Новое в законодательстве о госслужбе
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в законодательстве о госслужбе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательная эклектика оснований прекращения служебных отношений: проблемы терминологии и не только
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В "новом" законодательстве о государственной службе, принятом после 2003 г., был продемонстрирован иной подход: вместо дополнения оснований увольнения, предусмотренных трудовым законодательством, здесь сформирована собственная система прекращения и расторжения контракта. Мы полагаем, что данный способ концептуализации системы оснований прекращения служебных отношений более перспективен в части элиминации законодательной эклектики.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В "новом" законодательстве о государственной службе, принятом после 2003 г., был продемонстрирован иной подход: вместо дополнения оснований увольнения, предусмотренных трудовым законодательством, здесь сформирована собственная система прекращения и расторжения контракта. Мы полагаем, что данный способ концептуализации системы оснований прекращения служебных отношений более перспективен в части элиминации законодательной эклектики.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Ко второму из ограничений этот довод применим в меньшей степени. Хотя принципиально мы придерживаемся позиции о том, что осуждение судом иностранного государства за деяния, признаваемые преступными и в Российской Федерации, должно учитываться при поступлении на государственную и муниципальную службу Российской Федерации <6>, в целом, разумеется, этот вопрос более сложен и требует более индивидуального подхода. Во-первых, собственно, лицо может иметь судимость за деяние, признаваемое преступным на Украине, но не признаваемое таковым в нашей стране. Во-вторых, даже если формально состав преступления, за которое было осуждено претендующее на поступление на государственную или муниципальную службу на новых территориях лицо, имеется в уголовном законодательстве и Российской Федерации, и Украины, общественная опасность конкретного совершенного им деяния может оцениваться совершенно по-разному (то, что на Украине было признано государственной изменой, в Российской Федерации может рассматриваться как социально полезная деятельность).
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Ко второму из ограничений этот довод применим в меньшей степени. Хотя принципиально мы придерживаемся позиции о том, что осуждение судом иностранного государства за деяния, признаваемые преступными и в Российской Федерации, должно учитываться при поступлении на государственную и муниципальную службу Российской Федерации <6>, в целом, разумеется, этот вопрос более сложен и требует более индивидуального подхода. Во-первых, собственно, лицо может иметь судимость за деяние, признаваемое преступным на Украине, но не признаваемое таковым в нашей стране. Во-вторых, даже если формально состав преступления, за которое было осуждено претендующее на поступление на государственную или муниципальную службу на новых территориях лицо, имеется в уголовном законодательстве и Российской Федерации, и Украины, общественная опасность конкретного совершенного им деяния может оцениваться совершенно по-разному (то, что на Украине было признано государственной изменой, в Российской Федерации может рассматриваться как социально полезная деятельность).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"2. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"2. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"В случае обращения уполномоченного органа с заявлением о банкротстве отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от заявителя следует требовать представления доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации этого юридического лица. Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен.
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"В случае обращения уполномоченного органа с заявлением о банкротстве отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от заявителя следует требовать представления доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации этого юридического лица. Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен.
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обращает на себя внимание также и тот факт, что институт государственной службы ряда западных стран зачатую рассматривался с точки зрения его противопоставления по отношению к советской государственной службе. Между тем советская государственная служба различных периодов своего существования была далека от оптимального нормативного правового регулирования. Анализ литературы позволяет встретить следующие тезисы. Так, Л.А. Сергиенко писал, что "законодательство о государственной службе не комплектно и не систематизировано, что затрудняет его применение. Некоторые акты устарели и не содержат новых условий и задач руководства хозяйственным и социально-культурным строительством. Но основной недостаток правового обеспечения государственно-служебных отношений - неурегулированность ряда важнейших вопросов организации и функционирования государственной службы, а также далеко не полный учет специфики труда служащих" <18>.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Обращает на себя внимание также и тот факт, что институт государственной службы ряда западных стран зачатую рассматривался с точки зрения его противопоставления по отношению к советской государственной службе. Между тем советская государственная служба различных периодов своего существования была далека от оптимального нормативного правового регулирования. Анализ литературы позволяет встретить следующие тезисы. Так, Л.А. Сергиенко писал, что "законодательство о государственной службе не комплектно и не систематизировано, что затрудняет его применение. Некоторые акты устарели и не содержат новых условий и задач руководства хозяйственным и социально-культурным строительством. Но основной недостаток правового обеспечения государственно-служебных отношений - неурегулированность ряда важнейших вопросов организации и функционирования государственной службы, а также далеко не полный учет специфики труда служащих" <18>.
Статья: Административно-правовое обеспечение процесса демократизации государственно-служебных отношений в органах прокуратуры
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Фактическая реализация еще одного принципа построения и функционирования системы государственной службы - открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю <22>, объективного информирования общественности о деятельности прокуроров, а также обеспечения высокого доверия общества к органам прокуратуры в целом и укрепления их авторитета - требует дополнения законодательства новыми формами общественного контроля за служебной деятельностью прокуроров. В качестве таковых может быть использовано ежегодное информирование прокурором проживающего на поднадзорной территории населения о состоянии законности, принимаемых мерах по преодолению складывающихся негативных тенденций <23>. Данные мероприятия, наряду с функциями по рассмотрению обращений граждан, могут выступить в качестве дополнительного средства к выполнению органами прокуратуры своих задач в условиях тесной связи с населением, знания национальных особенностей, проблем практического применения нормативных правовых актов, владения особенностями развития того или иного региона <24>.
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Фактическая реализация еще одного принципа построения и функционирования системы государственной службы - открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю <22>, объективного информирования общественности о деятельности прокуроров, а также обеспечения высокого доверия общества к органам прокуратуры в целом и укрепления их авторитета - требует дополнения законодательства новыми формами общественного контроля за служебной деятельностью прокуроров. В качестве таковых может быть использовано ежегодное информирование прокурором проживающего на поднадзорной территории населения о состоянии законности, принимаемых мерах по преодолению складывающихся негативных тенденций <23>. Данные мероприятия, наряду с функциями по рассмотрению обращений граждан, могут выступить в качестве дополнительного средства к выполнению органами прокуратуры своих задач в условиях тесной связи с населением, знания национальных особенностей, проблем практического применения нормативных правовых актов, владения особенностями развития того или иного региона <24>.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Во-вторых, положение государственных служащих может в будущем укрепляться и поддерживаться государством <3>, что в конечном счете должно привести к повышению престижа <4> данного статуса, а значит, к возможному снижению привлекательности профессии частного судебного пристава, который при небюджетной системе исполнения действует как "свободный профессионал". Об этом, в частности, свидетельствует принятие Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>, которым установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы - службы в органах принудительного исполнения. Как отмечается в итоговом докладе ФССП России за 2019 г., "его реализация позволит укрепить социальную защищенность судебных приставов и стабильность их профессионального состава, повысит требования к подбору и назначению кадров и создаст условия для привлечения высококвалифицированных специалистов" <6>.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Во-вторых, положение государственных служащих может в будущем укрепляться и поддерживаться государством <3>, что в конечном счете должно привести к повышению престижа <4> данного статуса, а значит, к возможному снижению привлекательности профессии частного судебного пристава, который при небюджетной системе исполнения действует как "свободный профессионал". Об этом, в частности, свидетельствует принятие Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>, которым установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы - службы в органах принудительного исполнения. Как отмечается в итоговом докладе ФССП России за 2019 г., "его реализация позволит укрепить социальную защищенность судебных приставов и стабильность их профессионального состава, повысит требования к подбору и назначению кадров и создаст условия для привлечения высококвалифицированных специалистов" <6>.
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указом Президента РФ от 6 декабря 2022 г. N 886 предусматривается, что на территории новых субъектов Российской Федерации (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) назначение на должность государственной или муниципальной службы может осуществляться без проведения конкурса на основании рекомендации кадровой комиссии. В работе анализируется новый для российского законодательства институт кадровых комиссий. Автор отмечает ряд проблем, связанных с его реализацией: лакунарное распространение, сложности с предоставлением предусмотренных законом государственных гарантий, дефекты правового регулирования и т.п. Вместе с тем в работе высказывается мысль о целесообразности введения института кадровых комиссий на всей территории Российской Федерации. Замещение должности на основании рекомендации кадровой комиссии в случае внеконкурсного назначения позволяет снизить усмотрение представителя нанимателя и обеспечить реализацию принципа равного доступа к государственной службе.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указом Президента РФ от 6 декабря 2022 г. N 886 предусматривается, что на территории новых субъектов Российской Федерации (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) назначение на должность государственной или муниципальной службы может осуществляться без проведения конкурса на основании рекомендации кадровой комиссии. В работе анализируется новый для российского законодательства институт кадровых комиссий. Автор отмечает ряд проблем, связанных с его реализацией: лакунарное распространение, сложности с предоставлением предусмотренных законом государственных гарантий, дефекты правового регулирования и т.п. Вместе с тем в работе высказывается мысль о целесообразности введения института кадровых комиссий на всей территории Российской Федерации. Замещение должности на основании рекомендации кадровой комиссии в случае внеконкурсного назначения позволяет снизить усмотрение представителя нанимателя и обеспечить реализацию принципа равного доступа к государственной службе.
Статья: Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Принципы как базовая составляющая государственной службы нуждаются в обстоятельном доктринальном осмыслении и формулировке новых идей, достойных быть закрепленными на высшем уровне российского законодательства - в Конституции РФ. История вопроса их формирования отражает поступательное развитие правового института государственной службы, его сущность, динамику, имеет основополагающее значение для создания надлежащего порядка управления.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Принципы как базовая составляющая государственной службы нуждаются в обстоятельном доктринальном осмыслении и формулировке новых идей, достойных быть закрепленными на высшем уровне российского законодательства - в Конституции РФ. История вопроса их формирования отражает поступательное развитие правового института государственной службы, его сущность, динамику, имеет основополагающее значение для создания надлежащего порядка управления.
Статья: Развитие института нотариата в России: историко-правовой аспект
(Тимофеева А.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Очередная смена экономической формации в постсоветской России положила начало пятому этапу эволюции отечественного нотариата. Резкое увеличение в государстве частной собственности вследствие приватизации вновь вызвало потребность в реформировании органов нотариального института. Возросшие темпы гражданско-правового оборота нуждались в высококвалифицированной юридической защите. В связи с этим в 1993 г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), которые создавали новую структуру нотариальных палат, возобновляя действие негосударственного нотариата, что позволило большинству нотариусов перейти с государственной службы на частную практику. Оставаясь ключевым нормативным актом в части регламентации деятельности нотариата в России, Основы на протяжении своего существования постоянно дополнялись и изменялись: данный отраслевой закон лидирует по количеству внесенных в него поправок за столь непродолжительный период существования.
(Тимофеева А.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Очередная смена экономической формации в постсоветской России положила начало пятому этапу эволюции отечественного нотариата. Резкое увеличение в государстве частной собственности вследствие приватизации вновь вызвало потребность в реформировании органов нотариального института. Возросшие темпы гражданско-правового оборота нуждались в высококвалифицированной юридической защите. В связи с этим в 1993 г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), которые создавали новую структуру нотариальных палат, возобновляя действие негосударственного нотариата, что позволило большинству нотариусов перейти с государственной службы на частную практику. Оставаясь ключевым нормативным актом в части регламентации деятельности нотариата в России, Основы на протяжении своего существования постоянно дополнялись и изменялись: данный отраслевой закон лидирует по количеству внесенных в него поправок за столь непродолжительный период существования.
Статья: "Классный чин": содержание понятия и его трансформация в сфере государственной гражданской службы XVII - XXI вв.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)С распадом СССР, принятием Конституции Российской Федерации начался новый этап развития государственной службы.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)С распадом СССР, принятием Конституции Российской Федерации начался новый этап развития государственной службы.
Статья: История развития института прекращения государственной службы в пенитенциарных учреждениях России (административно-правовой аспект)
(Чудакова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Новым шагом к упорядочиванию законодательного обоснования рассматриваемой сферы государственной деятельности стал Устав службы по местам заключения (1925 г.) <15>, содержавший основы организации пенитенциарной службы. Сотрудник теперь давал подписку о том, что будет служить не менее года <16>, хотя мог уволиться ввиду болезни (с представлением медицинского заключения), по семейным обстоятельствам и некоторым другим причинам, а также по распоряжению начальства. Те, кто хотел уволиться после того, как отслужили обязательный срок, могли быть задержаны до подбора им замены (но на срок не дольше одного месяца). Если начальник увольнял подчиненного безосновательно, следствием его действий могло быть привлечение к ответственности в дисциплинарном или судебном порядке (по ст. 105 и ч. 1 ст. 106 УК РСФСР 1922 г.).
(Чудакова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Новым шагом к упорядочиванию законодательного обоснования рассматриваемой сферы государственной деятельности стал Устав службы по местам заключения (1925 г.) <15>, содержавший основы организации пенитенциарной службы. Сотрудник теперь давал подписку о том, что будет служить не менее года <16>, хотя мог уволиться ввиду болезни (с представлением медицинского заключения), по семейным обстоятельствам и некоторым другим причинам, а также по распоряжению начальства. Те, кто хотел уволиться после того, как отслужили обязательный срок, могли быть задержаны до подбора им замены (но на срок не дольше одного месяца). Если начальник увольнял подчиненного безосновательно, следствием его действий могло быть привлечение к ответственности в дисциплинарном или судебном порядке (по ст. 105 и ч. 1 ст. 106 УК РСФСР 1922 г.).
Статья: Равный доступ к службе в органах внутренних дел: понятие и конституционно-правовое обеспечение
(Трифонов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<11> Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 161.
(Трифонов В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<11> Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 161.
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Следует отметить, что вопросы правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти остаются на повестке дня, требуя комплексного и глубокого подхода к решению существующих проблем. В настоящее время система правового регулирования, созданная на основе законов, ориентированных на государственную службу в органах исполнительной власти, не в полной мере отвечает особенностям и специфике работы судебных органов. Это приводит к возникновению правовых пробелов и затруднений в управлении кадровым потенциалом судебной системы, что, в свою очередь, негативно сказывается на ее эффективности и устойчивости [10, с. 119]. Необходимость разработки внесения изменений в ФЗ-79 представляется очевидной и неотложной. Это требование продиктовано как потребностями кадровой политики, так и задачами, стоящими перед современной судебной системой, которая должна быть готова отвечать на вызовы времени, обеспечивая справедливость и правопорядок. Упорядочивание правового статуса судебных служащих, повышение их социальной защищенности, создание стимулов для профессионального роста и улучшение условий труда являются важными шагами на пути к модернизации судебной системы. Кроме того, дополнение ФЗ-79 новой главой, посвященной государственной службе в органах судебной власти, должно способствовать укреплению престижа государственной судебной службы, обеспечению ее стабильности и долгосрочного функционирования. Систематизация и гармонизация законодательства, направленного на регулирование прохождения государственной службы в судах, имеет также значение для формирования доверия граждан к правосудию и усиления позиций судебной власти как одного из основных институтов правового государства.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Следует отметить, что вопросы правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти остаются на повестке дня, требуя комплексного и глубокого подхода к решению существующих проблем. В настоящее время система правового регулирования, созданная на основе законов, ориентированных на государственную службу в органах исполнительной власти, не в полной мере отвечает особенностям и специфике работы судебных органов. Это приводит к возникновению правовых пробелов и затруднений в управлении кадровым потенциалом судебной системы, что, в свою очередь, негативно сказывается на ее эффективности и устойчивости [10, с. 119]. Необходимость разработки внесения изменений в ФЗ-79 представляется очевидной и неотложной. Это требование продиктовано как потребностями кадровой политики, так и задачами, стоящими перед современной судебной системой, которая должна быть готова отвечать на вызовы времени, обеспечивая справедливость и правопорядок. Упорядочивание правового статуса судебных служащих, повышение их социальной защищенности, создание стимулов для профессионального роста и улучшение условий труда являются важными шагами на пути к модернизации судебной системы. Кроме того, дополнение ФЗ-79 новой главой, посвященной государственной службе в органах судебной власти, должно способствовать укреплению престижа государственной судебной службы, обеспечению ее стабильности и долгосрочного функционирования. Систематизация и гармонизация законодательства, направленного на регулирование прохождения государственной службы в судах, имеет также значение для формирования доверия граждан к правосудию и усиления позиций судебной власти как одного из основных институтов правового государства.