Новое в законодательстве март 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в законодательстве март 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 111 "Выходные дни" Трудового кодекса РФ"Суд кассационной инстанции отмечает, что согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, нерабочие дни, объявленные указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации."
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 N 77-1625/2023 (УИД 67RS0015-01-2022-000595-14)
Приговор: По ч. 2 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы РФ).
Постановление: Приговор изменен, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, признана явка с повинной; назначенное осужденному наказание по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 322 УК РФ, смягчено до 9 месяцев лишения свободы.Как следует из материалов уголовного дела, основанием для возбуждения дела явилось сообщение о преступлении, поступившее в орган дознания из ОМВД России по г. Армавиру. Из рапорта об обнаружении признаков преступления УУП отдела МВД России по г. Армавиру Н. и объяснений полученных им от осужденного от 13 апреля 2021 года следует, что Саркисян после выявления его, как гражданина Армении, находящегося на территории Российской Федерации в нарушение миграционного законодательства, добровольно сообщил сотрудникам полиции об изменении установочных данных путем получения нового паспорта; о принятом 11 марта 2020 года решения о его депортации и нежелательности нахождения на территории Российской Федерации; сообщил о маршруте въезда в Российскую Федерацию.
Приговор: По ч. 2 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы РФ).
Постановление: Приговор изменен, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, признана явка с повинной; назначенное осужденному наказание по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 322 УК РФ, смягчено до 9 месяцев лишения свободы.Как следует из материалов уголовного дела, основанием для возбуждения дела явилось сообщение о преступлении, поступившее в орган дознания из ОМВД России по г. Армавиру. Из рапорта об обнаружении признаков преступления УУП отдела МВД России по г. Армавиру Н. и объяснений полученных им от осужденного от 13 апреля 2021 года следует, что Саркисян после выявления его, как гражданина Армении, находящегося на территории Российской Федерации в нарушение миграционного законодательства, добровольно сообщил сотрудникам полиции об изменении установочных данных путем получения нового паспорта; о принятом 11 марта 2020 года решения о его депортации и нежелательности нахождения на территории Российской Федерации; сообщил о маршруте въезда в Российскую Федерацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)43. Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. N 672-р "Об особенностях исполнения госконтрактов по прилагаемому перечню в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 30.03.2020. N 13. Ст. 1954.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)43. Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. N 672-р "Об особенностях исполнения госконтрактов по прилагаемому перечню в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 30.03.2020. N 13. Ст. 1954.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.08.2025 N 1251
"Об упразднении рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов"7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 602 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1093 и признании утратившим силу подпункта "и" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1093, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 302, в части дополнения Положения о рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов пунктом 8(4)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2969).
"Об упразднении рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов"7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 602 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1093 и признании утратившим силу подпункта "и" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. N 1093, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 302, в части дополнения Положения о рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов пунктом 8(4)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2969).
Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 471
(ред. от 20.11.2025)
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"115. В пункте 10 Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2127; N 24, ст. 3794; N 40, ст. 6286; 2022, N 5, ст. 774; 2023, N 8, ст. 1322):
(ред. от 20.11.2025)
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"115. В пункте 10 Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2127; N 24, ст. 3794; N 40, ст. 6286; 2022, N 5, ст. 774; 2023, N 8, ст. 1322):
Статья: Знаки и значения поправок к Конституции Российской Федерации
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Принятие в 2020 г. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ, Основной Закон РФ) от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (далее - Закон РФ о поправках) стало важным государственно-правовым средством развития Основного Закона РФ. Этот фактор стимулирует также динамизм во многих научных направлениях, влечет за собой новый этап обновления конституционного законодательства, определяет новые направления институциональной реформы.
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Принятие в 2020 г. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ, Основной Закон РФ) от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (далее - Закон РФ о поправках) стало важным государственно-правовым средством развития Основного Закона РФ. Этот фактор стимулирует также динамизм во многих научных направлениях, влечет за собой новый этап обновления конституционного законодательства, определяет новые направления институциональной реформы.
Статья: О проблеме эффективности муниципальной службы в единой системе публичной власти Российской Федерации
(Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Поправка к Конституции РФ 2020 года, введенная Законом от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", представляет собой крупнейшую в истории российского конституционного законодательства реформу. Введя новую категорию "публичная власть", законодатель смог преодолеть ограничения, проистекающие в этом отношении из ст. 12 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей органы местного самоуправления в систему государственной власти не входят и самостоятельны в определении муниципальной управленческой политики. Подобная формальная "разорванность" систем государственного и муниципального управления фактически постоянно нарушалась, в том числе и на законодательном уровне. Например, еще Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в статье первой предполагал осуществление координации государственного и муниципального стратегического управления. Тенденции к централизации в своем практическом осуществлении сталкивались с логическим противоречием: если органы государственной и муниципальной власти представляют собой две независимые системы органов власти, каким образом тогда отдельные государственные полномочия, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для их осуществления, могут передаваться законом органам местного самоуправления, а государственный аппарат наделяется функцией контроля за осуществлением этих полномочий? Законодатель преодолел подобную дихотомию посредством введения в юридический язык категории "публичная власть", ставшей объединяющим понятием для власти государственной и власти муниципальной. В новых условиях муниципальные служащие должны действовать в рамках единой системы публичной власти, и от их частной эффективности будет зависеть ее общая эффективность.
(Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Поправка к Конституции РФ 2020 года, введенная Законом от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", представляет собой крупнейшую в истории российского конституционного законодательства реформу. Введя новую категорию "публичная власть", законодатель смог преодолеть ограничения, проистекающие в этом отношении из ст. 12 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей органы местного самоуправления в систему государственной власти не входят и самостоятельны в определении муниципальной управленческой политики. Подобная формальная "разорванность" систем государственного и муниципального управления фактически постоянно нарушалась, в том числе и на законодательном уровне. Например, еще Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в статье первой предполагал осуществление координации государственного и муниципального стратегического управления. Тенденции к централизации в своем практическом осуществлении сталкивались с логическим противоречием: если органы государственной и муниципальной власти представляют собой две независимые системы органов власти, каким образом тогда отдельные государственные полномочия, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для их осуществления, могут передаваться законом органам местного самоуправления, а государственный аппарат наделяется функцией контроля за осуществлением этих полномочий? Законодатель преодолел подобную дихотомию посредством введения в юридический язык категории "публичная власть", ставшей объединяющим понятием для власти государственной и власти муниципальной. В новых условиях муниципальные служащие должны действовать в рамках единой системы публичной власти, и от их частной эффективности будет зависеть ее общая эффективность.
Статья: Страхование риска ответственности экспедитора: преимущества и недостатки
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)В числе последствий пандемии коронавирусной инфекции следует отметить всплеск активности грузоперевозок, что сопряжено с возрастанием рисков перевозчиков. Указанное обусловливает высокий спрос участников рынка услуг перевозки и предоставления транспортно-экспедиторских услуг на страховую защиту. В целях "облегчения" положения экспедитора на рынке и устранения разночтений норм законодательства в судебной и правоприменительной практике 18 марта 2020 г. в ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <1> были внесены поправки (далее по тексту - Поправки). Новые положения действуют уже более года, однако вопрос об улучшении правового положения экспедиторов остается открытым. Указанное обусловливает необходимость анализа преимуществ и недостатков для экспедиторов страхования рисков ответственности с учетом действующих норм.
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)В числе последствий пандемии коронавирусной инфекции следует отметить всплеск активности грузоперевозок, что сопряжено с возрастанием рисков перевозчиков. Указанное обусловливает высокий спрос участников рынка услуг перевозки и предоставления транспортно-экспедиторских услуг на страховую защиту. В целях "облегчения" положения экспедитора на рынке и устранения разночтений норм законодательства в судебной и правоприменительной практике 18 марта 2020 г. в ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <1> были внесены поправки (далее по тексту - Поправки). Новые положения действуют уже более года, однако вопрос об улучшении правового положения экспедиторов остается открытым. Указанное обусловливает необходимость анализа преимуществ и недостатков для экспедиторов страхования рисков ответственности с учетом действующих норм.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Предостережение объявляется прокурором в письменной форме, с целью предупреждения нарушений законодательства. Так, Тамбовской областной прокуратурой была проведена проверка в деятельности ОАО "Т" в части соблюдения им требований экологического законодательства. Результаты проверки показали, что предприятие соблюдает предъявляемые к эксплуатации предприятия требования природоохранного законодательства. Кроме того, предприятием разработана и утверждена эколого-разрешительная документация. Однако срок проекта временно согласованных сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности истекает 16 марта 2020 г., новый проект не разработан. В связи с этим генеральному директору ОАО "Т" объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Предприятию необходимо продлить срок действия проекта нормативов сброса загрязняющих веществ на рельеф местности, а руководству - не допустить работу предприятия в его отсутствие.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Предостережение объявляется прокурором в письменной форме, с целью предупреждения нарушений законодательства. Так, Тамбовской областной прокуратурой была проведена проверка в деятельности ОАО "Т" в части соблюдения им требований экологического законодательства. Результаты проверки показали, что предприятие соблюдает предъявляемые к эксплуатации предприятия требования природоохранного законодательства. Кроме того, предприятием разработана и утверждена эколого-разрешительная документация. Однако срок проекта временно согласованных сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности истекает 16 марта 2020 г., новый проект не разработан. В связи с этим генеральному директору ОАО "Т" объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Предприятию необходимо продлить срок действия проекта нормативов сброса загрязняющих веществ на рельеф местности, а руководству - не допустить работу предприятия в его отсутствие.
Статья: Правовые основы деятельности депутатов местных органов представительной власти в Узбекистане
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Таким образом, хотя практика правового регулирования деятельности депутатов в Узбекистане является достаточно структурированной, вместе с тем нормативные акты в этой сфере больше ориентированы на служение интересам бюрократии по вертикали и в меньшей степени гарантируют поддержание и защиту прав депутатов, а значит, интересов местного населения. В связи с этим принятая 30 апреля 2023 г. Конституция Республики Узбекистан в новой редакции стала правовой основой в модернизации законодательства по усилению роли и значения представительных органов государственной власти в демократизации жизни общества.
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Таким образом, хотя практика правового регулирования деятельности депутатов в Узбекистане является достаточно структурированной, вместе с тем нормативные акты в этой сфере больше ориентированы на служение интересам бюрократии по вертикали и в меньшей степени гарантируют поддержание и защиту прав депутатов, а значит, интересов местного населения. В связи с этим принятая 30 апреля 2023 г. Конституция Республики Узбекистан в новой редакции стала правовой основой в модернизации законодательства по усилению роли и значения представительных органов государственной власти в демократизации жизни общества.
Статья: Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Однако и после создания инновационного научно-технологического центра "Сириус" преобразования на этой территории продолжились. Дальнейшие мероприятия по обособлению территории "Сириуса" были связаны с приданием ей статуса самостоятельного муниципального образования - городского округа. 26 февраля 2020 г. в городе Сочи были проведены публичные слушания по вопросу о преобразовании муниципального образования город-курорт "Сочи" путем разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт "Сочи" Краснодарского края и муниципальное образование городской округ "Сириус" Краснодарского края <14>. 25 марта 2020 г. Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Закон "О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи" <15>, а также Закон "Об установлении границ муниципального образования городской округ "Сириус" Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа" <16>. Выборы депутатов в представительный орган нового городского округа планировалось провести 13 сентября 2020 г. <17>.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Однако и после создания инновационного научно-технологического центра "Сириус" преобразования на этой территории продолжились. Дальнейшие мероприятия по обособлению территории "Сириуса" были связаны с приданием ей статуса самостоятельного муниципального образования - городского округа. 26 февраля 2020 г. в городе Сочи были проведены публичные слушания по вопросу о преобразовании муниципального образования город-курорт "Сочи" путем разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт "Сочи" Краснодарского края и муниципальное образование городской округ "Сириус" Краснодарского края <14>. 25 марта 2020 г. Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Закон "О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи" <15>, а также Закон "Об установлении границ муниципального образования городской округ "Сириус" Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа" <16>. Выборы депутатов в представительный орган нового городского округа планировалось провести 13 сентября 2020 г. <17>.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Законодательство о конституционном контроле пополнилось новыми барьерами на пути частных жалоб. Отныне обращаться в Конституционный Суд РФ позволено, только "если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты" <12>; как объяснил сам Суд в Заключении от 16.03.2020 N 1-З, подразумевается, что гражданин обязан претерпеть не только решение (приговор), но также и дождаться ущемления его прав апелляционной и кассационной инстанциями. Это особенно огорчает, поскольку Конституционный Суд РФ стал принимать акты, ограждающие суд присяжных от произвольной отмены вердиктов <13>.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Законодательство о конституционном контроле пополнилось новыми барьерами на пути частных жалоб. Отныне обращаться в Конституционный Суд РФ позволено, только "если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты" <12>; как объяснил сам Суд в Заключении от 16.03.2020 N 1-З, подразумевается, что гражданин обязан претерпеть не только решение (приговор), но также и дождаться ущемления его прав апелляционной и кассационной инстанциями. Это особенно огорчает, поскольку Конституционный Суд РФ стал принимать акты, ограждающие суд присяжных от произвольной отмены вердиктов <13>.
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Также неоднозначную реакцию в научном сообществе вызывают ситуации, когда в письмах Минтруда фактически появляются новые нормы права, а также новые, не известные трудовому законодательству термины.
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Также неоднозначную реакцию в научном сообществе вызывают ситуации, когда в письмах Минтруда фактически появляются новые нормы права, а также новые, не известные трудовому законодательству термины.
Статья: Межгосударственная стандартизация антимонопольного комплаенса в Евразийском экономическом союзе (актуальные вопросы)
(Елбаева Н.А., Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)В Российской Федерации в 2020 г. были внесены поправки Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" <4>. В Федеральном законе "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) <5> было закреплено определение понятия "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (антимонопольный комплаенс), введена новая ст. 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства". В соответствии с ч. 2 данной статьи законодателем определен перечень требований, состоящий из пяти обязательных элементов, которые должны быть предусмотрены во внутреннем акте комплаенса. При этом основанием для выдачи антимонопольным органом (ФАС России) хозяйствующему субъекту заключения о соответствии комплаенса требованиям антимонопольного законодательства является внутренний акт (внутренние акты) комплаенса. В дальнейшем, если указанный хозяйствующий субъект будет осуществлять свою деятельность в соответствии с согласованными правилами комплаенс-системы, он не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство. По мнению авторов статьи, данные условия должны мотивировать бизнес, с одной стороны, строго соответствовать согласованным правилам, с другой стороны, создать реально работающую систему комплаенса.
(Елбаева Н.А., Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)В Российской Федерации в 2020 г. были внесены поправки Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" <4>. В Федеральном законе "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) <5> было закреплено определение понятия "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (антимонопольный комплаенс), введена новая ст. 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства". В соответствии с ч. 2 данной статьи законодателем определен перечень требований, состоящий из пяти обязательных элементов, которые должны быть предусмотрены во внутреннем акте комплаенса. При этом основанием для выдачи антимонопольным органом (ФАС России) хозяйствующему субъекту заключения о соответствии комплаенса требованиям антимонопольного законодательства является внутренний акт (внутренние акты) комплаенса. В дальнейшем, если указанный хозяйствующий субъект будет осуществлять свою деятельность в соответствии с согласованными правилами комплаенс-системы, он не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство. По мнению авторов статьи, данные условия должны мотивировать бизнес, с одной стороны, строго соответствовать согласованным правилам, с другой стороны, создать реально работающую систему комплаенса.