Нужна ли лицензия на обращение с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужна ли лицензия на обращение с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 9 Закона об отходах деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 9 Закона об отходах деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Ключевые слова: утилизация, лицензирование, обращение с отходами, государственное регулирование, природоохранная деятельность.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Ключевые слова: утилизация, лицензирование, обращение с отходами, государственное регулирование, природоохранная деятельность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения);
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения);
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время в Российской Федерации имеют право заниматься утилизацией ТБО согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9> только индивидуальные предприниматели, юридические лица и государственные компании. При этом они обязаны иметь лицензию, разрешающую обращение с отходами I - IV классов опасности. Кроме того, работники, непосредственно занимающиеся утилизацией, должны иметь соответствующую лицензию и документы, подтверждающие квалификацию.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время в Российской Федерации имеют право заниматься утилизацией ТБО согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9> только индивидуальные предприниматели, юридические лица и государственные компании. При этом они обязаны иметь лицензию, разрешающую обращение с отходами I - IV классов опасности. Кроме того, работники, непосредственно занимающиеся утилизацией, должны иметь соответствующую лицензию и документы, подтверждающие квалификацию.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- наименование, виды и классы опасности отходов, фактически используемых при производстве рекультиванта, должны соотноситься с лицензий по обращению с отходами (при ее наличии), с документацией на технологию производства рекультиванта, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с проектом рекультивации земель с использованием рекультиванта;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- наименование, виды и классы опасности отходов, фактически используемых при производстве рекультиванта, должны соотноситься с лицензий по обращению с отходами (при ее наличии), с документацией на технологию производства рекультиванта, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с проектом рекультивации земель с использованием рекультиванта;
Готовое решение: Какие товары, работы и услуги можно объединить в один лот при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Также есть практика, когда признается нарушением объединение лицензируемых и нелицензируемых услуг по обращению с отходами (Решение Дагестанского УФАС России от 17.01.2022 N 005/06/106-32/2022).
(КонсультантПлюс, 2025)Также есть практика, когда признается нарушением объединение лицензируемых и нелицензируемых услуг по обращению с отходами (Решение Дагестанского УФАС России от 17.01.2022 N 005/06/106-32/2022).
Статья: Договор на утилизацию отходов в системе договоров на оказание экологических услуг
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Договор на утилизацию отходов, особенно для отходов I - IV классов опасности, неизбежно попадает под жесткое административное регулирование, включая лицензирование (ст. 9 ФЗ "Об отходах"). Это усложняет расширение его содержания - любая дополнительная услуга (консалтинг, аудит) требует отдельного правового статуса, не всегда совместимого с лицензией на обращение с отходами.
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Договор на утилизацию отходов, особенно для отходов I - IV классов опасности, неизбежно попадает под жесткое административное регулирование, включая лицензирование (ст. 9 ФЗ "Об отходах"). Это усложняет расширение его содержания - любая дополнительная услуга (консалтинг, аудит) требует отдельного правового статуса, не всегда совместимого с лицензией на обращение с отходами.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Активное освоение акваторий водных объектов для различных целей зачастую приводит к необходимости размещения и (или) строительства предназначенных для этого разнообразных объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, обусловливает проведение разного рода дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. В ходе указанных работ образуется довольно большое количество изымаемого из водных объектов донного грунта, который долгое время <1> признавался отходом и не мог складироваться в границах водоохранных зон и их прибрежных защитных полос согласно ст. 65 ВК РФ, а для осуществления обращения с ним, как правило, требовалась лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Вместе с тем в настоящее время в случае, если донный грунт используется в соответствии с целями, предусмотренными федеральными законами, он отходом не признается и на деятельность по обращению с ним указанные ограничения не распространяются.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Активное освоение акваторий водных объектов для различных целей зачастую приводит к необходимости размещения и (или) строительства предназначенных для этого разнообразных объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, обусловливает проведение разного рода дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. В ходе указанных работ образуется довольно большое количество изымаемого из водных объектов донного грунта, который долгое время <1> признавался отходом и не мог складироваться в границах водоохранных зон и их прибрежных защитных полос согласно ст. 65 ВК РФ, а для осуществления обращения с ним, как правило, требовалась лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Вместе с тем в настоящее время в случае, если донный грунт используется в соответствии с целями, предусмотренными федеральными законами, он отходом не признается и на деятельность по обращению с ним указанные ограничения не распространяются.
Статья: Декларации о плате за НВОС: отчитываемся за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.