Новое в бюджетном законодательстве в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в бюджетном законодательстве в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""Следовательно, предъявление самостоятельного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости без одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения после введения с 1 июля 2021 года на территории Республики Коми нового правового регулирования, связанного с применением статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, действующим законодательством не допускается."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)В 2021 г. вступили в силу новые положения бюджетного законодательства, касающиеся казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Благодаря возникновению системы казначейских платежей, полноценное обслуживание единого счета бюджета стало осуществляться не Банком России, а именно Казначейством в системе казначейских платежей. Таким образом, функция по осуществлению кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации претерпела содержательную трансформацию и обрела новое название - казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом были изменены подходы к установлению вариантов исполнения бюджетов Казначейством России в части осуществления отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по организации исполнения бюджетов.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)В 2021 г. вступили в силу новые положения бюджетного законодательства, касающиеся казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Благодаря возникновению системы казначейских платежей, полноценное обслуживание единого счета бюджета стало осуществляться не Банком России, а именно Казначейством в системе казначейских платежей. Таким образом, функция по осуществлению кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации претерпела содержательную трансформацию и обрела новое название - казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом были изменены подходы к установлению вариантов исполнения бюджетов Казначейством России в части осуществления отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по организации исполнения бюджетов.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложены все принципы бюджетной системы Российской Федерации как основа для начала бюджетной деятельности публично-правовых образований Российской Федерации. Состав принципов периодически дополняется и изменяется. В частности, в 2021 г. в законодательстве появился новый принцип - принцип участия граждан в бюджетном процессе Российской Федерации <1>.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложены все принципы бюджетной системы Российской Федерации как основа для начала бюджетной деятельности публично-правовых образований Российской Федерации. Состав принципов периодически дополняется и изменяется. В частности, в 2021 г. в законодательстве появился новый принцип - принцип участия граждан в бюджетном процессе Российской Федерации <1>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.02.2025 N 79
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 42, ст. 7152).
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 42, ст. 7152).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Как отмечалось еще в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыль образуется в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <32>.
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Как отмечалось еще в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыль образуется в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <32>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В стратегии развития и программах деятельности должны быть отражены сведения о мероприятиях, для реализации которых Корпорации МСП предоставляется государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, с указанием источников, объемов и структуры финансирования.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В стратегии развития и программах деятельности должны быть отражены сведения о мероприятиях, для реализации которых Корпорации МСП предоставляется государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, с указанием источников, объемов и структуры финансирования.
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В настоящее время идет цифровая трансформация налоговой сферы, становление новой виртуальной формы экономики, поэтапно происходит цифровизация всего общества и всех сфер жизнедеятельности Российского государства. Человечество находится на новом этапе своего развития, который рассматривается как четвертая промышленная революция <1>. Этот этап развития человечества можно смело назвать эрой новых технологий <2>. Неоспоримо, что рынок финансовых технологий остается самым растущим в мире. Все это способствует появлению новых институтов, трансформации существующих и созданию новых конструкций, ранее неизвестных науке финансового права. Флагманом данных нововведений служит цифровая экономика, а также поступательное развитие рынка цифровых финансовых технологий. Указанное обуславливает возникновение вопросов, связанных с передовым нормативным регулированием и адаптацией российского законодательства к новым реалиям развития "проактивного государства". Безусловно, что передовые цифровые технологии несут не только новые возможности, но и новые риски, которые сложно просчитать в полном объеме заблаговременно. Подчеркнем, что риски при введении новых технологий есть всегда, поскольку новое - это всегда определенный риск безопасности, особенно введение новых финансовых технологий в налоговой сфере. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов <3>. В рамках утвержденной политики определено формирование справедливых конкурентных условий, которые планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В настоящее время идет цифровая трансформация налоговой сферы, становление новой виртуальной формы экономики, поэтапно происходит цифровизация всего общества и всех сфер жизнедеятельности Российского государства. Человечество находится на новом этапе своего развития, который рассматривается как четвертая промышленная революция <1>. Этот этап развития человечества можно смело назвать эрой новых технологий <2>. Неоспоримо, что рынок финансовых технологий остается самым растущим в мире. Все это способствует появлению новых институтов, трансформации существующих и созданию новых конструкций, ранее неизвестных науке финансового права. Флагманом данных нововведений служит цифровая экономика, а также поступательное развитие рынка цифровых финансовых технологий. Указанное обуславливает возникновение вопросов, связанных с передовым нормативным регулированием и адаптацией российского законодательства к новым реалиям развития "проактивного государства". Безусловно, что передовые цифровые технологии несут не только новые возможности, но и новые риски, которые сложно просчитать в полном объеме заблаговременно. Подчеркнем, что риски при введении новых технологий есть всегда, поскольку новое - это всегда определенный риск безопасности, особенно введение новых финансовых технологий в налоговой сфере. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов <3>. В рамках утвержденной политики определено формирование справедливых конкурентных условий, которые планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования.
Статья: Четвертьвековая история Бюджетного кодекса Российской Федерации
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)4. Омелехина Н.В. Специфика источников бюджетного права и бюджетного законодательства / Н.В. Омелехина // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.]. Москва: Норма: ИНФРА-М; 2023. С. 22 - 45.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)4. Омелехина Н.В. Специфика источников бюджетного права и бюджетного законодательства / Н.В. Омелехина // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.]. Москва: Норма: ИНФРА-М; 2023. С. 22 - 45.
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Появление нового метода формирования расходной части бюджетов повлекло за собой изменения в бюджетном законодательстве: в перечень неналоговых доходов добавлены инициативные платежи <8>.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Появление нового метода формирования расходной части бюджетов повлекло за собой изменения в бюджетном законодательстве: в перечень неналоговых доходов добавлены инициативные платежи <8>.
Статья: Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)В современный период развития российского государства с необходимостью решения многих сложных и важных задач, что требует соответствующего финансового обеспечения, особое значение приобретает совершенствование бюджетного законодательства, направленное на целевое и эффективное использование бюджетных средств, что влияет на повышение эффективности государственного управления в целом <1>. К таким изменениям следует отнести и совершенствование положений об исполнении бюджетов и усиление роли Федерального казначейства в данном процессе, что выразилось во включении в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ ряда новых институтов (гл. 24.2 "Система казначейских платежей", гл. 24.3 "Казначейское обслуживание", гл. 24.4 "Казначейское сопровождение" и других положений) <2>.
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)В современный период развития российского государства с необходимостью решения многих сложных и важных задач, что требует соответствующего финансового обеспечения, особое значение приобретает совершенствование бюджетного законодательства, направленное на целевое и эффективное использование бюджетных средств, что влияет на повышение эффективности государственного управления в целом <1>. К таким изменениям следует отнести и совершенствование положений об исполнении бюджетов и усиление роли Федерального казначейства в данном процессе, что выразилось во включении в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ ряда новых институтов (гл. 24.2 "Система казначейских платежей", гл. 24.3 "Казначейское обслуживание", гл. 24.4 "Казначейское сопровождение" и других положений) <2>.
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)4. Поветкина Н.А., Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю. [и др.]. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции: монография / под ред. Р.Е. Артюхина, Н.А. Поветкиной. М., 2021. 192 с.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)4. Поветкина Н.А., Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю. [и др.]. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции: монография / под ред. Р.Е. Артюхина, Н.А. Поветкиной. М., 2021. 192 с.
Статья: Smart-технологии и муниципальный бюджет - курс на оптимизацию расходов
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)1. Гинзбург Ю.В. Бюджетное законодательство и новые подходы к управлению местными финансами / Ю.В. Гинзбург // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 4. С. 11 - 14.
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)1. Гинзбург Ю.В. Бюджетное законодательство и новые подходы к управлению местными финансами / Ю.В. Гинзбург // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 4. С. 11 - 14.
Статья: Бюджетно-правовой статус физических лиц как субъектов бюджетных правоотношений, возникающих в связи с исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В продолжение изменений, трансформирующих, на взгляд автора, бюджетно-правовой статус физических лиц, был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг в рамках бюджетного законодательства приобрело два новых статуса - "участник казначейского сопровождения" и "получатель средств из бюджета", что разграничило тем самым понятие "получатель бюджетных средств" <31>.
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В продолжение изменений, трансформирующих, на взгляд автора, бюджетно-правовой статус физических лиц, был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг в рамках бюджетного законодательства приобрело два новых статуса - "участник казначейского сопровождения" и "получатель средств из бюджета", что разграничило тем самым понятие "получатель бюджетных средств" <31>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<252> Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции: монография / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов и др.; под ред. Р.Е. Артюхина, Н.А. Поветкиной. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма; ИНФРА-М, 2021. С. 181.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<252> Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции: монография / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов и др.; под ред. Р.Е. Артюхина, Н.А. Поветкиной. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма; ИНФРА-М, 2021. С. 181.