Новое в контролируемых сделках
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в контролируемых сделках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик подал уточненное уведомление о контролируемых сделках, внеся незначительные уточнения, в частности в первоначальном уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как N 0, а в уточненном уведомлении - N б/н. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что в случае подачи уточненного уведомления двухлетний срок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки следует исчислять с момента подачи уточненного, а не первоначального уведомления. Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ как допускающего принятие ФНС России решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в отношении конкретной сделки в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления по контролируемым сделкам за соответствующий год вне зависимости от наличия в нем новых сведений о такой сделке. КС РФ указал, что в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений об указанных в первоначальном уведомлении контролируемых сделках, не являющееся значимым для целей принятия налоговым органом решения о проверке таких сделок или иных связанных с ними контролируемых сделок. В частности, в уточненном уведомлении могут быть устранены содержавшиеся в первоначальном уведомлении технические ошибки или неточности, которые не препятствуют идентификации соответствующих контролируемых сделок. Исчисление в таком случае двухлетнего срока, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки контролируемой сделки, со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика не отвечает конституционным требованиям к ограничению конституционных прав именно на основании федерального закона и о законном характере деятельности налоговых органов. КС РФ указал, что исчисление двухлетнего срока со дня получения уточненного уведомления должно быть мотивировано в решении налогового органа, за исключением случаев, когда сведения о сделке были впервые указаны только в уточненном уведомлении, поскольку в этом случае очевидна новизна для налогового органа такой информации. КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в той мере, в какой он влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения. В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик подал уточненное уведомление о контролируемых сделках, внеся незначительные уточнения, в частности в первоначальном уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как N 0, а в уточненном уведомлении - N б/н. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что в случае подачи уточненного уведомления двухлетний срок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки следует исчислять с момента подачи уточненного, а не первоначального уведомления. Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ как допускающего принятие ФНС России решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в отношении конкретной сделки в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления по контролируемым сделкам за соответствующий год вне зависимости от наличия в нем новых сведений о такой сделке. КС РФ указал, что в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений об указанных в первоначальном уведомлении контролируемых сделках, не являющееся значимым для целей принятия налоговым органом решения о проверке таких сделок или иных связанных с ними контролируемых сделок. В частности, в уточненном уведомлении могут быть устранены содержавшиеся в первоначальном уведомлении технические ошибки или неточности, которые не препятствуют идентификации соответствующих контролируемых сделок. Исчисление в таком случае двухлетнего срока, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки контролируемой сделки, со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика не отвечает конституционным требованиям к ограничению конституционных прав именно на основании федерального закона и о законном характере деятельности налоговых органов. КС РФ указал, что исчисление двухлетнего срока со дня получения уточненного уведомления должно быть мотивировано в решении налогового органа, за исключением случаев, когда сведения о сделке были впервые указаны только в уточненном уведомлении, поскольку в этом случае очевидна новизна для налогового органа такой информации. КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в той мере, в какой он влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения. В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уведомление о контролируемых сделках подается по новой форме
("Главная книга", 2025, N 10)"Главная книга", 2025, N 10
("Главная книга", 2025, N 10)"Главная книга", 2025, N 10
Статья: Перспективы обновления уведомления по контролируемым сделкам
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 10)Раздел 2: контрагент по контролируемой сделке - что нового?
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 10)Раздел 2: контрагент по контролируемой сделке - что нового?
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Уведомление о контролируемых сделках подается по новой форме ("Главная книга", 2025, N 10)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Уведомление о контролируемых сделках подается по новой форме ("Главная книга", 2025, N 10)
Статья: Новые правила ТЦО и международного налогообложения
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Документация в отношении контролируемых сделок в области внешней торговли, предметом которых являются нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни <5>, должна подаваться вместе с уведомлением о контролируемых сделках (новый п. 8 ст. 105.15 НК РФ).
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Документация в отношении контролируемых сделок в области внешней торговли, предметом которых являются нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни <5>, должна подаваться вместе с уведомлением о контролируемых сделках (новый п. 8 ст. 105.15 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 15.04.2024 N 03-12-11/1/34492 <Критерии контролируемых сделок 2023 года не совпадают с критериями 2024 года>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)На начало 2023 года такой Перечень был утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. однако он утратил силу с 1 июля 2023 года и был заменен новым Перечнем из Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В результате изменений в Перечень государств и территорий для выявления контролируемых сделок вошли новые государства и территории, а некоторые из позиций были исключены.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)На начало 2023 года такой Перечень был утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. однако он утратил силу с 1 июля 2023 года и был заменен новым Перечнем из Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В результате изменений в Перечень государств и территорий для выявления контролируемых сделок вошли новые государства и территории, а некоторые из позиций были исключены.
Статья: Включение дивидендов в таможенную стоимость товаров: аспекты судебной практики
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Таким образом, деятельность государств по стимулированию экономических отношений, основанных на взаимодействии субъектов внешнеэкономической деятельности на рыночных условиях с соблюдением принципа "вытянутой руки", обусловливает необходимость формулирования новых методологических подходов по предупреждению манипулирования стоимостью сделок между взаимозависимыми лицами. Представляется, что современный уровень правовой регламентации данных отношений как в ЕАЭС, так и в Российской Федерации является недостаточным ввиду недостаточной правовой определенности в правовом статусе дивидендов как составной части таможенной стоимости товаров.
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Таким образом, деятельность государств по стимулированию экономических отношений, основанных на взаимодействии субъектов внешнеэкономической деятельности на рыночных условиях с соблюдением принципа "вытянутой руки", обусловливает необходимость формулирования новых методологических подходов по предупреждению манипулирования стоимостью сделок между взаимозависимыми лицами. Представляется, что современный уровень правовой регламентации данных отношений как в ЕАЭС, так и в Российской Федерации является недостаточным ввиду недостаточной правовой определенности в правовом статусе дивидендов как составной части таможенной стоимости товаров.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Новые требования в части Уведомлений
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Новые требования в части Уведомлений
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не согласившись с тем, что проверка была назначена за пределами 2-летнего срока с момента подачи уведомления, ПАО "ВымпелКом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы. В исковом заявлении было указано, что у налогового органа отсутствовали объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения проверки с 24 октября 2018 года - даты представления заявителем уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, поскольку в нем содержалась новая информация об иных контролируемых сделках общества, а данные в отношении сделок с Veon Wholesale Services B.V. не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении. Был также приведен довод, что "в соответствии с пунктом 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации срок назначения проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации (а не уточненного уведомления) либо в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в уточненном уведомлении. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает продления сроков на назначение налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Следовательно, установленный пунктом 2 статьи 105.17 НК РФ срок является пресекательным, он ограничивает полномочия ФНС России по налоговому контролю и направлен на обеспечение права налогоплательщика на своевременный и определенный во времени назначения налоговый контроль".
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Не согласившись с тем, что проверка была назначена за пределами 2-летнего срока с момента подачи уведомления, ПАО "ВымпелКом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы. В исковом заявлении было указано, что у налогового органа отсутствовали объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения проверки с 24 октября 2018 года - даты представления заявителем уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, поскольку в нем содержалась новая информация об иных контролируемых сделках общества, а данные в отношении сделок с Veon Wholesale Services B.V. не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении. Был также приведен довод, что "в соответствии с пунктом 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации срок назначения проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации (а не уточненного уведомления) либо в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в уточненном уведомлении. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает продления сроков на назначение налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Следовательно, установленный пунктом 2 статьи 105.17 НК РФ срок является пресекательным, он ограничивает полномочия ФНС России по налоговому контролю и направлен на обеспечение права налогоплательщика на своевременный и определенный во времени назначения налоговый контроль".