Нпа по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Нпа по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)...Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов..."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений при выборе способа определения поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)государственный контракт, заключенный с единственным поставщиком, исключительные полномочия которого на оказание соответствующих услуг установлены нормативно (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)государственный контракт, заключенный с единственным поставщиком, исключительные полномочия которого на оказание соответствующих услуг установлены нормативно (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить контракт на аренду по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Также полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 44-ФЗ действует преимущественное право на заключение контракта на аренду на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 44-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае заключения контракта с единственным поставщиком, поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового контракта с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить контракт на новый срок может быть расценено как нарушение запрета на переговоры заказчика с участником закупки (ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Также полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 44-ФЗ действует преимущественное право на заключение контракта на аренду на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 44-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае заключения контракта с единственным поставщиком, поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового контракта с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить контракт на новый срок может быть расценено как нарушение запрета на переговоры заказчика с участником закупки (ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)дисциплинарную. Она грозит за допущенные нарушения законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Вместе с тем особый порядок привлечения к такой ответственности Законом N 44-ФЗ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок не установлен. Вам следует руководствоваться законодательством о труде и о соответствующих видах государственной и муниципальной службы;
(КонсультантПлюс, 2025)дисциплинарную. Она грозит за допущенные нарушения законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Вместе с тем особый порядок привлечения к такой ответственности Законом N 44-ФЗ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок не установлен. Вам следует руководствоваться законодательством о труде и о соответствующих видах государственной и муниципальной службы;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В п. 1.1 банковской гарантии указано, что гарант обязуется осуществить платеж в пользу бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принципалом своих обязательств по контракту по требованию бенефициара. При этом гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром по контракту, в том числе обязательств по возврату авансового платежа, уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом, возмещению убытков (при их наличии). Соответственно, вывод судов о том, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии (ст. 431 ГК РФ). Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В п. 1.1 банковской гарантии указано, что гарант обязуется осуществить платеж в пользу бенефициара в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принципалом своих обязательств по контракту по требованию бенефициара. При этом гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром по контракту, в том числе обязательств по возврату авансового платежа, уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом, возмещению убытков (при их наличии). Соответственно, вывод судов о том, что банковская гарантия обеспечивает исключительно закрытый перечень обязательств принципала, не соответствует буквальному содержанию текста банковской гарантии (ст. 431 ГК РФ). Положений о том, что обязательства гаранта по банковской гарантии прекращаются в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат. Подобное толкование противоречит смыслу банковской гарантии как обеспечения исполнения контрактов.
Готовое решение: Как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
Готовое решение: В каком порядке необходимо исполнить предписание, выданное ФАС России в рамках контрольных мероприятий по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от способа и формы закупки проводить заседание закупочной комиссии и подписывать протоколы или иные документы об отмене протоколов закупки не нужно - ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты этого не требуют. Предписание контрольного органа само по себе является достаточным основанием для отмены протокола.
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от способа и формы закупки проводить заседание закупочной комиссии и подписывать протоколы или иные документы об отмене протоколов закупки не нужно - ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты этого не требуют. Предписание контрольного органа само по себе является достаточным основанием для отмены протокола.
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)Контрактный управляющий обеспечивает выполнение всех полномочий заказчика по законодательству о контрактной системе, если у того нет контрактной службы (ч. 2, 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Отдельного НПА, который уточняет полномочия контрактного управляющего, нет. Исходя из ст. 38 Закона N 44-ФЗ при их детализации можно руководствоваться Типовым положением N 158н. Так, предусмотренные этими актами функции и полномочия можно разделить:
(КонсультантПлюс, 2025)Контрактный управляющий обеспечивает выполнение всех полномочий заказчика по законодательству о контрактной системе, если у того нет контрактной службы (ч. 2, 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Отдельного НПА, который уточняет полномочия контрактного управляющего, нет. Исходя из ст. 38 Закона N 44-ФЗ при их детализации можно руководствоваться Типовым положением N 158н. Так, предусмотренные этими актами функции и полномочия можно разделить:
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Составлять контракт надо с учетом требований Гражданского кодекса РФ к его оформлению и содержанию. Отличается он тем, что в него включают обязательные условия, установленные Законом N 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами. При закупке некоторых товаров, работ, услуг не забудьте учесть требования отраслевого законодательства, например об энергетических ресурсах.
(КонсультантПлюс, 2025)Составлять контракт надо с учетом требований Гражданского кодекса РФ к его оформлению и содержанию. Отличается он тем, что в него включают обязательные условия, установленные Законом N 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами. При закупке некоторых товаров, работ, услуг не забудьте учесть требования отраслевого законодательства, например об энергетических ресурсах.
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)цену контракта. Она должна соответствовать цене, предложенной участником, с которым заключается контракт, и учитывать положения ст. ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 этого Закона;
(КонсультантПлюс, 2025)цену контракта. Она должна соответствовать цене, предложенной участником, с которым заключается контракт, и учитывать положения ст. ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 этого Закона;
Форма: Положение о проведении внутренней экспертизы результатов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В своей деятельности эксперт, экспертная комиссия руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 44-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, условиями контракта и настоящим Положением, а также иными локальными актами Учреждения.
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В своей деятельности эксперт, экспертная комиссия руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 44-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, условиями контракта и настоящим Положением, а также иными локальными актами Учреждения.
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичную позицию высказывал Минфин России в части невозможности изменения или отмены других протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Письмо от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Полагаем, что данная позиция применима и к протоколу об отказе от заключения контракта, поскольку такой протокол также составляется с использованием ЕИС и в Законе N 44-ФЗ и иных нормативных правовых актах отсутствует указание на возможность его отмены.
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичную позицию высказывал Минфин России в части невозможности изменения или отмены других протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Письмо от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Полагаем, что данная позиция применима и к протоколу об отказе от заключения контракта, поскольку такой протокол также составляется с использованием ЕИС и в Законе N 44-ФЗ и иных нормативных правовых актах отсутствует указание на возможность его отмены.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ, равно как и иные нормативно-правовые акты, не предусматривает обязанности заказчика разрабатывать и утверждать какие-либо документы в рамках осуществления мер по противодействию коррупции именно в закупочной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ, равно как и иные нормативно-правовые акты, не предусматривает обязанности заказчика разрабатывать и утверждать какие-либо документы в рамках осуществления мер по противодействию коррупции именно в закупочной деятельности.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, в Письме от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 Минфин России отметил, что Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчиков указывать в извещении о закупке конкретный нормативный правовой акт, которым установлено ограничение для участия в закупках и/или перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения. Контрольные органы также считают, что расшифровывать ограничения не нужно: сам факт того, что п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ процитирован в извещении, дает комиссии заказчика право признать не соответствующим извещению о закупке участника, подпадающего под те или иные ограничения, предусмотренные российским законодательством <126>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, в Письме от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 Минфин России отметил, что Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчиков указывать в извещении о закупке конкретный нормативный правовой акт, которым установлено ограничение для участия в закупках и/или перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения. Контрольные органы также считают, что расшифровывать ограничения не нужно: сам факт того, что п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ процитирован в извещении, дает комиссии заказчика право признать не соответствующим извещению о закупке участника, подпадающего под те или иные ограничения, предусмотренные российским законодательством <126>.
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740 <1> внесены важные изменения в ряд нормативных правовых актов, принятых в развитие Закона N 44-ФЗ. Некоторые из этих изменений вступают в силу уже с 1 января 2025 г., другие заработают со второго полугодия наступающего 2025 г. Данный материал подготовлен для облегчения знакомства с предстоящими изменениями.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740 <1> внесены важные изменения в ряд нормативных правовых актов, принятых в развитие Закона N 44-ФЗ. Некоторые из этих изменений вступают в силу уже с 1 января 2025 г., другие заработают со второго полугодия наступающего 2025 г. Данный материал подготовлен для облегчения знакомства с предстоящими изменениями.