О бюджетном процессе Алтайского края
Подборка наиболее важных документов по запросу О бюджетном процессе Алтайского края (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2002 N 51-Г02-51
Заявление в части признания недействующими и не подлежащими применению п. 6 постановления администрации Алтайского края "О порядке финансирования проектов за счет средств капитальных вложений краевого бюджета" от 06.10.2000 N 789 и некоторых пунктов утвержденного им Положения удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые нормы наделяют коммерческий банк функциями финансового контроля, которыми обладают только уполномоченные государственные органы.Согласно ст. ст. 95 и 100 Закона Алтайского края от 13 января 1999 года N 1-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" в систему финансового контроля за исполнением краевого бюджета входят Счетная палата Алтайского края, комитет администрации края по финансам налоговой и кредитной политики, службы ведомственного финансового контроля комитетов, управлений и ведомств администрации края.
Заявление в части признания недействующими и не подлежащими применению п. 6 постановления администрации Алтайского края "О порядке финансирования проектов за счет средств капитальных вложений краевого бюджета" от 06.10.2000 N 789 и некоторых пунктов утвержденного им Положения удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые нормы наделяют коммерческий банк функциями финансового контроля, которыми обладают только уполномоченные государственные органы.Согласно ст. ст. 95 и 100 Закона Алтайского края от 13 января 1999 года N 1-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" в систему финансового контроля за исполнением краевого бюджета входят Счетная палата Алтайского края, комитет администрации края по финансам налоговой и кредитной политики, службы ведомственного финансового контроля комитетов, управлений и ведомств администрации края.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы финансовой деятельности государства в контексте конституционной экономики
(Штерн Ю.М.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Следует отметить, что для уставов муниципальных образований в большей степени характерно закрепление правовых основ финансовой деятельности, чем для актов субъектов РФ. В целом анализ уставов свидетельствует о том, что имеются отдельные главы, посвященные в целом финансовой или экономической основе муниципального образования, а также отдельным элементам финансовой системы: структуре местного бюджета, бюджетному процессу и проч. <9>.
(Штерн Ю.М.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Следует отметить, что для уставов муниципальных образований в большей степени характерно закрепление правовых основ финансовой деятельности, чем для актов субъектов РФ. В целом анализ уставов свидетельствует о том, что имеются отдельные главы, посвященные в целом финансовой или экономической основе муниципального образования, а также отдельным элементам финансовой системы: структуре местного бюджета, бюджетному процессу и проч. <9>.
"Региональное финансовое право: Монография"
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<355> Закон от 3 сентября 2007 г. N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" // Алтайская правда. 05.09.2007. N 262.
(отв. ред. И.Б. Лагутин)
("Юстицинформ", 2017)<355> Закон от 3 сентября 2007 г. N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" // Алтайская правда. 05.09.2007. N 262.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
(утв. Минюстом России)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 20.10.2011 N 676, Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края решил:
(утв. Минюстом России)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 20.10.2011 N 676, Рубцовский городской Совет депутатов Алтайского края решил:
Статья: Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов: научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
(Козырин А.Н.)
("Реформы и право", 2011, N 4)Нормы, регулирующие организацию и деятельность контрольно-счетных органов, могут содержаться в региональных законах о государственном финансовом контроле. Как известно, на федеральном уровне такого законодательства до сих пор принято не было, однако на региональном уровне отдельные субъекты Российской Федерации приняли законы о государственном финансовом контроле: Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года 320-Э N 653-III "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" <17>, Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года N 36-З "О государственном финансовом контроле в Нижегородской области" <18>, Закон Волгоградской области от 4 декабря 2008 года N 1800-ОБ "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" <19>, Закон Алтайского края от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" <20> и др. В таких законах обычно закрепляются организационно-правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого на региональном уровне, его принципы, методы реализации, определяется место, которое контрольно-счетные органы занимают в институциональной системе регионального государственного финансового контроля.
(Козырин А.Н.)
("Реформы и право", 2011, N 4)Нормы, регулирующие организацию и деятельность контрольно-счетных органов, могут содержаться в региональных законах о государственном финансовом контроле. Как известно, на федеральном уровне такого законодательства до сих пор принято не было, однако на региональном уровне отдельные субъекты Российской Федерации приняли законы о государственном финансовом контроле: Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года 320-Э N 653-III "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" <17>, Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года N 36-З "О государственном финансовом контроле в Нижегородской области" <18>, Закон Волгоградской области от 4 декабря 2008 года N 1800-ОБ "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" <19>, Закон Алтайского края от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" <20> и др. В таких законах обычно закрепляются организационно-правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого на региональном уровне, его принципы, методы реализации, определяется место, которое контрольно-счетные органы занимают в институциональной системе регионального государственного финансового контроля.
Статья: Развитие государственной функции организации исполнения судебных актов в органах Федерального казначейства
(Попов П.П.)
("Финансы", 2012, N 10)УФК по Алтайскому краю с 2000 г. осуществляет кассовое обслуживание всех типов участников бюджетного процесса регионального и муниципального уровней с открытием лицевых счетов. Учет судебных актов осуществляется в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, а с 2009 г. организационные вопросы взаимодействия урегулированы Административным регламентом [3]. В 2011 г. УФК на практике отработало процедуру организации исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с положениями Порядка учета, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 26.08.2010 N 8н.
(Попов П.П.)
("Финансы", 2012, N 10)УФК по Алтайскому краю с 2000 г. осуществляет кассовое обслуживание всех типов участников бюджетного процесса регионального и муниципального уровней с открытием лицевых счетов. Учет судебных актов осуществляется в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, а с 2009 г. организационные вопросы взаимодействия урегулированы Административным регламентом [3]. В 2011 г. УФК на практике отработало процедуру организации исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с положениями Порядка учета, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 26.08.2010 N 8н.
Статья: Прозрачность (открытость) бюджетных отношений в условиях цифровой экономики
(Вершило Т.А.)
("Финансовое право", 2018, N 8)Важно отметить, что открытость бюджетной информации является одним из приоритетов государственной политики в рамках ее реализации, а также рекомендаций Международного валютного фонда по обеспечению прозрачности бюджетной сферы <5>, начиная с 2014 г. в Российской Федерации составляется "Бюджет для граждан", который призван повысить финансовую грамотность граждан Российской Федерации, в нем в доступной форме для общества излагаются материалы, характеризующие необходимость формирования бюджета (порядок поступления и виды доходов бюджетов, расходы бюджетов (кому, в каком объеме и на какие мероприятия выделены бюджетные средства, источники финансирования дефицита бюджета, основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления). Например, Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов <6> составлен по следующим позициям: 1) основные параметры федерального бюджета; 2) социально ориентированный бюджет, где расписаны расходы по социально значимым приоритетам, таким как пенсионное и социальное обеспечение, поддержка инвалидов и маломобильных групп населения, поддержка семьи и детей, содействие занятости населения, оплата труда, образование, здравоохранение, обеспечение доступным и комфортным жильем, спорт и культура; 3) бюджет для роста (который предусматривает следующие разделы: развитие инновационный инфраструктуры и стимулирование инноваций, наука и технологии, развитие транспортной инфраструктуры, агропромышленный комплекс, поддержка промышленности, поддержка малого и среднего предпринимательства). "Бюджеты для граждан" составляются также на региональном и местных уровнях. Важно отметить, что на региональном уровне уровень доступности предоставления информации оценивается в баллах. Так, по официальным данным самый большой балл - 82, исходя из Сводной оценки уровня предоставления субъектами Российской Федерации информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме <7>, поставлен следующим регионам - Алтайскому краю, Вологодской обл., Иркутской обл., Красноярскому краю, Пермскому краю, Ростовской обл., Сахалинской обл., Ставропольскому краю; самым низким баллом по доступности информации в бюджетной сфере обладает Республика Ингушетия - 19. Оценка предоставления информации о бюджете и бюджетной системе на уровне субъектов Федерации осуществляется по 11 критериям, среди них можно отметить такие, как полнота охвата этапов бюджетного процесса, общие параметры бюджета, расходы региональных бюджетов в рамках государственных программ, сведения о расходах на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и др.
(Вершило Т.А.)
("Финансовое право", 2018, N 8)Важно отметить, что открытость бюджетной информации является одним из приоритетов государственной политики в рамках ее реализации, а также рекомендаций Международного валютного фонда по обеспечению прозрачности бюджетной сферы <5>, начиная с 2014 г. в Российской Федерации составляется "Бюджет для граждан", который призван повысить финансовую грамотность граждан Российской Федерации, в нем в доступной форме для общества излагаются материалы, характеризующие необходимость формирования бюджета (порядок поступления и виды доходов бюджетов, расходы бюджетов (кому, в каком объеме и на какие мероприятия выделены бюджетные средства, источники финансирования дефицита бюджета, основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления). Например, Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов <6> составлен по следующим позициям: 1) основные параметры федерального бюджета; 2) социально ориентированный бюджет, где расписаны расходы по социально значимым приоритетам, таким как пенсионное и социальное обеспечение, поддержка инвалидов и маломобильных групп населения, поддержка семьи и детей, содействие занятости населения, оплата труда, образование, здравоохранение, обеспечение доступным и комфортным жильем, спорт и культура; 3) бюджет для роста (который предусматривает следующие разделы: развитие инновационный инфраструктуры и стимулирование инноваций, наука и технологии, развитие транспортной инфраструктуры, агропромышленный комплекс, поддержка промышленности, поддержка малого и среднего предпринимательства). "Бюджеты для граждан" составляются также на региональном и местных уровнях. Важно отметить, что на региональном уровне уровень доступности предоставления информации оценивается в баллах. Так, по официальным данным самый большой балл - 82, исходя из Сводной оценки уровня предоставления субъектами Российской Федерации информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме <7>, поставлен следующим регионам - Алтайскому краю, Вологодской обл., Иркутской обл., Красноярскому краю, Пермскому краю, Ростовской обл., Сахалинской обл., Ставропольскому краю; самым низким баллом по доступности информации в бюджетной сфере обладает Республика Ингушетия - 19. Оценка предоставления информации о бюджете и бюджетной системе на уровне субъектов Федерации осуществляется по 11 критериям, среди них можно отметить такие, как полнота охвата этапов бюджетного процесса, общие параметры бюджета, расходы региональных бюджетов в рамках государственных программ, сведения о расходах на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и др.
"Организация финансового контроля в бюджетных организациях: Учебное пособие"
(Быков В.А., Туманов Д.В.)
("Канцлер", 2019)Ко второй группе относятся законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые в основном во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле, в частности, в Законе Сахалинской области от 18 июля 2000 г. "О бюджетном процессе в Сахалинской области" имеются общие положения о финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти области. Аналогичные нормы содержатся в Законе Алтайского края от 11 ноября 2005 г. N 199 "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае".
(Быков В.А., Туманов Д.В.)
("Канцлер", 2019)Ко второй группе относятся законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые в основном во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле, в частности, в Законе Сахалинской области от 18 июля 2000 г. "О бюджетном процессе в Сахалинской области" имеются общие положения о финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти области. Аналогичные нормы содержатся в Законе Алтайского края от 11 ноября 2005 г. N 199 "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае".
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с признанием сделок недействительными (ограничение полномочий, применение последствий недействительности, проблема стабильности гражданского оборота). Июль - декабрь 2005 г. Часть 2"
(Трофимов В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Суд надзорной инстанции дал следующую оценку позиции судов трех инстанций. По его мнению, является необоснованным их довод о том, что действующим законодательством предусмотрено право законодательных и исполнительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в связи с чем Постановлениями администрации Алтайского края от 01.02.2000 N 77 "О схеме финансирования капитального строительства" и от 06.10.2000 N 789 "О порядке финансирования проектов за счет средств капитальных вложений краевого бюджета", не признанными в установленном порядке недействительными, обязанности по осуществлению расчетно-кассового обслуживания капитального строительства, финансируемого из краевого бюджета, были возложены на Сибсоцбанк.
(Трофимов В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Суд надзорной инстанции дал следующую оценку позиции судов трех инстанций. По его мнению, является необоснованным их довод о том, что действующим законодательством предусмотрено право законодательных и исполнительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в связи с чем Постановлениями администрации Алтайского края от 01.02.2000 N 77 "О схеме финансирования капитального строительства" и от 06.10.2000 N 789 "О порядке финансирования проектов за счет средств капитальных вложений краевого бюджета", не признанными в установленном порядке недействительными, обязанности по осуществлению расчетно-кассового обслуживания капитального строительства, финансируемого из краевого бюджета, были возложены на Сибсоцбанк.
Статья: Об итогах работы Федерального казначейства в 2008 г. и основных направлениях деятельности на 2009 г.
(Артюхин Р.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 8)В этой связи в числе лидеров, осуществляющих полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, с санкционированием их расходов, хочется назвать Управления по Алтайскому краю, Республике Дагестан, Ивановской, Кемеровской, Курганской, Ростовской, Тамбовской областям и другие, указанные на слайде.
(Артюхин Р.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 8)В этой связи в числе лидеров, осуществляющих полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, с санкционированием их расходов, хочется назвать Управления по Алтайскому краю, Республике Дагестан, Ивановской, Кемеровской, Курганской, Ростовской, Тамбовской областям и другие, указанные на слайде.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации
(Конюхова Т.В.)
("Журнал российского права", 2008, N 2)Ко второй группе относятся законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые в основном во всех субъектах РФ и в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле, в частности в Законе Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области" <9> от 18 июля 2000 г. (в ред. от 6 июля 2006 г.) имеются общие положения о финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти области. Аналогичные нормы содержатся в Законе Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" <10> от 11 ноября 2005 г. N 199 (в ред. от 30 июня 2006 г.).
(Конюхова Т.В.)
("Журнал российского права", 2008, N 2)Ко второй группе относятся законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые в основном во всех субъектах РФ и в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле, в частности в Законе Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области" <9> от 18 июля 2000 г. (в ред. от 6 июля 2006 г.) имеются общие положения о финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти области. Аналогичные нормы содержатся в Законе Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" <10> от 11 ноября 2005 г. N 199 (в ред. от 30 июня 2006 г.).
"Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: Монография"
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2019)"Бюджеты для граждан" составляются также и на региональном и местных уровнях. Важно отметить, что на региональном уровне доступность предоставления информации оценивается в баллах. Так, по официальным данным, самый большой балл - 82 (исходя из сводной оценки уровня предоставления субъектами РФ информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме) <1> поставлен следующим регионам - Алтайскому краю, Вологодской и Иркутской областям, Красноярскому краю, Пермскому краю, Ростовской и Сахалинской областям, Ставропольскому краю; самым низким баллом по доступности информации в бюджетной сфере обладает Республика Ингушетия - 19. Оценка предоставления информации о бюджете и бюджетной системе на уровне субъектов РФ осуществляется по 11 критериям, среди них можно отметить такие, как полнота охвата этапов бюджетного процесса, общие параметры бюджета, расходы региональных бюджетов в рамках государственных программ, сведения о расходах на реализацию Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. и др.
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2019)"Бюджеты для граждан" составляются также и на региональном и местных уровнях. Важно отметить, что на региональном уровне доступность предоставления информации оценивается в баллах. Так, по официальным данным, самый большой балл - 82 (исходя из сводной оценки уровня предоставления субъектами РФ информации о бюджете и бюджетной системе в понятной форме) <1> поставлен следующим регионам - Алтайскому краю, Вологодской и Иркутской областям, Красноярскому краю, Пермскому краю, Ростовской и Сахалинской областям, Ставропольскому краю; самым низким баллом по доступности информации в бюджетной сфере обладает Республика Ингушетия - 19. Оценка предоставления информации о бюджете и бюджетной системе на уровне субъектов РФ осуществляется по 11 критериям, среди них можно отметить такие, как полнота охвата этапов бюджетного процесса, общие параметры бюджета, расходы региональных бюджетов в рамках государственных программ, сведения о расходах на реализацию Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. и др.
Статья: Некоторые вопросы развития бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации
(Евсеев П.И.)
("Журнал российского права", 2005, N 10)<3> См.: Часть 4 ст. 15 Закона Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" // Алтайская правда. 2002. N 308.
(Евсеев П.И.)
("Журнал российского права", 2005, N 10)<3> См.: Часть 4 ст. 15 Закона Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" // Алтайская правда. 2002. N 308.
Статья: Рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете по доходам
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2012, N 3)<15> См., например: ст. 17 Закона Архангельской области от 23.09.2008 N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" (ред. от 22 марта 2011 г.) // Волна. 26.09.2008. N 4; ст. 17 Закона Алтайского края от 03.09.2007 N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" (ред. от 11 июля 2011 г.) // Алтайская правда. 05.09.2007. N 262; ст. 40 Закона Пензенской обл. от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (ред. от 10 мая 2011 г.) // Пензенские губернские ведомости. 24.04.2003. N 5; ст. 9 Закона Тюменской области от 12.10.2001 N 426 "О бюджетном процессе в Тюменской области" (ред. от 15 ноября 2010 г.) // Вестник Тюменской областной Думы. 2001. N 11. Ч. 1; и др.
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2012, N 3)<15> См., например: ст. 17 Закона Архангельской области от 23.09.2008 N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" (ред. от 22 марта 2011 г.) // Волна. 26.09.2008. N 4; ст. 17 Закона Алтайского края от 03.09.2007 N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" (ред. от 11 июля 2011 г.) // Алтайская правда. 05.09.2007. N 262; ст. 40 Закона Пензенской обл. от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (ред. от 10 мая 2011 г.) // Пензенские губернские ведомости. 24.04.2003. N 5; ст. 9 Закона Тюменской области от 12.10.2001 N 426 "О бюджетном процессе в Тюменской области" (ред. от 15 ноября 2010 г.) // Вестник Тюменской областной Думы. 2001. N 11. Ч. 1; и др.