Новое в законодательстве об инвалидах
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в законодательстве об инвалидах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовые и доктринальные аспекты совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам ведения инвалидами самостоятельного образа жизни в рамках исполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов и федерального законодательства
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Чернякина Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)<16> Трачук О.В. Новые законодательные подходы приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов // Семейное и жилищное право. 2018. N 3. С. 44 - 47.
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Чернякина Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)<16> Трачук О.В. Новые законодательные подходы приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов // Семейное и жилищное право. 2018. N 3. С. 44 - 47.
Статья: Тенденции правовой защиты инвалидов: национальный и международный аспекты
(Хоршева Ю.О.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Дальнейшее международное сотрудничество, а также совершенствование отечественного законодательства помогут оптимизировать существующий механизм правовой защиты инвалидов и разработать новые методы социальной поддержки.
(Хоршева Ю.О.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 3)Дальнейшее международное сотрудничество, а также совершенствование отечественного законодательства помогут оптимизировать существующий механизм правовой защиты инвалидов и разработать новые методы социальной поддержки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)a) установления минимальных стандартов доступности банковских услуг, предоставляемых частными финансовыми учреждениями лицам с нарушениями зрения и с другими видами нарушений. Комитет рекомендует государству-участнику сформировать законодательную базу с конкретными, достижимыми и имеющими конкретные сроки контрольными параметрами для мониторинга и оценки постепенной модификации и адаптации частными финансовыми учреждениями предоставляемых ими ранее недоступных банковских услуг с целью обеспечения их доступности. Государству-участнику следует также обеспечить полную доступность для инвалидов всех новых закупаемых банкоматов и других банковских услуг;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)a) установления минимальных стандартов доступности банковских услуг, предоставляемых частными финансовыми учреждениями лицам с нарушениями зрения и с другими видами нарушений. Комитет рекомендует государству-участнику сформировать законодательную базу с конкретными, достижимыми и имеющими конкретные сроки контрольными параметрами для мониторинга и оценки постепенной модификации и адаптации частными финансовыми учреждениями предоставляемых ими ранее недоступных банковских услуг с целью обеспечения их доступности. Государству-участнику следует также обеспечить полную доступность для инвалидов всех новых закупаемых банкоматов и других банковских услуг;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)31. Предписание об устранении нарушений законодательства в части выполнения квот для приема на работу инвалидов, вынесенное в отношении организации, признано судом незаконным, поскольку выполнение установленной квоты зависит не только от работодателя, но и от волеизъявления граждан квотируемой категории на заключение трудового договора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)31. Предписание об устранении нарушений законодательства в части выполнения квот для приема на работу инвалидов, вынесенное в отношении организации, признано судом незаконным, поскольку выполнение установленной квоты зависит не только от работодателя, но и от волеизъявления граждан квотируемой категории на заключение трудового договора.
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Несмотря на установленные законодательством гарантии инвалидам в виде установления квоты для приема на работу инвалидов, выделения минимального количества мест для них, создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, организации обучения новым профессиям и т.п., остается актуальной проблема трудоустройства и сохранения рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Несмотря на установленные законодательством гарантии инвалидам в виде установления квоты для приема на работу инвалидов, выделения минимального количества мест для них, создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, организации обучения новым профессиям и т.п., остается актуальной проблема трудоустройства и сохранения рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Ситуация: Может ли инвалид самостоятельно пройти освидетельствование в случае отказа в направлении на МСЭ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако необходимо учесть, что в некоторых случаях направление на МСЭ не требуется, например, в целях выдачи дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, или для выдачи новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, или в иных целях, установленных законодательством РФ. В таких случаях МСЭ проводится по заявлению гражданина (его представителя) (п. п. 21, 23 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако необходимо учесть, что в некоторых случаях направление на МСЭ не требуется, например, в целях выдачи дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, или для выдачи новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, или в иных целях, установленных законодательством РФ. В таких случаях МСЭ проводится по заявлению гражданина (его представителя) (п. п. 21, 23 Правил).
Статья: Увольнение инвалидов - анализ проблем и новых споров
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 10)УВОЛЬНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ - АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И НОВЫХ СПОРОВ
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 10)УВОЛЬНЕНИЕ ИНВАЛИДОВ - АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И НОВЫХ СПОРОВ
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Статья посвящена исследованию нового для российского законодательства вида социальной поддержки населения - приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов. Выявлено, что рост доли пожилых граждан в структуре населения, прогнозируемое увеличение продолжительности жизни ставит государство перед необходимостью поиска новых гибких форм устройства пожилых граждан и инвалидов. Активная форма социальной помощи в виде создания специализированных государственных учреждений более не обеспечивает должного уровня ухода, не позволяет учесть индивидуальные особенности и предпочтения нуждающихся, а продолжение ее оказания в будущем лишь увеличит нагрузку на государственный бюджет. Признанной (в том числе на международном уровне) формой устройства, способной удовлетворить потребности этой категории граждан, является семья. Целью статьи является анализ социально-демографической и культурологической проблематики семейных форм ухода за пожилыми и инвалидами, правового регулирования этих вопросов в России и за рубежом. Данное исследование, проведенное с использованием общенаучных методов и методов юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.), позволило сформулировать несколько выводов. Проблема недостаточности форм устройства и ухода за пожилыми и инвалидами может быть охарактеризована как цивилизационная, культурно обусловленная. Распад традиционных форм жизни и хозяйствования происходит наряду с переходом к новому типу семейной культуры - нуклеарной семье. Данный тип семьи не предполагает совместного проживания нескольких поколений, а значит, и ухода членами семьи за пожилыми и инвалидами, что вынуждает государства к поиску и развитию новых форм устройства нуждающихся. Организационной формой, получившей наибольшее распространение в зарубежной практике, стала приемная семья для пожилых и инвалидов. Эта форма возникает на основании договора о помещении нуждающегося в приемную семью с возложением обязательств по уходу за ним на опекуна. При этом государство полностью или частично возмещает расходы опекуна и контролирует добросовестность выполнения опекуном обязательств. Похожая практика все чаще встречается и в региональном российском законодательстве, что позволяет сделать вывод о необходимости закрепления этой конструкции в федеральном законе.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Статья посвящена исследованию нового для российского законодательства вида социальной поддержки населения - приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов. Выявлено, что рост доли пожилых граждан в структуре населения, прогнозируемое увеличение продолжительности жизни ставит государство перед необходимостью поиска новых гибких форм устройства пожилых граждан и инвалидов. Активная форма социальной помощи в виде создания специализированных государственных учреждений более не обеспечивает должного уровня ухода, не позволяет учесть индивидуальные особенности и предпочтения нуждающихся, а продолжение ее оказания в будущем лишь увеличит нагрузку на государственный бюджет. Признанной (в том числе на международном уровне) формой устройства, способной удовлетворить потребности этой категории граждан, является семья. Целью статьи является анализ социально-демографической и культурологической проблематики семейных форм ухода за пожилыми и инвалидами, правового регулирования этих вопросов в России и за рубежом. Данное исследование, проведенное с использованием общенаучных методов и методов юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.), позволило сформулировать несколько выводов. Проблема недостаточности форм устройства и ухода за пожилыми и инвалидами может быть охарактеризована как цивилизационная, культурно обусловленная. Распад традиционных форм жизни и хозяйствования происходит наряду с переходом к новому типу семейной культуры - нуклеарной семье. Данный тип семьи не предполагает совместного проживания нескольких поколений, а значит, и ухода членами семьи за пожилыми и инвалидами, что вынуждает государства к поиску и развитию новых форм устройства нуждающихся. Организационной формой, получившей наибольшее распространение в зарубежной практике, стала приемная семья для пожилых и инвалидов. Эта форма возникает на основании договора о помещении нуждающегося в приемную семью с возложением обязательств по уходу за ним на опекуна. При этом государство полностью или частично возмещает расходы опекуна и контролирует добросовестность выполнения опекуном обязательств. Похожая практика все чаще встречается и в региональном российском законодательстве, что позволяет сделать вывод о необходимости закрепления этой конструкции в федеральном законе.
Статья: Общественное здоровье: от принципа управления здравоохранением до конституционно-правовой ценности
(Цомартова Ф.В., Путило Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Относительно новым является законодательное оформление понятия и принципов здорового питания и особенностей его организации для отдельных групп населения: лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, пациентов медицинских организаций, а также детей <34>.
(Цомартова Ф.В., Путило Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Относительно новым является законодательное оформление понятия и принципов здорового питания и особенностей его организации для отдельных групп населения: лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, пациентов медицинских организаций, а также детей <34>.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Итак, Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 в дополнение к гарантиям, предусмотренным Законом 125-ФЗ, были установлены единовременные страховые выплаты для врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, а также водителей автомобилей скорой медицинской помощи (все названные категории лиц именовались в Указе медицинскими работниками). Условием распространения на медицинских работников права на данные выплаты являлась их непосредственная работа с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию. К числу страховых случаев были отнесены: 1) смерть в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении трудовых обязанностей; 2) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности <2>, и 3) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного COVID-19, возникших при исполнении трудовых обязанностей.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Итак, Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 в дополнение к гарантиям, предусмотренным Законом 125-ФЗ, были установлены единовременные страховые выплаты для врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, а также водителей автомобилей скорой медицинской помощи (все названные категории лиц именовались в Указе медицинскими работниками). Условием распространения на медицинских работников права на данные выплаты являлась их непосредственная работа с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию. К числу страховых случаев были отнесены: 1) смерть в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении трудовых обязанностей; 2) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности <2>, и 3) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного COVID-19, возникших при исполнении трудовых обязанностей.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Новыми являются положения п. 5.1 комментируемой статьи, введенные Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", предусматривающие обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. В развитие этого пункта было принято Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Новыми являются положения п. 5.1 комментируемой статьи, введенные Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", предусматривающие обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. В развитие этого пункта было принято Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме").
Статья: К вопросу правового регулирования получения инвалидами двух пенсий
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)С учетом вышеизложенного отметим, что становится очевидной необходимость комплексного реформирования законодательства в области пенсионного обеспечения инвалидов. Решением может стать изложение нормы п. 2.1 ст. 3 Закона N 166-ФЗ в новой редакции: "Гражданам, признанным инвалидами, имеющим право на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности, выплачиваются оба вида пенсии. Социальная пенсия по инвалидности финансируется из федерального бюджета. Страховая пенсия по инвалидности финансируется из регионального бюджета, в котором инвалид заработал максимальное количество страхового стажа". Введение такой нормы позволит обеспечить четкие и понятные механизмы реализации пенсионных прав инвалидов.
(Башмакова И.В.)
("Современное право", 2025, N 2)С учетом вышеизложенного отметим, что становится очевидной необходимость комплексного реформирования законодательства в области пенсионного обеспечения инвалидов. Решением может стать изложение нормы п. 2.1 ст. 3 Закона N 166-ФЗ в новой редакции: "Гражданам, признанным инвалидами, имеющим право на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности, выплачиваются оба вида пенсии. Социальная пенсия по инвалидности финансируется из федерального бюджета. Страховая пенсия по инвалидности финансируется из регионального бюджета, в котором инвалид заработал максимальное количество страхового стажа". Введение такой нормы позволит обеспечить четкие и понятные механизмы реализации пенсионных прав инвалидов.
Вопрос: Включаются ли в расчет среднесписочной численности в целях исчисления квоты для приема на работу инвалидов дистанционные работники?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством о занятости населения (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством о занятости населения (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статья: Институционные механизмы защиты социальных прав граждан в Финляндии
(Ракитская И.А., Кузнецова Т.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Подводя итог анализу институционных механизмов защиты социальных прав граждан в Финляндии, следует отметить, что они представляют собой определенную систему. В ней можно выделить как общий (юридические уполномоченные Эдускунты), так и специализированные институты по обеспечению и охране социальных прав граждан (социальные омбудсмены в коммунах, омбудсмен по делам пожилых граждан, омбудсмены по делам пациентов, Национальное агентство по надзору за социальным обеспечением и здравоохранением). Финляндское законодательство, имеющее ярко выраженную социальную направленность, пытается постоянно модернизировать эту систему, учреждая новые институты и механизмы, направленные на поддержку социально уязвимых слоев населения (пожилых граждан, больных, инвалидов и др.) и защиту их прав. Необходимость в совершенствовании таких механизмов подтверждается большим числом поступающих парламентскому омбудсмену жалоб, которые затрагивают вопросы социального обслуживания, здравоохранения и социального страхования.
(Ракитская И.А., Кузнецова Т.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Подводя итог анализу институционных механизмов защиты социальных прав граждан в Финляндии, следует отметить, что они представляют собой определенную систему. В ней можно выделить как общий (юридические уполномоченные Эдускунты), так и специализированные институты по обеспечению и охране социальных прав граждан (социальные омбудсмены в коммунах, омбудсмен по делам пожилых граждан, омбудсмены по делам пациентов, Национальное агентство по надзору за социальным обеспечением и здравоохранением). Финляндское законодательство, имеющее ярко выраженную социальную направленность, пытается постоянно модернизировать эту систему, учреждая новые институты и механизмы, направленные на поддержку социально уязвимых слоев населения (пожилых граждан, больных, инвалидов и др.) и защиту их прав. Необходимость в совершенствовании таких механизмов подтверждается большим числом поступающих парламентскому омбудсмену жалоб, которые затрагивают вопросы социального обслуживания, здравоохранения и социального страхования.