров на "применение российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирование новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры".
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Статья посвящена анализу правоприменительной практики возврата уголовных дел прокурору по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Цель исследования - выявить ключевые тенденции возврата уголовных дел прокурору по ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) применительно к транспортным преступлениям, определить проблемы правоприменения и обосновать возможные направления совершенствования действующего законодательства. Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предмет исследования - судебная практика возврата уголовных дел прокурору по таким делам на основании ст. 237 УПК РФ. В качестве методологической основы использованы правовой анализ судебных актов апелляционных и кассационных инстанций, а также обобщение актуальной судебной практики. Установлены наиболее распространенные нарушения: несоблюдение правил подследственности, процессуальные ошибки при предъявлении обвинения, неполнота формулировки обвинения, нарушение права на защиту, а также применение особого порядка судебного разбирательства с отступлением от установленного законом порядка. В статье предложены редакции нормативных актов: внесение изменений в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дополнение нормативных актов следственных органов, а также уточнение положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Полученные результаты могут быть использованы в правоприменительной практике и при разработке законодательных инициатив, направленных на повышение качества уголовного преследования. Новизна статьи заключается в комплексном анализе актуальных судебных актов по конкретной категории дел, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе, систематизации и типологизации оснований возврата дел прокурору в рамках конкретной категории транспортных преступлений и разработке конкретных предложений по устранению выявленных недостатков.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Статья посвящена анализу правоприменительной практики возврата уголовных дел прокурору по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Цель исследования - выявить ключевые тенденции возврата уголовных дел прокурору по ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) применительно к транспортным преступлениям, определить проблемы правоприменения и обосновать возможные направления совершенствования действующего законодательства. Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предмет исследования - судебная практика возврата уголовных дел прокурору по таким делам на основании ст. 237 УПК РФ. В качестве методологической основы использованы правовой анализ судебных актов апелляционных и кассационных инстанций, а также обобщение актуальной судебной практики. Установлены наиболее распространенные нарушения: несоблюдение правил подследственности, процессуальные ошибки при предъявлении обвинения, неполнота формулировки обвинения, нарушение права на защиту, а также применение особого порядка судебного разбирательства с отступлением от установленного законом порядка. В статье предложены редакции нормативных актов: внесение изменений в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дополнение нормативных актов следственных органов, а также уточнение положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Полученные результаты могут быть использованы в правоприменительной практике и при разработке законодательных инициатив, направленных на повышение качества уголовного преследования. Новизна статьи заключается в комплексном анализе актуальных судебных актов по конкретной категории дел, что ранее не получало достаточного освещения в научной литературе, систематизации и типологизации оснований возврата дел прокурору в рамках конкретной категории транспортных преступлений и разработке конкретных предложений по устранению выявленных недостатков.