О декларировании доходов, расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу О декларировании доходов, расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, уплачивая налог за счет средств, перечисленных ООО "Мечта", истица имела доход, подлежащий указанию в декларации..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, уплачивая налог за счет средств, перечисленных ООО "Мечта", истица имела доход, подлежащий указанию в декларации..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 208 "Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Доначислить сумму НДФЛ возможно, только если обнаружены не задекларированные налогоплательщиком доходы, а не расходы, если установлены источник происхождения денежных средств, вид дохода и дата его получения налогоплательщиком. Сам факт расходования налогоплательщиком денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получение дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Доначислить сумму НДФЛ возможно, только если обнаружены не задекларированные налогоплательщиком доходы, а не расходы, если установлены источник происхождения денежных средств, вид дохода и дата его получения налогоплательщиком. Сам факт расходования налогоплательщиком денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получение дохода, облагаемого НДФЛ, в сумме, равной израсходованным средствам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение суммы полученного убытка).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение суммы полученного убытка).
Готовое решение: В каком порядке организации и ИП представляют декларации по УСН
(КонсультантПлюс, 2025)В какой срок сдать декларацию по УСН с объектом "доходы минус расходы"
(КонсультантПлюс, 2025)В какой срок сдать декларацию по УСН с объектом "доходы минус расходы"
Готовое решение: Общая система налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)По нему нужно вести книгу учета доходов и расходов, а также заполнять и подавать декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 2 ст. 54, пп. 1 п. 1, п. 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ, п. п. 2, 4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002);
(КонсультантПлюс, 2025)По нему нужно вести книгу учета доходов и расходов, а также заполнять и подавать декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 2 ст. 54, пп. 1 п. 1, п. 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ, п. п. 2, 4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002);
Типовая ситуация: ИП на УСН: как перейти, применять, закрыть
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчетность. Все ИП на УСН сдают декларацию и ведут книгу учета доходов и расходов. Декларацию по НДС сдают ИП, не освобожденные от налога. У ИП без работников другой отчетности нет. ИП с работниками дополнительно сдает в ИФНС 6-НДФЛ, РСВ и персонифицированные сведения, в СФР - ЕФС-1.
(Издательство "Главная книга", 2025)Отчетность. Все ИП на УСН сдают декларацию и ведут книгу учета доходов и расходов. Декларацию по НДС сдают ИП, не освобожденные от налога. У ИП без работников другой отчетности нет. ИП с работниками дополнительно сдает в ИФНС 6-НДФЛ, РСВ и персонифицированные сведения, в СФР - ЕФС-1.
Готовое решение: Как считать и платить налог на УСН, если нет доходов
(КонсультантПлюс, 2025)Но вы все равно должны вести книгу учета доходов и расходов, составить и подать декларацию по УСН, а также платить и отчитываться по другим налогам (сборам, взносам), от которых УСН не освобождает.
(КонсультантПлюс, 2025)Но вы все равно должны вести книгу учета доходов и расходов, составить и подать декларацию по УСН, а также платить и отчитываться по другим налогам (сборам, взносам), от которых УСН не освобождает.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Динамичное развитие антикоррупционной политики привело к формированию новых субинститутов законодательства о противодействии коррупции, характеризующихся наличием кросс-отраслевых признаков <2> (относящихся к различным отраслям права): 1) ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; 2) конфликта интересов, его предотвращения и урегулирования; 3) декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера; 4) контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; 5) специального порядка трудоустройства государственных и муниципальных служащих после увольнения; 6) предупреждения коррупции в организациях; 7) ответственности организаций за коррупционные правонарушения и др.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Динамичное развитие антикоррупционной политики привело к формированию новых субинститутов законодательства о противодействии коррупции, характеризующихся наличием кросс-отраслевых признаков <2> (относящихся к различным отраслям права): 1) ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; 2) конфликта интересов, его предотвращения и урегулирования; 3) декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера; 4) контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; 5) специального порядка трудоустройства государственных и муниципальных служащих после увольнения; 6) предупреждения коррупции в организациях; 7) ответственности организаций за коррупционные правонарушения и др.
Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)По законодательству Франции, в отличие от США, система декларирования доходов, расходов и имущества более мягкая: так, чиновники и депутаты обязаны отчитываться лишь в начале своей службы и после прекращения своих полномочий. Также, по сравнению с США, во Франции сужен круг лиц, на которых закон возлагает обязанность подавать декларации <7>.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)По законодательству Франции, в отличие от США, система декларирования доходов, расходов и имущества более мягкая: так, чиновники и депутаты обязаны отчитываться лишь в начале своей службы и после прекращения своих полномочий. Также, по сравнению с США, во Франции сужен круг лиц, на которых закон возлагает обязанность подавать декларации <7>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Согласно позиции истца ответчики обязаны доказывать, что они приобрели имущество законно, хотя в силу Конвенции обсуждению подлежит их добросовестность, т.е. независимо от источника приобретения имущества нужно выяснить, помогали ли они должностному лицу скрывать имущество, понимали ли они, пользовались ли они результатами его коррупционной деятельности, например, получая имущество от него безвозмездно или по заниженным ценам и т.п. Тем самым утрачивается различие между третьими лицами и нарушителем, проводимое законом. Для того и создается система декларирования имущества и контроля за доходами и расходами, чтобы имелась возможность создания презумпции, действующей против лиц, которые согласны с тем, что им придется доказывать законность источников приобретения своего имущества. Но третьи лица не ставятся законом в такое положение, и возложение на них того же бремени доказывания не основано на законе.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Согласно позиции истца ответчики обязаны доказывать, что они приобрели имущество законно, хотя в силу Конвенции обсуждению подлежит их добросовестность, т.е. независимо от источника приобретения имущества нужно выяснить, помогали ли они должностному лицу скрывать имущество, понимали ли они, пользовались ли они результатами его коррупционной деятельности, например, получая имущество от него безвозмездно или по заниженным ценам и т.п. Тем самым утрачивается различие между третьими лицами и нарушителем, проводимое законом. Для того и создается система декларирования имущества и контроля за доходами и расходами, чтобы имелась возможность создания презумпции, действующей против лиц, которые согласны с тем, что им придется доказывать законность источников приобретения своего имущества. Но третьи лица не ставятся законом в такое положение, и возложение на них того же бремени доказывания не основано на законе.
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Прокурор, заявляя иск в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, представляет доказательства факта получения имущества третьим лицом от лица, совершившего коррупционное нарушение, а третьи лица доказывают свою добросовестность. Независимо от источника происхождения имущества для привлечения третьих лиц в процесс необходимо рассматривать следующие аспекты: являлось ли данное лицо соучастником в коррупционном правонарушении; действовали ли третьи лица добросовестно и с надлежащей степенью осмотрительности; имели ли место регистрация имущества, совершение с ним сделок по рыночной цене, т.е. должен рассматриваться вопрос о добросовестности данных лиц. Таким образом, стирается предусмотренное законом различие между третьим лицом и должностным лицом, совершившим коррупционное правонарушение. Система декларирования доходов и расходов, государственного контроля за законностью обогащения должностных лиц введена для целей создания презумпции, действующей против лиц, которые должны доказывать законность происхождения своего имущества. Третьи лица не ставятся законом в равное с должностным лицом положение, на них не может возлагаться такое же бремя доказывания. Между третьим лицом и должностным лицом, которое не доказало законность происхождения своего имущества, действует связь in rem, т.е. само имущество, которое третье лицо получает от правонарушителя. Под данным имуществом понимаются не только вещи, но и деньги, полученные от продажи имеющего коррупционное происхождение имущества. Истец должен доказать факт передачи данного имущества от должностного лица третьему лицу, третье лицо вправе ссылаться на свою добросовестность, доказывать, что оно не знало и не должно было знать о том, что приобрело спорное имущество у должностного лица, доходы которого значительно ниже стоимости данного имущества.
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Прокурор, заявляя иск в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, представляет доказательства факта получения имущества третьим лицом от лица, совершившего коррупционное нарушение, а третьи лица доказывают свою добросовестность. Независимо от источника происхождения имущества для привлечения третьих лиц в процесс необходимо рассматривать следующие аспекты: являлось ли данное лицо соучастником в коррупционном правонарушении; действовали ли третьи лица добросовестно и с надлежащей степенью осмотрительности; имели ли место регистрация имущества, совершение с ним сделок по рыночной цене, т.е. должен рассматриваться вопрос о добросовестности данных лиц. Таким образом, стирается предусмотренное законом различие между третьим лицом и должностным лицом, совершившим коррупционное правонарушение. Система декларирования доходов и расходов, государственного контроля за законностью обогащения должностных лиц введена для целей создания презумпции, действующей против лиц, которые должны доказывать законность происхождения своего имущества. Третьи лица не ставятся законом в равное с должностным лицом положение, на них не может возлагаться такое же бремя доказывания. Между третьим лицом и должностным лицом, которое не доказало законность происхождения своего имущества, действует связь in rem, т.е. само имущество, которое третье лицо получает от правонарушителя. Под данным имуществом понимаются не только вещи, но и деньги, полученные от продажи имеющего коррупционное происхождение имущества. Истец должен доказать факт передачи данного имущества от должностного лица третьему лицу, третье лицо вправе ссылаться на свою добросовестность, доказывать, что оно не знало и не должно было знать о том, что приобрело спорное имущество у должностного лица, доходы которого значительно ниже стоимости данного имущества.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Требование о декларировании доходов и расходов (путем представления сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера) сотрудников ведомств и учреждений, предусмотренных законодательством, обосновано прежде всего необходимостью обеспечения прозрачности их функционирования в части распределения оплаты труда с учетом принципов должностной иерархии и повседневных показателей трудовой деятельности.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Требование о декларировании доходов и расходов (путем представления сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера) сотрудников ведомств и учреждений, предусмотренных законодательством, обосновано прежде всего необходимостью обеспечения прозрачности их функционирования в части распределения оплаты труда с учетом принципов должностной иерархии и повседневных показателей трудовой деятельности.