Новый пенсионный закон
Подборка наиболее важных документов по запросу Новый пенсионный закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Соответственно, устанавливались особые правила вступления в силу и действия во времени новых пенсионных законов и подзаконных нормативных актов, принимаемых в целях их реализации. Такие правила фиксируются в "классических" темпоральных нормах, имеющихся практически в любой отрасли права.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Соответственно, устанавливались особые правила вступления в силу и действия во времени новых пенсионных законов и подзаконных нормативных актов, принимаемых в целях их реализации. Такие правила фиксируются в "классических" темпоральных нормах, имеющихся практически в любой отрасли права.
Статья: К вопросу о передаче дела социального обеспечения в ведение профсоюзных органов (1958 - 1959 гг.)
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)О возникшей проблеме руководство МСО проинформировало низовые структуры. На проведенном в мае 1958 г. Всероссийском совещании работников органов социального обеспечения ее обсудили министры социального обеспечения автономных республик, заведующие краевыми и областными отделами, председатели облВТЭК. Итоги обсуждения были изложены в восьмом номере журнала "Социальное обеспечение", опубликовавшем сразу несколько статей, критикующих сложившуюся практику взаимодействия с профсоюзными органами. В редакционной статье прямо говорилось о том, что "нельзя не видеть, что кое-где профсоюзы еще совершенно не занимаются вопросами социального обеспечения трудящихся, а иногда осуществляют контроль формально, поверхностно" <13>. Также в этом номере был помещен отчет о майском совещании, на котором его участники "предъявили профсоюзам немалый счет" <14>. Конкретные примеры равнодушия профсоюзных органов к нуждам нетрудоспособных советских граждан приводила заведующая Горьковским горсобесом. В заметке с говорящим названием "Облсовпроф - в стороне от наших дел" она требовала "покончить с положением, когда мы вынуждены умолять профсоюзы: "Контролируйте нас, помогайте нам" <15>. Однако нельзя обойти вниманием и размещенную тут же статью представителя противоположной стороны. Завотделом социального страхования ВЦСПС И. Козлов не преминул указать на недостатки обвинителей, в частности на то, что "в настоящее время еще имеет место неправильное назначение пенсий, порождающее либо необоснованные переплаты государственных средств, либо, наоборот, недоплаты причитающихся пенсионерам сумм" <16>, и подчеркнул широкое участие профорганизаций в работе по разъяснению норм нового пенсионного закона. Но и он был вынужден признать факты невнимательного отношения профработников к решениям пенсионных вопросов. После прочтения этих материалов остается впечатление о нежелании профсоюзов вникать в нужды социального обеспечения, о формальном выполнении уже возложенных на них задач и о неспособности проводить более серьезную работу в данной области.
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)О возникшей проблеме руководство МСО проинформировало низовые структуры. На проведенном в мае 1958 г. Всероссийском совещании работников органов социального обеспечения ее обсудили министры социального обеспечения автономных республик, заведующие краевыми и областными отделами, председатели облВТЭК. Итоги обсуждения были изложены в восьмом номере журнала "Социальное обеспечение", опубликовавшем сразу несколько статей, критикующих сложившуюся практику взаимодействия с профсоюзными органами. В редакционной статье прямо говорилось о том, что "нельзя не видеть, что кое-где профсоюзы еще совершенно не занимаются вопросами социального обеспечения трудящихся, а иногда осуществляют контроль формально, поверхностно" <13>. Также в этом номере был помещен отчет о майском совещании, на котором его участники "предъявили профсоюзам немалый счет" <14>. Конкретные примеры равнодушия профсоюзных органов к нуждам нетрудоспособных советских граждан приводила заведующая Горьковским горсобесом. В заметке с говорящим названием "Облсовпроф - в стороне от наших дел" она требовала "покончить с положением, когда мы вынуждены умолять профсоюзы: "Контролируйте нас, помогайте нам" <15>. Однако нельзя обойти вниманием и размещенную тут же статью представителя противоположной стороны. Завотделом социального страхования ВЦСПС И. Козлов не преминул указать на недостатки обвинителей, в частности на то, что "в настоящее время еще имеет место неправильное назначение пенсий, порождающее либо необоснованные переплаты государственных средств, либо, наоборот, недоплаты причитающихся пенсионерам сумм" <16>, и подчеркнул широкое участие профорганизаций в работе по разъяснению норм нового пенсионного закона. Но и он был вынужден признать факты невнимательного отношения профработников к решениям пенсионных вопросов. После прочтения этих материалов остается впечатление о нежелании профсоюзов вникать в нужды социального обеспечения, о формальном выполнении уже возложенных на них задач и о неспособности проводить более серьезную работу в данной области.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"В настоящей Концепции излагаются основные принципы формирования пенсионной системы. Конкретные механизмы, порядок и сроки их реализации будут конкретизированы при подготовке проекта нового федерального закона о пенсионном обеспечении. Наряду с федеральным законом потребуется подготовить ряд нормативных правовых актов (в частности, актов, связанных с организацией персонифицированного учета уплаты страховых взносов, и других), обеспечивающих проведение реформы.
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"В настоящей Концепции излагаются основные принципы формирования пенсионной системы. Конкретные механизмы, порядок и сроки их реализации будут конкретизированы при подготовке проекта нового федерального закона о пенсионном обеспечении. Наряду с федеральным законом потребуется подготовить ряд нормативных правовых актов (в частности, актов, связанных с организацией персонифицированного учета уплаты страховых взносов, и других), обеспечивающих проведение реформы.
Статья: О вступлении Министерства социального обеспечения РСФСР в члены Международной ассоциации социального обеспечения (1957 г.)
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)С 1 октября 1956 г. в СССР вступил в силу Закон "О государственных пенсиях" <8>. В период его подготовки, "для того чтобы новый проект Закона в СССР был наиболее прогрессивен, значительно лучше учитывал интересы трудящихся и ни по одному из основных положений не был хуже законов, принятых в зарубежных странах" <9>, разработчики по указанию председателя Государственного комитета Совета министров по вопросам труда и заработной платы (Госкомтруд) Л.М. Кагановича в 1955 г. тщательно изучили состояние пенсионного обеспечения в капиталистических странах и в странах народной демократии. Вероятно, в процессе этой работы авторы проекта, в числе которых были представители Министерства финансов СССР, Министерства юстиции СССР, Госплана СССР, ВЦСПС, МСО РСФСР, исследовали деятельность МАСО и признали необходимость сотрудничества. Двенадцатого октября 1955 г. Госкомтруд одобрил проект нового советского пенсионного Закона <10>, а уже в ноябре-декабре этого же года делегация-наблюдатель от Министерства социального обеспечения РСФСР присутствовала на XII Генеральной ассамблее ассоциации, проходившей в г. Мехико (Мексика).
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)С 1 октября 1956 г. в СССР вступил в силу Закон "О государственных пенсиях" <8>. В период его подготовки, "для того чтобы новый проект Закона в СССР был наиболее прогрессивен, значительно лучше учитывал интересы трудящихся и ни по одному из основных положений не был хуже законов, принятых в зарубежных странах" <9>, разработчики по указанию председателя Государственного комитета Совета министров по вопросам труда и заработной платы (Госкомтруд) Л.М. Кагановича в 1955 г. тщательно изучили состояние пенсионного обеспечения в капиталистических странах и в странах народной демократии. Вероятно, в процессе этой работы авторы проекта, в числе которых были представители Министерства финансов СССР, Министерства юстиции СССР, Госплана СССР, ВЦСПС, МСО РСФСР, исследовали деятельность МАСО и признали необходимость сотрудничества. Двенадцатого октября 1955 г. Госкомтруд одобрил проект нового советского пенсионного Закона <10>, а уже в ноябре-декабре этого же года делегация-наблюдатель от Министерства социального обеспечения РСФСР присутствовала на XII Генеральной ассамблее ассоциации, проходившей в г. Мехико (Мексика).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)При таком подходе нет ясности относительно того, а что же по данному делу рассматривал Конституционный Суд РФ? Суд либо может рассматривать поставленный перед ним вопрос, либо он этого делать не может. Если Суд не полномочен оценивать достаточность переходных мер от старого к новому пенсионному возрасту с точки зрения принципов поддержания доверия граждан к закону и адаптации к изменившемуся правовому регулированию, хотя он имел возможность проанализировать имеющийся мировой опыт в этом вопросе, то тогда зачем он вообще рассматривает данные меры и излагает их в своем решении?
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)При таком подходе нет ясности относительно того, а что же по данному делу рассматривал Конституционный Суд РФ? Суд либо может рассматривать поставленный перед ним вопрос, либо он этого делать не может. Если Суд не полномочен оценивать достаточность переходных мер от старого к новому пенсионному возрасту с точки зрения принципов поддержания доверия граждан к закону и адаптации к изменившемуся правовому регулированию, хотя он имел возможность проанализировать имеющийся мировой опыт в этом вопросе, то тогда зачем он вообще рассматривает данные меры и излагает их в своем решении?
Статья: Сравнительный анализ кодифицированного социального законодательства субъектов Российской Федерации
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)<7> Буянова А.В., Куракин А.С. Социальный кодекс Российской Федерации как необходимая мера защиты прав граждан в свете новой пенсионной реформы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 1. С. 88 - 90.
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)<7> Буянова А.В., Куракин А.С. Социальный кодекс Российской Федерации как необходимая мера защиты прав граждан в свете новой пенсионной реформы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 1. С. 88 - 90.
Статья: Изменения в Законе об обязательном пенсионном страховании: отказ от предельной величины базы для страховых взносов
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В 2001 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона, регулирующего правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием. В связи с этим были установлены следующие предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)В 2001 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона, регулирующего правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием. В связи с этим были установлены следующие предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.