Нужно ли распечатывать регистры налогового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужно ли распечатывать регистры налогового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения с 2025 г. (общая)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Формы первичных учетных документов и регистров, применяемые при ведении бухгалтерского и налогового учета в Организации, установлены в Приложении N ___ к Методологии бухгалтерского учета (вариант: и Приложении N ___ к Методологии налогового учета).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Формы первичных учетных документов и регистров, применяемые при ведении бухгалтерского и налогового учета в Организации, установлены в Приложении N ___ к Методологии бухгалтерского учета (вариант: и Приложении N ___ к Методологии налогового учета).
Форма: Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2024 г.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Регистры бухгалтерского и налогового учета, сформированные с применением специализированной бухгалтерской программы, распечатываются __________________ (вариант: один раз по окончании каждого отчетного квартала / один раз по окончании года / ____________ (иная периодичность)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Регистры бухгалтерского и налогового учета, сформированные с применением специализированной бухгалтерской программы, распечатываются __________________ (вариант: один раз по окончании каждого отчетного квартала / один раз по окончании года / ____________ (иная периодичность)).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2025 N 310-ЭС25-820 по делу N А83-19999/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании передать документы и имущество общества по акту приема-передачи, взыскании судебной неустойки.
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение в части, поскольку суд не исследовал вопрос о том, являлись ли предоставляемые в рамках инвестиционного соглашения со стороны общества арендуемые многолетние насаждения тем имуществом, которое было поименовано в разделительном балансе, а если являлись таковым, то в силу каких обстоятельств директор не мог располагать сведениями о месте нахождения данных многолетних насаждений и их индивидуализирующих характеристиках.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В части требований о передаче бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах и приложений к нему), первичных документов, кассовой книги, регистров бухгалтерского и налогового учета за 2016 - 2021 годы суды, руководствуясь положениями Закона N 402-ФЗ, указали, что бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и приложений к нему) за 2016 - 2020 годы подавались Дегурко Я.В. в налоговые органы в электронном виде и подписывались электронной подписью, при этом распечатанные копии этих отчетов были переданы истцу, что указано в акте приема-передачи - "копии электронных отчетов" (пункты 63 - 67 акта приема-передачи от 15 мая 2021 г.).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании передать документы и имущество общества по акту приема-передачи, взыскании судебной неустойки.
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение в части, поскольку суд не исследовал вопрос о том, являлись ли предоставляемые в рамках инвестиционного соглашения со стороны общества арендуемые многолетние насаждения тем имуществом, которое было поименовано в разделительном балансе, а если являлись таковым, то в силу каких обстоятельств директор не мог располагать сведениями о месте нахождения данных многолетних насаждений и их индивидуализирующих характеристиках.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В части требований о передаче бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах и приложений к нему), первичных документов, кассовой книги, регистров бухгалтерского и налогового учета за 2016 - 2021 годы суды, руководствуясь положениями Закона N 402-ФЗ, указали, что бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и приложений к нему) за 2016 - 2020 годы подавались Дегурко Я.В. в налоговые органы в электронном виде и подписывались электронной подписью, при этом распечатанные копии этих отчетов были переданы истцу, что указано в акте приема-передачи - "копии электронных отчетов" (пункты 63 - 67 акта приема-передачи от 15 мая 2021 г.).
Подборка судебных решений за 2008 год: Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган неправомерно привлек его к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление книги продаж и распечатки по счетам, истребованных в связи с проверкой деятельности контрагента. Книга продаж является регистром налогового учета, а распечатки бухгалтерских счетов - регистрами бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком и не относятся к документам, касающимся деятельности контрагента.
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган неправомерно привлек его к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление книги продаж и распечатки по счетам, истребованных в связи с проверкой деятельности контрагента. Книга продаж является регистром налогового учета, а распечатки бухгалтерских счетов - регистрами бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком и не относятся к документам, касающимся деятельности контрагента.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расставание с главбухом. Как правильно провести передачу дел
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2021, N 20)На дату, утвержденную приказом, должны быть завершены все учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи в бухгалтерском учете, распечатаны регистры, представлена в налоговые органы отчетность, а первичная документация за этот период подшита в папки.
(Фомина Л.)
("Финансовая газета", 2021, N 20)На дату, утвержденную приказом, должны быть завершены все учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи в бухгалтерском учете, распечатаны регистры, представлена в налоговые органы отчетность, а первичная документация за этот период подшита в папки.
Статья: Если бухгалтер уходит в отпуск...
(Козырева Л.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 9)Лучше, если к моменту приема-передачи дел в бухгалтерии завершены учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи, распечатаны регистры бухгалтерского и налогового учета, составлена и представлена в налоговые органы бухгалтерская и налоговая отчетность. Однако на практике так бывает редко, потому что организация не прекращает свою деятельность при смене главбуха, хозяйственные операции продолжают совершаться и отражаться на счетах бухгалтерского учета. В этом случае целесообразно, чтобы при совместной работе нового и прежнего главных бухгалтеров все документы оформлялись только по согласованию с новым главбухом.
(Козырева Л.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 9)Лучше, если к моменту приема-передачи дел в бухгалтерии завершены учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи, распечатаны регистры бухгалтерского и налогового учета, составлена и представлена в налоговые органы бухгалтерская и налоговая отчетность. Однако на практике так бывает редко, потому что организация не прекращает свою деятельность при смене главбуха, хозяйственные операции продолжают совершаться и отражаться на счетах бухгалтерского учета. В этом случае целесообразно, чтобы при совместной работе нового и прежнего главных бухгалтеров все документы оформлялись только по согласованию с новым главбухом.
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 12.11.2014 N 2645р
"Об утверждении типового положения об учетной политике для целей налогообложения дочернего общества ОАО "РЖД"1.5. Для обеспечения индивидуальной ответственности работников подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета, регистры налогового учета распечатываются и подписываются составившими их лицами.
"Об утверждении типового положения об учетной политике для целей налогообложения дочернего общества ОАО "РЖД"1.5. Для обеспечения индивидуальной ответственности работников подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета, регистры налогового учета распечатываются и подписываются составившими их лицами.
Приказ Росархива от 22.05.2009 N 28
"О введении в действие Положения об учетной политике Федерального архивного агентства"4.3. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета являются первичные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России, и фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
"О введении в действие Положения об учетной политике Федерального архивного агентства"4.3. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета являются первичные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России, и фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
Статья: Конференция в Москве: актуальные разъяснения по налогу на прибыль
(Шаркаева О.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 21)Поэтому просто распечатать из бухгалтерской программы оборотно-сальдовую ведомость по счету и выдать ее за налоговый регистр не получится.
(Шаркаева О.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 21)Поэтому просто распечатать из бухгалтерской программы оборотно-сальдовую ведомость по счету и выдать ее за налоговый регистр не получится.
Вопрос: Как часто нужно распечатывать налоговые регистры? Как их нужно оформлять и хранить?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2002)Вопрос: Как часто нужно распечатывать налоговые регистры? Как их нужно оформлять и хранить?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2002)Вопрос: Как часто нужно распечатывать налоговые регистры? Как их нужно оформлять и хранить?
Статья: Налог на добавленную стоимость: книга покупок
(Авдеев В.В.)
("Налоги" (газета), 2010, N 17)Правилами определено, что книгу покупок налогоплательщик НДС может вести как в бумажном, так и в электронном виде. Если используется первый вариант, то книгу покупок организация или коммерсант приобретают самостоятельно. Учитывая то, что сегодня практически все субъекты хозяйственной деятельности ведут учет автоматизированным способом, понятно, что сейчас в основном используется электронный вариант ведения книг покупок и продаж. Однако при таком методе ведения указанных налоговых регистров по окончании налогового периода по НДС налогоплательщик обязан распечатать все страницы книги покупок, пронумеровать их и сшить в отдельную папку. После чего сшитая книга скрепляется печатью организации. Книги покупок текущего финансового года хранятся налогоплательщиком НДС в бухгалтерии, по его окончании - передаются в архив на хранение.
(Авдеев В.В.)
("Налоги" (газета), 2010, N 17)Правилами определено, что книгу покупок налогоплательщик НДС может вести как в бумажном, так и в электронном виде. Если используется первый вариант, то книгу покупок организация или коммерсант приобретают самостоятельно. Учитывая то, что сегодня практически все субъекты хозяйственной деятельности ведут учет автоматизированным способом, понятно, что сейчас в основном используется электронный вариант ведения книг покупок и продаж. Однако при таком методе ведения указанных налоговых регистров по окончании налогового периода по НДС налогоплательщик обязан распечатать все страницы книги покупок, пронумеровать их и сшить в отдельную папку. После чего сшитая книга скрепляется печатью организации. Книги покупок текущего финансового года хранятся налогоплательщиком НДС в бухгалтерии, по его окончании - передаются в архив на хранение.
Статья: Культура налоговых регистров
(Киселева И.)
("Расчет", 2006, N 10)На самом деле законодательство предписывает дополнять необходимыми реквизитами регистры бухгалтерского учета, а не перепечатывать, копировать информацию из них, формируя тем самым регистры налогового учета, или вести самостоятельные регистры налогового учета (абз. 3 ст. 313 НК). Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль, применявшаяся до 2006 г., напрямую требовала от налогоплательщика заполнения той или иной строки по данным соответствующего специального налогового регистра. К сожалению, чаще всего на практике происходит следующее: специалист по программе дает советы, как можно сделать, чтобы легко сформировать нужную выходную форму. Причем "нужную" форму тоже предлагает он. В результате неспециалист подтягивается к нуждам предприятия, а предприятие опускается до уровня и знаний программиста в этой области. А распечатка "налоговых регистров" идет без ссылки на источник информации - первичный документ, бухгалтерский счет, что, в свою очередь, еще больше вызывает сомнения о необходимости такого документа.
(Киселева И.)
("Расчет", 2006, N 10)На самом деле законодательство предписывает дополнять необходимыми реквизитами регистры бухгалтерского учета, а не перепечатывать, копировать информацию из них, формируя тем самым регистры налогового учета, или вести самостоятельные регистры налогового учета (абз. 3 ст. 313 НК). Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль, применявшаяся до 2006 г., напрямую требовала от налогоплательщика заполнения той или иной строки по данным соответствующего специального налогового регистра. К сожалению, чаще всего на практике происходит следующее: специалист по программе дает советы, как можно сделать, чтобы легко сформировать нужную выходную форму. Причем "нужную" форму тоже предлагает он. В результате неспециалист подтягивается к нуждам предприятия, а предприятие опускается до уровня и знаний программиста в этой области. А распечатка "налоговых регистров" идет без ссылки на источник информации - первичный документ, бухгалтерский счет, что, в свою очередь, еще больше вызывает сомнения о необходимости такого документа.
Статья: Обзор: штрафы и способы их сократить
(Рыбникова Е.)
("Расчет", 2017, N 7-8)Не секрет, что хорошее планирование работы помогает организованно успевать сдавать налоговые декларации. В общем доступе в СМИ, Интернете есть календари отчетности по каждому виду деятельности компаний и каждому виду налогообложения. Распечатав такой календарь или создав электронную "напоминалку", бухгалтер не пропустит сроки сдачи отчетности. Хотя слепо верить такому календарю довольно рискованно, неизвестно, кто и в каком году его составлял. Лучше не полениться и проверить все "контрольные даты" в НК РФ. Сразу ответим на вопрос: а что если документация в бухгалтерию приходит с большими задержками и как ни планируй свою работу, не успеваешь все отразить в бухгалтерских и налоговых регистрах? В данном случае необходимо максимально перевести документооборот с контрагентами в электронный формат, подключить к процессу руководство компании и договорной отдел.
(Рыбникова Е.)
("Расчет", 2017, N 7-8)Не секрет, что хорошее планирование работы помогает организованно успевать сдавать налоговые декларации. В общем доступе в СМИ, Интернете есть календари отчетности по каждому виду деятельности компаний и каждому виду налогообложения. Распечатав такой календарь или создав электронную "напоминалку", бухгалтер не пропустит сроки сдачи отчетности. Хотя слепо верить такому календарю довольно рискованно, неизвестно, кто и в каком году его составлял. Лучше не полениться и проверить все "контрольные даты" в НК РФ. Сразу ответим на вопрос: а что если документация в бухгалтерию приходит с большими задержками и как ни планируй свою работу, не успеваешь все отразить в бухгалтерских и налоговых регистрах? В данном случае необходимо максимально перевести документооборот с контрагентами в электронный формат, подключить к процессу руководство компании и договорной отдел.
Статья: Порядок организации выборки и документооборота по результатам аудиторских проверок
(Арабян Э.К.)
("Аудитор", 2021, N 12)2. Документы, формируемые на основном этапе аудиторской проверки (при проведении процедур по существу). На данном этапе проверки аудитор корректирует значения показателей, рассчитанных на этапе планирования (в случае необходимости), проводит процедуры по существу, собирает аудиторские доказательства. В ходе проверки аудитор использует различные методики, методические материалы и инструкции. При этом результаты проведенных процедур по существу оформляются в виде рабочих документов аудитора. К данной группе относятся: копии документов, полученных от аудируемого лица; разъяснения, полученные от руководства аудируемого лица; сведения (информация), полученные от третьих лиц, например подтверждения от дебиторов и кредиторов и др.; регистры бухгалтерского и налогового учета; документы, полученные от эксперта (отчет, заключение); информация в отношении той части проверки, которая проводилась другой организацией (другим аудитором); протоколы совещаний с руководством аудируемого лица; письменные заявления, полученные от аудируемого лица; копии бухгалтерской отчетности; объяснения, пояснения и заявления от сотрудников аудируемого лица; копии документов аудируемого лица; распечатки при использовании систем компьютерной обработки данных (КОД); рабочие формы, аналитические документы и др.; любые другие документы, которые аудитор использует и/или составляет в процессе проведения аудита.
(Арабян Э.К.)
("Аудитор", 2021, N 12)2. Документы, формируемые на основном этапе аудиторской проверки (при проведении процедур по существу). На данном этапе проверки аудитор корректирует значения показателей, рассчитанных на этапе планирования (в случае необходимости), проводит процедуры по существу, собирает аудиторские доказательства. В ходе проверки аудитор использует различные методики, методические материалы и инструкции. При этом результаты проведенных процедур по существу оформляются в виде рабочих документов аудитора. К данной группе относятся: копии документов, полученных от аудируемого лица; разъяснения, полученные от руководства аудируемого лица; сведения (информация), полученные от третьих лиц, например подтверждения от дебиторов и кредиторов и др.; регистры бухгалтерского и налогового учета; документы, полученные от эксперта (отчет, заключение); информация в отношении той части проверки, которая проводилась другой организацией (другим аудитором); протоколы совещаний с руководством аудируемого лица; письменные заявления, полученные от аудируемого лица; копии бухгалтерской отчетности; объяснения, пояснения и заявления от сотрудников аудируемого лица; копии документов аудируемого лица; распечатки при использовании систем компьютерной обработки данных (КОД); рабочие формы, аналитические документы и др.; любые другие документы, которые аудитор использует и/или составляет в процессе проведения аудита.
Тематический выпуск: Документооборот в бухгалтерии
(Климова М.А.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2013, N 10)Статьей 314 НК РФ предусмотрено ведение регистров налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Распечатка налоговых регистров с целью хранения необязательна (Письмо Минфина России от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314). При хранении указанных регистров должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений.
(Климова М.А.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2013, N 10)Статьей 314 НК РФ предусмотрено ведение регистров налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Распечатка налоговых регистров с целью хранения необязательна (Письмо Минфина России от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314). При хранении указанных регистров должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений.
Статья: Книга учета ИП: как вести и как заверять
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 2)При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, а также в случае, если ИП освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщик вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Если ИП принято решение о разработке новой формы Книги учета, то учет в ней товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализации ведется как в количественном, так и в стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг). В данном случае важно, что разработанную самостоятельно форму Книги учета необходимо согласовать с налоговым органом. Для этого в налоговый орган нужно направить письмо, составленное в произвольной форме, с просьбой согласовать разработанную форму с приложением самой формы налогового регистра.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 2)При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, а также в случае, если ИП освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщик вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Если ИП принято решение о разработке новой формы Книги учета, то учет в ней товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализации ведется как в количественном, так и в стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг). В данном случае важно, что разработанную самостоятельно форму Книги учета необходимо согласовать с налоговым органом. Для этого в налоговый орган нужно направить письмо, составленное в произвольной форме, с просьбой согласовать разработанную форму с приложением самой формы налогового регистра.
Вопрос: Каков порядок передачи дел главным бухгалтером в случае увольнения по собственному желанию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации?
(Консультация эксперта, 2011)На дату, которая установлена в приказе (распоряжении) о приеме-передаче дел, должны быть завершены учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи, распечатаны регистры бухгалтерского и налогового учета, составлена и представлена в налоговые органы бухгалтерская и налоговая отчетность. Первичная документация за этот период должна быть подшита в папки (дела) согласно номенклатуре дел, применяемой в организации, а документы за прошлые отчетные периоды должны быть прошиты (переплетены) и сданы на хранение.
(Консультация эксперта, 2011)На дату, которая установлена в приказе (распоряжении) о приеме-передаче дел, должны быть завершены учетные процессы за истекший период и сформированы все необходимые записи, распечатаны регистры бухгалтерского и налогового учета, составлена и представлена в налоговые органы бухгалтерская и налоговая отчетность. Первичная документация за этот период должна быть подшита в папки (дела) согласно номенклатуре дел, применяемой в организации, а документы за прошлые отчетные периоды должны быть прошиты (переплетены) и сданы на хранение.