Новое в законодательстве май 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в законодательстве май 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 07.09.2023 N 33-10160/2023 (УИД 34RS0008-01-2021-005067-97)
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страхователя: О взыскании страхового возмещения.
Обстоятельства: Истец указал на ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по своевременному и полному осуществлению страховой выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.В целях проверки доводов апелляционной жалобы Ш. и в связи с необходимостью установления по делу юридически значимых обстоятельств в соответствии с положениями статей 327, 327.1 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 43, 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебной коллегией были приняты в качестве новых доказательств копии акта осмотра транспортного средства, выполненного ООО "ХК "Джастис" 21 мая 2020 года, направление на ремонт от 27 мая 2020 года с ответом СТОА, направление на ремонт от 12 июня 2020 года с ответом СТОА, направление на ремонт от 23 июня 2020 года с сопроводительным письмом и ответом ООО "ХК "Джастис".
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страхователя: О взыскании страхового возмещения.
Обстоятельства: Истец указал на ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по своевременному и полному осуществлению страховой выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.В целях проверки доводов апелляционной жалобы Ш. и в связи с необходимостью установления по делу юридически значимых обстоятельств в соответствии с положениями статей 327, 327.1 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 43, 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебной коллегией были приняты в качестве новых доказательств копии акта осмотра транспортного средства, выполненного ООО "ХК "Джастис" 21 мая 2020 года, направление на ремонт от 27 мая 2020 года с ответом СТОА, направление на ремонт от 12 июня 2020 года с ответом СТОА, направление на ремонт от 23 июня 2020 года с сопроводительным письмом и ответом ООО "ХК "Джастис".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как заполнить подписной лист в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления?
(Ульихин В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 23 мая 2020 года в избирательное законодательство было введено новое полномочие избирательных комиссий, организующих соответствующие выборы - утверждение на основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ, образца заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
(Ульихин В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 23 мая 2020 года в избирательное законодательство было введено новое полномочие избирательных комиссий, организующих соответствующие выборы - утверждение на основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ, образца заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ действующего законодательства в части установления административной ответственности за нарушение режимов повышенной готовности, чрезвычайного и военного положения, правовых режимов противодействия терроризму, экстремистской деятельности следует начать с рассмотрения технико-юридических особенностей закрепления соответствующих норм административно-деликтного права. Так, исследуемые правовые нормы помещены в главу, которая посвящена административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, общественный порядок (гл. 20 КоАП РФ - ст. ст. 20.5, 20.5.1, 20.6, 20.7, 20.19, 20.27). Отметим, что рубрикация Кодекса, таким образом, отчасти не соответствует новым тенденциям развития законодательства об административных правонарушениях. В частности, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. правонарушения, посягающие на общественную безопасность, предлагается поместить в гл. 39, предусматривающую следующие статьи: 39.8, 39.9, 39.10, 39.14, 39.27. Таким образом, незакрепление в названии соответствующей главы словосочетания "общественный порядок" говорит о том, что законодатель представляет родовой объект административного правонарушения в несколько усеченном виде. Представляется некорректным представлять объект правонарушения в таком значении, поскольку это имеет существенное значение для квалификации правонарушения и правильного восприятия последовательности изложения нормативного материала.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ действующего законодательства в части установления административной ответственности за нарушение режимов повышенной готовности, чрезвычайного и военного положения, правовых режимов противодействия терроризму, экстремистской деятельности следует начать с рассмотрения технико-юридических особенностей закрепления соответствующих норм административно-деликтного права. Так, исследуемые правовые нормы помещены в главу, которая посвящена административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, общественный порядок (гл. 20 КоАП РФ - ст. ст. 20.5, 20.5.1, 20.6, 20.7, 20.19, 20.27). Отметим, что рубрикация Кодекса, таким образом, отчасти не соответствует новым тенденциям развития законодательства об административных правонарушениях. В частности, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. правонарушения, посягающие на общественную безопасность, предлагается поместить в гл. 39, предусматривающую следующие статьи: 39.8, 39.9, 39.10, 39.14, 39.27. Таким образом, незакрепление в названии соответствующей главы словосочетания "общественный порядок" говорит о том, что законодатель представляет родовой объект административного правонарушения в несколько усеченном виде. Представляется некорректным представлять объект правонарушения в таком значении, поскольку это имеет существенное значение для квалификации правонарушения и правильного восприятия последовательности изложения нормативного материала.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 16: Остаются ли актуальными в период после 12 мая 2020 г. разъяснения, изложенные в ответе на вопрос 16 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г., о праве суда по каждому уголовному делу или материалу, требующему безотлагательного рассмотрения, принять решение о проведении всего судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 16: Остаются ли актуальными в период после 12 мая 2020 г. разъяснения, изложенные в ответе на вопрос 16 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г., о праве суда по каждому уголовному делу или материалу, требующему безотлагательного рассмотрения, принять решение о проведении всего судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи?
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание и на то, что законодатель, действуя в рамках данных ему Конституцией Российской Федерации полномочий, при регулировании гражданско-правовых отношений призван обеспечивать их участникам возможность в каждом конкретном случае находить разумный баланс интересов на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства (постановления от 21 февраля 2014 года N 3-П и от 12 мая 2020 года N 23-П; определения от 3 июля 2014 года N 1564-О, от 10 ноября 2016 года N 2371-О и от 6 июня 2019 года N 1505-О). В свою очередь, при изменении законодательства особую значимость приобретает надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к новым нормативным условиям приобретения и реализации прав и свобод (постановления от 25 июня 2015 года N 17-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П и др.). Отсутствие же такого рода адаптационных механизмов для граждан и юридических лиц в условиях серьезных изменений налогового законодательства чревато нарушением принципов юридического равенства, соразмерности и поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, равномерности, справедливости и нейтральности налогообложения, вытекающих из статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 57 и 75.1 Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание и на то, что законодатель, действуя в рамках данных ему Конституцией Российской Федерации полномочий, при регулировании гражданско-правовых отношений призван обеспечивать их участникам возможность в каждом конкретном случае находить разумный баланс интересов на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства (постановления от 21 февраля 2014 года N 3-П и от 12 мая 2020 года N 23-П; определения от 3 июля 2014 года N 1564-О, от 10 ноября 2016 года N 2371-О и от 6 июня 2019 года N 1505-О). В свою очередь, при изменении законодательства особую значимость приобретает надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к новым нормативным условиям приобретения и реализации прав и свобод (постановления от 25 июня 2015 года N 17-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П и др.). Отсутствие же такого рода адаптационных механизмов для граждан и юридических лиц в условиях серьезных изменений налогового законодательства чревато нарушением принципов юридического равенства, соразмерности и поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, равномерности, справедливости и нейтральности налогообложения, вытекающих из статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 57 и 75.1 Конституции Российской Федерации.
Статья: Виндикационная модель защиты абсолютных прав
(Мурзин Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<25> Постановления Суда по интеллектуальным правам от 5 декабря 2016 г. по делу N А56-74358/2015, от 4 июля 2018 г. по делу N А40-132026/2017, от 3 февраля 2020 г. по делу N А40-311941/2018, от 20 мая 2020 г. по делу N А40-77990/2019.
(Мурзин Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)<25> Постановления Суда по интеллектуальным правам от 5 декабря 2016 г. по делу N А56-74358/2015, от 4 июля 2018 г. по делу N А40-132026/2017, от 3 февраля 2020 г. по делу N А40-311941/2018, от 20 мая 2020 г. по делу N А40-77990/2019.
Статья: Правовые средства защиты результатов волеизъявления избирателей в условиях пандемии
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Восприняв эту практику, Россия последовала общемировым тенденциям. Федеральным законом от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была введена новая форма голосования - дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Также было предусмотрено многодневное голосование, голосование в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, голосование на придомовых территориях и им подобных местах. Конкретизация порядка новых форм голосования была делегирована ЦИК России.
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Восприняв эту практику, Россия последовала общемировым тенденциям. Федеральным законом от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была введена новая форма голосования - дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Также было предусмотрено многодневное голосование, голосование в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, голосование на придомовых территориях и им подобных местах. Конкретизация порядка новых форм голосования была делегирована ЦИК России.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<1> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2020.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<1> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2020.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)<4> Wright v. United States, United States Court of Federal Claims. No. 94-1084C 53 Fed. Cl. 466 (2002). URL: https://cite.case.law/fed-cl/53/466/ (дата обращения: 06.05.2020).
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)<4> Wright v. United States, United States Court of Federal Claims. No. 94-1084C 53 Fed. Cl. 466 (2002). URL: https://cite.case.law/fed-cl/53/466/ (дата обращения: 06.05.2020).
Статья: Соотношение административной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации и правовых гарантий свободы слова и массовой информации
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)7. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 5. Май, 2020.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)7. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 5. Май, 2020.
Статья: Приоритет специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Конкуренция возникла в связи с тем, что одни и те же противоэпидемические мероприятия стали вводиться как федеральным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии (например, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <1>), так и нормами законодательства субъектов Федерации, принимаемого в ходе повсеместного введения в них режимов повышенной готовности.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Конкуренция возникла в связи с тем, что одни и те же противоэпидемические мероприятия стали вводиться как федеральным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии (например, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <1>), так и нормами законодательства субъектов Федерации, принимаемого в ходе повсеместного введения в них режимов повышенной готовности.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)К сожалению, терминологическая неопределенность в этом плане имеет место и в проектах законодательных актов, в частности в ст. 34.25 проекта нового КоАП РФ (аналог ст. 19.6 КоАП РФ) <146>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)К сожалению, терминологическая неопределенность в этом плане имеет место и в проектах законодательных актов, в частности в ст. 34.25 проекта нового КоАП РФ (аналог ст. 19.6 КоАП РФ) <146>.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)4) абз. 2 п. 1 Постановления N 991, определяющий, что это Постановление применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 г. по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г., соответствует положениям действующего законодательства в их системной взаимосвязи с учетом целей принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)4) абз. 2 п. 1 Постановления N 991, определяющий, что это Постановление применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 г. по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г., соответствует положениям действующего законодательства в их системной взаимосвязи с учетом целей принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<3> Проект "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<3> Проект "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О мерах предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов замолвите слово
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)<17> На самом деле такая императивная норма не всегда позволяет эффективно регулировать правоотношения. Например, весной - летом 2020 г. административные истцы пытались оспорить нормативные правовые акты, которые были приняты в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В качестве мер предварительной защиты они просили запретить изменять номера пунктов нормативных правовых актов, что ввиду активного формирования законодательства было актуально. Суды отказывали в применении таких мер, исходя из действующего законодательства, что, однако, не означало достижения целей правосудия. См.: Определение Московского городского суда от 27 мая 2020 г. по делу N 3а-3877/2020; Определение Московского городского суда от 28 апреля 2020 г. по делу N 3а-3877/2020.
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)<17> На самом деле такая императивная норма не всегда позволяет эффективно регулировать правоотношения. Например, весной - летом 2020 г. административные истцы пытались оспорить нормативные правовые акты, которые были приняты в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В качестве мер предварительной защиты они просили запретить изменять номера пунктов нормативных правовых актов, что ввиду активного формирования законодательства было актуально. Суды отказывали в применении таких мер, исходя из действующего законодательства, что, однако, не означало достижения целей правосудия. См.: Определение Московского городского суда от 27 мая 2020 г. по делу N 3а-3877/2020; Определение Московского городского суда от 28 апреля 2020 г. по делу N 3а-3877/2020.