Новое в законодательстве по воинскому учету
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в законодательстве по воинскому учету (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Судом отмечено, что обязанность явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет, в случае переезда на новое место жительства законодательно возложена на гражданина, в то время как военный комиссариат в отсутствие сведений о месте жительства призывника фактически лишен возможности уведомить последнего повесткой о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)С 1 октября 2023 года в статьи КоАП РФ, предусматривающие санкции за нарушение законодательства о воинском учете, внесены поправки, устанавливающие новые повышенные размеры штрафов. Появилась также новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". Ведение воинского учета - это обязанность всех организаций независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности, численности работников. Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. Призывники - это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет.
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)С 1 октября 2023 года в статьи КоАП РФ, предусматривающие санкции за нарушение законодательства о воинском учете, внесены поправки, устанавливающие новые повышенные размеры штрафов. Появилась также новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". Ведение воинского учета - это обязанность всех организаций независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности, численности работников. Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. Призывники - это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет.
Статья: О "юрлице на воинском учете"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Примечание. Федеральным законом от 31.07.2023 N 404-ФЗ, внесены поправки в статьи КоАП РФ, предусматривающие штрафы за нарушение законодательства о воинском учете, и добавлена новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". С 1 октября 2023 года в случае отказа от такого сотрудничества с военкоматами юрлицам грозит штраф до 500 тысяч рублей. Подробно о "военно-учетных" штрафах читайте в "ПБ" N 9 - 10 за 2023 год.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Примечание. Федеральным законом от 31.07.2023 N 404-ФЗ, внесены поправки в статьи КоАП РФ, предусматривающие штрафы за нарушение законодательства о воинском учете, и добавлена новая ст. 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации". С 1 октября 2023 года в случае отказа от такого сотрудничества с военкоматами юрлицам грозит штраф до 500 тысяч рублей. Подробно о "военно-учетных" штрафах читайте в "ПБ" N 9 - 10 за 2023 год.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Впредь до внесения необходимых законодательных изменений обеспечение уволенных с военной службы граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем в связи с изменением постоянного места жительства принятых на учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, жилыми помещениями должно осуществляться исходя из времени принятия этих граждан на соответствующий учет по новому месту жительства.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Впредь до внесения необходимых законодательных изменений обеспечение уволенных с военной службы граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем в связи с изменением постоянного места жительства принятых на учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, жилыми помещениями должно осуществляться исходя из времени принятия этих граждан на соответствующий учет по новому месту жительства.
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование своей позиции на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую действие гражданского законодательства во времени, несостоятельна, поскольку Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, предметом его правового регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим, в том числе и мер социальной поддержки, являющихся элементами публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование своей позиции на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую действие гражданского законодательства во времени, несостоятельна, поскольку Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, предметом его правового регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим, в том числе и мер социальной поддержки, являющихся элементами публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы.
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)- умышленную порчу или утрату документов воинского учета (максимум до 5 000 рублей).
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)- умышленную порчу или утрату документов воинского учета (максимум до 5 000 рублей).
Статья: Какие обязанности по воинскому учету есть у работодателя
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 23)Что делать с соискателями из новых регионов, если у них военные билеты другого государства или их нет вообще?
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 23)Что делать с соискателями из новых регионов, если у них военные билеты другого государства или их нет вообще?
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Например, как уже было отмечено выше, отменена обязанность работодателя издавать приказы о приеме на работу. Обновлены формы учетных карточек для целей воинского учета в связи с введением новых правил воинского учета в соответствии с Приказом от 22 ноября 2021 года N 700.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Например, как уже было отмечено выше, отменена обязанность работодателя издавать приказы о приеме на работу. Обновлены формы учетных карточек для целей воинского учета в связи с введением новых правил воинского учета в соответствии с Приказом от 22 ноября 2021 года N 700.
Статья: Конструкция правового механизма принудительного прекращения гражданства оптированных граждан
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается юридический механизм принудительного прекращения гражданства оптированных граждан. Особое внимание уделяется институту прекращения гражданства вследствие совершения преступления (приготовления к преступлению или покушения на преступление); действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ; неисполнения обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. В ходе исследования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики было отмечено, что законодательство требует доработки в части формализации оснований для прекращения гражданства лиц, которые приобрели его в ходе присоединения к Российской Федерации новых территорий в 2014 и 2022 гг. Так, автором обнаружены пробелы в законодательном регулировании относительно момента и факта взятия оптированными гражданами (как совершеннолетними, так и не достигшими возраста 18 лет) на себя обязательства по соблюдению Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которого влечет за собой прекращение российского гражданства. В работе делается вывод о необходимости внесения изменений в п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В статье рассматривается юридический механизм принудительного прекращения гражданства оптированных граждан. Особое внимание уделяется институту прекращения гражданства вследствие совершения преступления (приготовления к преступлению или покушения на преступление); действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ; неисполнения обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. В ходе исследования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики было отмечено, что законодательство требует доработки в части формализации оснований для прекращения гражданства лиц, которые приобрели его в ходе присоединения к Российской Федерации новых территорий в 2014 и 2022 гг. Так, автором обнаружены пробелы в законодательном регулировании относительно момента и факта взятия оптированными гражданами (как совершеннолетними, так и не достигшими возраста 18 лет) на себя обязательства по соблюдению Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которого влечет за собой прекращение российского гражданства. В работе делается вывод о необходимости внесения изменений в п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Статья: О содержании мер пресечения: материальные и процессуальные аспекты с позиции практики военных судов
(Харитонов С.С., Воробьев А.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Однако данные требования гарнизонным военным судом выполнены не были. Из представленных для апелляционного рассмотрения материалов следовало, что с ходатайством о продлении срока содержания под стражей обвиняемого М., находящегося в следственном изоляторе г. Уссурийска, следователь обратился во Владивостокский гарнизонный военный суд. При рассмотрении этого ходатайства М. в судебное заседание доставлен не был, в нарушение приведенных положений законодательства ходатайство рассмотрено судьей гарнизонного военного суда путем использования систем видео-конференц-связи, т.е. в непредусмотренной действующим законом форме.
(Харитонов С.С., Воробьев А.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Однако данные требования гарнизонным военным судом выполнены не были. Из представленных для апелляционного рассмотрения материалов следовало, что с ходатайством о продлении срока содержания под стражей обвиняемого М., находящегося в следственном изоляторе г. Уссурийска, следователь обратился во Владивостокский гарнизонный военный суд. При рассмотрении этого ходатайства М. в судебное заседание доставлен не был, в нарушение приведенных положений законодательства ходатайство рассмотрено судьей гарнизонного военного суда путем использования систем видео-конференц-связи, т.е. в непредусмотренной действующим законом форме.
Статья: Прекращение гражданства в сравнительно-правовом обозрении
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Данная норма также нова для российского законодательства и носит достаточно дискреционный характер, поскольку действующие законодательные положения не содержат условий, критериев или иных признаков, позволяющих идентифицировать, что конкретно можно отнести к действиям, создающим угрозу национальной безопасности. Таким образом, это дано на откуп органов федеральной службы безопасности, которые по своему усмотрению могут классифицировать отдельных лиц как криминогенный элемент общества, несущий угрозу.
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Данная норма также нова для российского законодательства и носит достаточно дискреционный характер, поскольку действующие законодательные положения не содержат условий, критериев или иных признаков, позволяющих идентифицировать, что конкретно можно отнести к действиям, создающим угрозу национальной безопасности. Таким образом, это дано на откуп органов федеральной службы безопасности, которые по своему усмотрению могут классифицировать отдельных лиц как криминогенный элемент общества, несущий угрозу.
Статья: Новый механизм воинского учета и призыва на военную службу
(Беликова М.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)14 апреля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), который направлен на повышение эффективности правового механизма вручения гражданам повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и на совершенствование системы воинского учета. Рассмотрим новые нормы подробнее.
(Беликова М.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)14 апреля 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), который направлен на повышение эффективности правового механизма вручения гражданам повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и на совершенствование системы воинского учета. Рассмотрим новые нормы подробнее.
Статья: На что работодателям обратить внимание в 2025 году?
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Опасения в связи с прошедшим в 2023 году ужесточением правил воинского учета также потихоньку развеялись: добросовестные работодатели новые расширенные обязанности освоили, а остальные и так привыкли жить с рисками.
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Опасения в связи с прошедшим в 2023 году ужесточением правил воинского учета также потихоньку развеялись: добросовестные работодатели новые расширенные обязанности освоили, а остальные и так привыкли жить с рисками.
Ситуация: Каковы основания и порядок снятия граждан с воинского учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что в снятии гражданина с воинского учета представителем по доверенности могут отказать, так как законодательством предусмотрено обращение за снятием с воинского учета лично либо через Портал госуслуг (если снятие с воинского учета не осуществляется без личной явки) (п. 1.2 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ; пп. "а" п. 24 Положения N 719).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что в снятии гражданина с воинского учета представителем по доверенности могут отказать, так как законодательством предусмотрено обращение за снятием с воинского учета лично либо через Портал госуслуг (если снятие с воинского учета не осуществляется без личной явки) (п. 1.2 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ; пп. "а" п. 24 Положения N 719).