О бюджетном процессе нсо
Подборка наиболее важных документов по запросу О бюджетном процессе нсо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Уведомление по расчетам между бюджетами (Форма по ОКУД 0504817) (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) заполняет участник бюджетного процесса в качестве первичного учетного документа при предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение.
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) заполняет участник бюджетного процесса в качестве первичного учетного документа при предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение.
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Обязательность организации публичных слушаний проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении предусмотрена Законом N 131-ФЗ (ст. 28). Соответствующий институт публичных слушаний закреплен и в Законе Новосибирской области от 21 мая 2003 г. N 110-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <11>. Для участия в публичных слушаниях необходимо направить заявку на участие, а также свои предложения и замечания к проекту бюджета.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Обязательность организации публичных слушаний проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении предусмотрена Законом N 131-ФЗ (ст. 28). Соответствующий институт публичных слушаний закреплен и в Законе Новосибирской области от 21 мая 2003 г. N 110-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <11>. Для участия в публичных слушаниях необходимо направить заявку на участие, а также свои предложения и замечания к проекту бюджета.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Анализ актов ГАБС в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях показал различное понимание целей ВФК, что представляется не совсем корректным по причине негативного влияния на правоприменительную практику, а также на достижение тех целей, из которых исходил законодатель, устанавливая соответствующую обязанность для участников бюджетного процесса. Ряд органов определяют свои цели ВФК более широко по сравнению с другими.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Анализ актов ГАБС в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях показал различное понимание целей ВФК, что представляется не совсем корректным по причине негативного влияния на правоприменительную практику, а также на достижение тех целей, из которых исходил законодатель, устанавливая соответствующую обязанность для участников бюджетного процесса. Ряд органов определяют свои цели ВФК более широко по сравнению с другими.
Нормативные акты
"Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления с иллюстрацией типичных нарушений правил юридической техники на конкретных примерах"
(подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России)Решение Совета депутатов Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 14.09.2016 N 69 "О приостановлении действия части 1, 2 статьи 21 "Положение о бюджетном процессе в Доволенском сельсовете Доволенского района Новосибирской области" (далее - Решение).
(подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России)Решение Совета депутатов Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 14.09.2016 N 69 "О приостановлении действия части 1, 2 статьи 21 "Положение о бюджетном процессе в Доволенском сельсовете Доволенского района Новосибирской области" (далее - Решение).
Решение Новосибирского УФАС России от 29.08.2024 N 054/01/16-590/2024
Обстоятельства: Благодаря цепочке последовательных действий со стороны хозяйствующего субъекта и органа власти (местного самоуправления) бюджет хозяйствующего субъекта был неправомерно насыщен денежными средствами.
Решение: Орган исполнительной власти муниципального образования и муниципальное предприятие признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции.В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законами Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-03 "О бюджетном процессе Новосибирской области", от 07.10.2011 N 116-03 "О дорожном фонде Новосибирской области", ежегодно принимаемыми законами Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на текущий финансовый год и плановый период, постановлением Правительства Новосибирской области от 03.05.2012 N 238-п "О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области" Правительством Новосибирской области были приняты постановления от 19.06.2018 N 250-п "Об установлении условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на управление дорожным хозяйством" от 15.03.2022 N 87-п "Об установлении Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальные образований Новосибирской области на управление дорожным хозяйством".
Обстоятельства: Благодаря цепочке последовательных действий со стороны хозяйствующего субъекта и органа власти (местного самоуправления) бюджет хозяйствующего субъекта был неправомерно насыщен денежными средствами.
Решение: Орган исполнительной власти муниципального образования и муниципальное предприятие признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции.В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законами Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-03 "О бюджетном процессе Новосибирской области", от 07.10.2011 N 116-03 "О дорожном фонде Новосибирской области", ежегодно принимаемыми законами Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на текущий финансовый год и плановый период, постановлением Правительства Новосибирской области от 03.05.2012 N 238-п "О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области" Правительством Новосибирской области были приняты постановления от 19.06.2018 N 250-п "Об установлении условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на управление дорожным хозяйством" от 15.03.2022 N 87-п "Об установлении Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальные образований Новосибирской области на управление дорожным хозяйством".
Статья: Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса
(Осадчий Г.Н.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 6)В России нарабатывается опыт участия гражданского общества в бюджетном процессе. С 1998 г. в Петербурге реализуется проект "Городские жители и власти на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять". Целью проекта стало содействие оптимизации бюджетного процесса в российских городах путем повышения их прозрачности и открытости, а также дальнейшее развитие участия в этом процессе неправительственных организаций и депутатов муниципальных советов в обсуждении и принятии городского бюджета. В этом проекте - составной части программы "Прозрачный бюджет" - участвуют не только Петербург, но и другие города, включая Великие Луки, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Новосибирскую, Самарскую и Сахалинскую области. К сожалению, данный опыт не получил широкого обобщения и распространения в России. Аналогичным образом внешний аудит бюджета должен проводиться профессионально, объективно и независимо как от исполнительной, так и от законодательной власти. Считаем правильным стремление Счетной палаты Российской Федерации усилить свои позиции в бюджетном процессе: на заседании Правительства при рассмотрении проекта бюджета с докладом по вопросам бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период должен выступать Председатель Счетной палаты; возможно представление предварительного заключения Счетной палаты и отчетов по проверке бюджетной отчетности главных распределителей бюджетных средств также при рассмотрении отчета на заседании Правительства. Это позволит Правительству более объективно взглянуть на предлагаемый законопроект о бюджете до его внесения в Государственную Думу, а также на исполнение всего бюджетного процесса.
(Осадчий Г.Н.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 6)В России нарабатывается опыт участия гражданского общества в бюджетном процессе. С 1998 г. в Петербурге реализуется проект "Городские жители и власти на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять". Целью проекта стало содействие оптимизации бюджетного процесса в российских городах путем повышения их прозрачности и открытости, а также дальнейшее развитие участия в этом процессе неправительственных организаций и депутатов муниципальных советов в обсуждении и принятии городского бюджета. В этом проекте - составной части программы "Прозрачный бюджет" - участвуют не только Петербург, но и другие города, включая Великие Луки, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Новосибирскую, Самарскую и Сахалинскую области. К сожалению, данный опыт не получил широкого обобщения и распространения в России. Аналогичным образом внешний аудит бюджета должен проводиться профессионально, объективно и независимо как от исполнительной, так и от законодательной власти. Считаем правильным стремление Счетной палаты Российской Федерации усилить свои позиции в бюджетном процессе: на заседании Правительства при рассмотрении проекта бюджета с докладом по вопросам бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период должен выступать Председатель Счетной палаты; возможно представление предварительного заключения Счетной палаты и отчетов по проверке бюджетной отчетности главных распределителей бюджетных средств также при рассмотрении отчета на заседании Правительства. Это позволит Правительству более объективно взглянуть на предлагаемый законопроект о бюджете до его внесения в Государственную Думу, а также на исполнение всего бюджетного процесса.
"Региональное финансовое право: Монография"
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<284> См., например: Толстик Н.В. Социальные и экологические приоритеты развития региональной экономики в рамках бюджетного процесса: Дис. ... д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 443 с.; Разживина Д.О. Направления совершенствования организации бюджетного процесса на региональном уровне: на примере областного бюджета Новосибирской области: Дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2006. 224 с.; Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 211 с.
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<284> См., например: Толстик Н.В. Социальные и экологические приоритеты развития региональной экономики в рамках бюджетного процесса: Дис. ... д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 443 с.; Разживина Д.О. Направления совершенствования организации бюджетного процесса на региональном уровне: на примере областного бюджета Новосибирской области: Дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2006. 224 с.; Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 211 с.
Статья: Областной программный бюджет: необходимость и результативность
(Дементьев Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 8)Динамика доли программных расходов, утвержденных в областном бюджете Новосибирской области, рассмотрена автором по бюджетам на 2012, 2013 и 2014 гг., поскольку только с 2012 г. бюджетная классификация расходов является сопоставимой, до этого она изменялась несколько раз. По формальным показателям внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс в Новосибирской области проходит достаточно успешно, об этом свидетельствует динамика доли программных расходов в областных бюджетах. Так, например, в целом по областному бюджету в 2014 г. доля данных расходов составляет около 70%, она увеличилась более чем в два раза в сравнении с 2012 г. (табл. 1).
(Дементьев Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 8)Динамика доли программных расходов, утвержденных в областном бюджете Новосибирской области, рассмотрена автором по бюджетам на 2012, 2013 и 2014 гг., поскольку только с 2012 г. бюджетная классификация расходов является сопоставимой, до этого она изменялась несколько раз. По формальным показателям внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс в Новосибирской области проходит достаточно успешно, об этом свидетельствует динамика доли программных расходов в областных бюджетах. Так, например, в целом по областному бюджету в 2014 г. доля данных расходов составляет около 70%, она увеличилась более чем в два раза в сравнении с 2012 г. (табл. 1).
Статья: Совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменения в сфере бюджетных правоотношений в городе Новосибирске
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)<7> Распоряжение Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 6 сентября 2002 г. N 1194-р "Об аренде государственного имущества, находящегося в собственности Новосибирской области" (с изм. 30.12.2005) [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/5410797.
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)<7> Распоряжение Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 6 сентября 2002 г. N 1194-р "Об аренде государственного имущества, находящегося в собственности Новосибирской области" (с изм. 30.12.2005) [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/5410797.
Статья: Понятие и содержание межбюджетных правоотношений
(Малов Д.В.)
("Финансовое право", 2011, N 10)Статьей 12 Закона Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <17> установлено, что участниками межбюджетных отношений в Новосибирской области являются публично-правовые образования (Новосибирская область, муниципальные образования), от имени которых выступают органы государственной власти (государственные органы) Новосибирской области, органы местного самоуправления поселений Новосибирской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области, органы местного самоуправления городских округов Новосибирской области.
(Малов Д.В.)
("Финансовое право", 2011, N 10)Статьей 12 Закона Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <17> установлено, что участниками межбюджетных отношений в Новосибирской области являются публично-правовые образования (Новосибирская область, муниципальные образования), от имени которых выступают органы государственной власти (государственные органы) Новосибирской области, органы местного самоуправления поселений Новосибирской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области, органы местного самоуправления городских округов Новосибирской области.
Статья: Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах "Большой семерки" и России
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2013, N 1)Законодательная форма бюджета установлена БК (ст. 11) и признана в качестве источника бюджетного права (ст. 2 БК). Конституция особо отмечает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 106). Законодательство субъектов Российской Федерации также предписывает оформлять бюджет соответствующего государственно-территориального образования в виде закона (см., например: ст. 5 Закона Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области"; ст. 3 Закона г. Москвы от 10.09.2008 N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве").
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2013, N 1)Законодательная форма бюджета установлена БК (ст. 11) и признана в качестве источника бюджетного права (ст. 2 БК). Конституция особо отмечает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 106). Законодательство субъектов Российской Федерации также предписывает оформлять бюджет соответствующего государственно-территориального образования в виде закона (см., например: ст. 5 Закона Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области"; ст. 3 Закона г. Москвы от 10.09.2008 N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве").
Статья: К проблеме дефицита собственных оборотных средств муниципальных предприятий и учреждений по данным статистического анализа (на примере Сибирского федерального округа)
(Скляров Г.Н.)
("Финансовое право", 2017, N 12)В ходе исследования статистических материалов особый интерес применительно к межбюджетной дисциплине и бюджетному процессу вызвали иски ФНС к администрациям различных уровней. Наибольшее количество подано в Новосибирской области, в 2009 г. зарегистрировано максимальное число исков с названным субъектным составом - 431 иск. Десятками в год исчисляется количество поданных исков в Алтайском крае, Кемеровской и Томской областях. Предметный состав исков - это взыскание НДФЛ.
(Скляров Г.Н.)
("Финансовое право", 2017, N 12)В ходе исследования статистических материалов особый интерес применительно к межбюджетной дисциплине и бюджетному процессу вызвали иски ФНС к администрациям различных уровней. Наибольшее количество подано в Новосибирской области, в 2009 г. зарегистрировано максимальное число исков с названным субъектным составом - 431 иск. Десятками в год исчисляется количество поданных исков в Алтайском крае, Кемеровской и Томской областях. Предметный состав исков - это взыскание НДФЛ.
Статья: Региональные резервные фонды Российской Федерации: финансово-правовые аспекты формирования, использования и пути повышения эффективности порядка управления
(Ярахмедова Р.Н.)
("Финансовое право", 2017, N 10)Региональное законодательство в области регулирования резервными фондами представлено как специальными законы в сфере управления резервными фондами, так и нормативно-правовыми актами, которые включают общий раздел о Резервном фонде субъекта РФ. Так, реализуя закрепленное в ст. 81.1 БК РФ полномочие, в Ленинградской, Свердловской, Ульяновской, Томской, Омской, Брянской, Нижегородской, Сахалинской, Кемеровской, Иркутской, Курской, Тульской, Новосибирской, Магаданской, Тамбовской областях, Хабаровском, Приморском, Забайкальском, Камчатском краях, Республике Башкортостан, Республике Тыва, Чеченской Республике - всего в 23 регионах России - были приняты специальные законы о Резервном фонде субъекта РФ <9>. При этом круг вопросов, урегулированных данными законами, и объем регулирования существенно различаются. Указанные полномочия частично содержатся в региональном законодательстве в области регулирования бюджетного процесса <10>.
(Ярахмедова Р.Н.)
("Финансовое право", 2017, N 10)Региональное законодательство в области регулирования резервными фондами представлено как специальными законы в сфере управления резервными фондами, так и нормативно-правовыми актами, которые включают общий раздел о Резервном фонде субъекта РФ. Так, реализуя закрепленное в ст. 81.1 БК РФ полномочие, в Ленинградской, Свердловской, Ульяновской, Томской, Омской, Брянской, Нижегородской, Сахалинской, Кемеровской, Иркутской, Курской, Тульской, Новосибирской, Магаданской, Тамбовской областях, Хабаровском, Приморском, Забайкальском, Камчатском краях, Республике Башкортостан, Республике Тыва, Чеченской Республике - всего в 23 регионах России - были приняты специальные законы о Резервном фонде субъекта РФ <9>. При этом круг вопросов, урегулированных данными законами, и объем регулирования существенно различаются. Указанные полномочия частично содержатся в региональном законодательстве в области регулирования бюджетного процесса <10>.