Новые обязанности по воинскому учету
Подборка наиболее важных документов по запросу Новые обязанности по воинскому учету (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Судом отмечено, что обязанность явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет, в случае переезда на новое место жительства законодательно возложена на гражданина, в то время как военный комиссариат в отсутствие сведений о месте жительства призывника фактически лишен возможности уведомить последнего повесткой о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Последствия невручения повестки в военкомат, в том числе административная ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)В обжалуемом постановлении отсутствует вывод о признании К. виновным в совершении административного правонарушения; отсутствует указание на конкретное нарушение, допущенное К. Вывод должностного лица о допущенном бездействии, выраженном в "неисполнении обязанностей по воинскому учету, вопреки Федеральным законам, отказе в получении повесток", абстрактен, не конкретизирован; не установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)В обжалуемом постановлении отсутствует вывод о признании К. виновным в совершении административного правонарушения; отсутствует указание на конкретное нарушение, допущенное К. Вывод должностного лица о допущенном бездействии, выраженном в "неисполнении обязанностей по воинскому учету, вопреки Федеральным законам, отказе в получении повесток", абстрактен, не конкретизирован; не установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Методическим рекомендациям сведения направляются по форме из Приложения N 9 к названному документу (пп. "а" п. 29 Методических рекомендаций). Она была аналогична изначальной форме из Приложения N 2 к Положению о воинском учете, которая введена после утверждения Методических рекомендаций. Однако в дальнейшем актуализировалась только форма из Положения о воинском учете. Методические рекомендации не обновлялись, некоторые положения не соответствуют нормам Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете. В настоящее время готовится новая редакция Методических рекомендаций (Письмо Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Методическим рекомендациям сведения направляются по форме из Приложения N 9 к названному документу (пп. "а" п. 29 Методических рекомендаций). Она была аналогична изначальной форме из Приложения N 2 к Положению о воинском учете, которая введена после утверждения Методических рекомендаций. Однако в дальнейшем актуализировалась только форма из Положения о воинском учете. Методические рекомендации не обновлялись, некоторые положения не соответствуют нормам Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете. В настоящее время готовится новая редакция Методических рекомендаций (Письмо Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922).
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Также увеличили и ввели новые штрафы для граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 - 21.7 КоАП РФ):
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Также увеличили и ввели новые штрафы для граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 - 21.7 КоАП РФ):
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование своей позиции на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую действие гражданского законодательства во времени, несостоятельна, поскольку Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, предметом его правового регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим, в том числе и мер социальной поддержки, являющихся элементами публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование своей позиции на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую действие гражданского законодательства во времени, несостоятельна, поскольку Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, предметом его правового регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим, в том числе и мер социальной поддержки, являющихся элементами публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3
(ред. от 18.05.2023)
"О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы"6. При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.
(ред. от 18.05.2023)
"О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы"6. При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)В Закон о воинской обязанности добавлена ст. 7.1 "Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата". Согласно новой статье со дня, когда повестка считается врученной, гражданину в качестве временной меры, направленной на обеспечение его явки в военкомат, запрещается выезд из страны.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)В Закон о воинской обязанности добавлена ст. 7.1 "Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата". Согласно новой статье со дня, когда повестка считается врученной, гражданину в качестве временной меры, направленной на обеспечение его явки в военкомат, запрещается выезд из страны.
Типовая ситуация: Воинский учет: основные правила и внутренние документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Приказом назначьте работника, ответственного за воинский учет. Его основные обязанности - ведение воинского учета, подготовка и сдача отчетности, обеспечение сохранности документов, информирование работников и военкоматов - закрепите в трудовом договоре и должностной инструкции (п. 30 Положения).
(Издательство "Главная книга", 2025)Приказом назначьте работника, ответственного за воинский учет. Его основные обязанности - ведение воинского учета, подготовка и сдача отчетности, обеспечение сохранности документов, информирование работников и военкоматов - закрепите в трудовом договоре и должностной инструкции (п. 30 Положения).
Вопрос: Из организации уволился гендиректор, в настоящее время технический директор совмещает свою должность с должностью генерального директора. Может ли технический директор утвердить план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, может утвердить лицо, исполняющее обязанности директора (в данном случае технический директор). В этом случае в документе указывают "и.о." (или "исполняющий обязанности"), должность руководителя организации, Ф.И.О. технического директора и его подпись.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, может утвердить лицо, исполняющее обязанности директора (в данном случае технический директор). В этом случае в документе указывают "и.о." (или "исполняющий обязанности"), должность руководителя организации, Ф.И.О. технического директора и его подпись.
Статья: Для работодателей ужесточили ответственность за нарушения правил воинского учета военнообязанных работников
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Обращаем внимание, что с 1 октября 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ, который вносит изменения в КоАП и повышает административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета. Данным Законом предусмотрены новые составы административных правонарушений.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Обращаем внимание, что с 1 октября 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ, который вносит изменения в КоАП и повышает административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета. Данным Законом предусмотрены новые составы административных правонарушений.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)С 1 октября 2023 года в статьи КоАП РФ, предусматривающие санкции за нарушение законодательства о воинском учете, внесены поправки, устанавливающие новые повышенные размеры штрафов. Появилась также новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". Ведение воинского учета - это обязанность всех организаций независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности, численности работников. Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. Призывники - это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет.
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)С 1 октября 2023 года в статьи КоАП РФ, предусматривающие санкции за нарушение законодательства о воинском учете, внесены поправки, устанавливающие новые повышенные размеры штрафов. Появилась также новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". Ведение воинского учета - это обязанность всех организаций независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности, численности работников. Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. Призывники - это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет.
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
Статья: Конструкция правового механизма принудительного прекращения гражданства оптированных граждан
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается юридический механизм принудительного прекращения гражданства оптированных граждан. Особое внимание уделяется институту прекращения гражданства вследствие совершения преступления (приготовления к преступлению или покушения на преступление); действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ; неисполнения обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. В ходе исследования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики было отмечено, что законодательство требует доработки в части формализации оснований для прекращения гражданства лиц, которые приобрели его в ходе присоединения к Российской Федерации новых территорий в 2014 и 2022 гг. Так, автором обнаружены пробелы в законодательном регулировании относительно момента и факта взятия оптированными гражданами (как совершеннолетними, так и не достигшими возраста 18 лет) на себя обязательства по соблюдению Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которого влечет за собой прекращение российского гражданства. В работе делается вывод о необходимости внесения изменений в п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается юридический механизм принудительного прекращения гражданства оптированных граждан. Особое внимание уделяется институту прекращения гражданства вследствие совершения преступления (приготовления к преступлению или покушения на преступление); действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ; неисполнения обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. В ходе исследования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики было отмечено, что законодательство требует доработки в части формализации оснований для прекращения гражданства лиц, которые приобрели его в ходе присоединения к Российской Федерации новых территорий в 2014 и 2022 гг. Так, автором обнаружены пробелы в законодательном регулировании относительно момента и факта взятия оптированными гражданами (как совершеннолетними, так и не достигшими возраста 18 лет) на себя обязательства по соблюдению Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которого влечет за собой прекращение российского гражданства. В работе делается вывод о необходимости внесения изменений в п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Статья: Если работник не дает согласия на обработку персданных
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)6) в условиях передачи персональных данных работников налоговой службе, в военные комиссариаты, профсоюзные органы (по запросу в целях контроля за соблюдением трудового законодательства), поскольку работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ). Так, обязанность вести воинский учет и направлять соответствующую персональную информацию о работниках в военкоматы установлена абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)6) в условиях передачи персональных данных работников налоговой службе, в военные комиссариаты, профсоюзные органы (по запросу в целях контроля за соблюдением трудового законодательства), поскольку работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ). Так, обязанность вести воинский учет и направлять соответствующую персональную информацию о работниках в военкоматы установлена абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Вопрос: О приеме на работу при отсутствии документов воинского учета.
(Письмо Минтруда России от 14.08.2023 N 14-6/В-960)Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2011 г. N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 г. N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
(Письмо Минтруда России от 14.08.2023 N 14-6/В-960)Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского районного суда г. Владимира от 12 октября 2011 г. N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 г. N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
Ситуация: Как заменить паспорт гражданина РФ при достижении 20 или 45 лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)две личные фотографии гражданина РФ, которому оформляется паспорт (для оформления временного удостоверения личности гражданина РФ на период оформления нового паспорта предоставляется дополнительная личная фотография);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)две личные фотографии гражданина РФ, которому оформляется паспорт (для оформления временного удостоверения личности гражданина РФ на период оформления нового паспорта предоставляется дополнительная личная фотография);