Новое в бюджетном законодательстве в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в бюджетном законодательстве в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"С учетом изменения законодательства о государственной кадастровой оценке, в том числе установления статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) новой процедуры пересмотра актуальной кадастровой стоимости ее установление в судебном порядке без соблюдения внесудебного ее пересмотра бюджетным учреждением не будет основано на законе.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2024 N 88-17238/2024 (УИД 21RS0025-01-2023-002312-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании пособий по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Доплату пособия по временной нетрудоспособности истцу должен был назначить страхователь (работодатель) в течение 10 календарных дней со дня обращения истца с заявлением о такой доплате, а ее выплату произвести в ближайший после назначения этой доплаты день, установленный для выплаты заработной платы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты средней заработной платы за время вынужденного прогула, отменяя решение в данной части и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что задержка исполнения судебных постановлений о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, принятых по гражданскому делу N 2-38/2020, произошла исключительно из-за бездействия истца по надлежащему предъявлению исполнительного документа к исполнению, тогда как до совершения таких действий самим взыскателем, должник не мог исполнить вышеуказанные судебные постановления в силу прямого запрета, установленного бюджетным законодательством, в связи с чем с момента вступления в законную силу судебного постановления о взыскании денежных сумм с государственного внебюджетного фонда и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются. Кроме того, суд второй инстанции усмотрел в действиях Ч.В.В., которому неоднократно разъяснялось о порядке и сроке исполнения судебных постановлений в сложившейся ситуации, признаки злоупотребления правом.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании пособий по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Доплату пособия по временной нетрудоспособности истцу должен был назначить страхователь (работодатель) в течение 10 календарных дней со дня обращения истца с заявлением о такой доплате, а ее выплату произвести в ближайший после назначения этой доплаты день, установленный для выплаты заработной платы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты средней заработной платы за время вынужденного прогула, отменяя решение в данной части и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что задержка исполнения судебных постановлений о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, принятых по гражданскому делу N 2-38/2020, произошла исключительно из-за бездействия истца по надлежащему предъявлению исполнительного документа к исполнению, тогда как до совершения таких действий самим взыскателем, должник не мог исполнить вышеуказанные судебные постановления в силу прямого запрета, установленного бюджетным законодательством, в связи с чем с момента вступления в законную силу судебного постановления о взыскании денежных сумм с государственного внебюджетного фонда и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются. Кроме того, суд второй инстанции усмотрел в действиях Ч.В.В., которому неоднократно разъяснялось о порядке и сроке исполнения судебных постановлений в сложившейся ситуации, признаки злоупотребления правом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 3 комментируемой статьи содержит норму самого общего характера, согласно которой за нарушение требований комментируемого Закона бюджетное учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Данная часть изложена с 11 августа 2020 г. полностью в новой редакции Законом 2020 г. N 269-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ГКО. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 3 комментируемой статьи содержит норму самого общего характера, согласно которой за нарушение требований комментируемого Закона бюджетное учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Данная часть изложена с 11 августа 2020 г. полностью в новой редакции Законом 2020 г. N 269-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ГКО. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством РФ.
Статья: Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В связи с этим настораживают отдельные тенденции изменения бюджетного законодательства начиная с середины 2010-х гг. Отказ от "минимальных государственных социальных стандартов", замена их "расходными обязательствами", "публичными нормативными расходными обязательствами" с различной отраслевой принадлежностью, имеющими иную (не финансово-правовую) отраслевую природу, но вводимыми и используемыми в финансовом праве, изначально представлялись прогрессивным подходом к развитию финансово-правового регулирования. Так, более чем за десятилетний период финансово-правовая доктрина разработала концептуальные подходы к правовой идентификации сущности таких обязательств, их видового разнообразия, предложения по совершенствованию действующего законодательства. В конце 2020 г. Министерство финансов РФ в очередной раз анонсировало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, принятие его в новой редакции. Думается, что необходимо поднимать эти вопросы при обсуждении законопроекта.
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)В связи с этим настораживают отдельные тенденции изменения бюджетного законодательства начиная с середины 2010-х гг. Отказ от "минимальных государственных социальных стандартов", замена их "расходными обязательствами", "публичными нормативными расходными обязательствами" с различной отраслевой принадлежностью, имеющими иную (не финансово-правовую) отраслевую природу, но вводимыми и используемыми в финансовом праве, изначально представлялись прогрессивным подходом к развитию финансово-правового регулирования. Так, более чем за десятилетний период финансово-правовая доктрина разработала концептуальные подходы к правовой идентификации сущности таких обязательств, их видового разнообразия, предложения по совершенствованию действующего законодательства. В конце 2020 г. Министерство финансов РФ в очередной раз анонсировало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, принятие его в новой редакции. Думается, что необходимо поднимать эти вопросы при обсуждении законопроекта.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.02.2025 N 79
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 42, ст. 7152).
(ред. от 16.09.2025)
"Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам"18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 42, ст. 7152).
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)В период до 2020 года будет реализован комплекс институциональных, законодательных, финансово-экономических мер, направленных на постепенный переход от финансирования ископаемых видов топлива к финансированию "зеленых" технологий. При росте объемов бюджетного финансирования защиты охраны окружающей среды до 0,5% ВВП до 2020 года процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. Увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5% ВВП в период 2020 - 2030 гг. позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза.
(разработан Минэкономразвития России)В период до 2020 года будет реализован комплекс институциональных, законодательных, финансово-экономических мер, направленных на постепенный переход от финансирования ископаемых видов топлива к финансированию "зеленых" технологий. При росте объемов бюджетного финансирования защиты охраны окружающей среды до 0,5% ВВП до 2020 года процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. Увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5% ВВП в период 2020 - 2030 гг. позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Существенные коррективы в развитие российского законодательства о занятости были внесены в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)Существенные коррективы в развитие российского законодательства о занятости были внесены в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 11 комментируемой статьи изложена с 30 декабря 2020 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 495-ФЗ, принятым в части приведения законодательства РФ в соответствие с требованиями бюджетного законодательства РФ. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что при поступлении на депозитный счет ССП денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 ст. 69 комментируемого Закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 11 комментируемой статьи изложена с 30 декабря 2020 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 495-ФЗ, принятым в части приведения законодательства РФ в соответствие с требованиями бюджетного законодательства РФ. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что при поступлении на депозитный счет ССП денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 ст. 69 комментируемого Закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Как отмечалось еще в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыль образуется в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <32>.
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Как отмечалось еще в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыль образуется в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <32>.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Анализ внесенных в 2020 г. поправок в российскую Конституцию показал, что в целом система публичных финансов и основные принципы ее функционирования, включая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере, существенных изменений не претерпели. В то же время конституционные новации, в частности создание единой системы публичной власти, трансформация системы разделения и взаимодействия властей и др., если не прямо, то косвенно, в большей или меньшей степени оказали и продолжают оказывать влияние на развитие финансового законодательства, и прежде всего на такие его структурные элементы, как бюджетное, налоговое законодательство и законодательство о государственном финансовом контроле. В ходе проведенного исследования установлено, что не все новеллы Конституции России, связанные со сферой публичных финансов, влекут возникновение новых расходных обязательств публично-правовых образований и трансформацию финансового законодательства. Выявлены и оценены риски конституционных новелл для финансового законодательства; обосновывается необходимость осуществления мониторинга реализации новых положений Конституции России в финансовом законодательстве.
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Анализ внесенных в 2020 г. поправок в российскую Конституцию показал, что в целом система публичных финансов и основные принципы ее функционирования, включая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере, существенных изменений не претерпели. В то же время конституционные новации, в частности создание единой системы публичной власти, трансформация системы разделения и взаимодействия властей и др., если не прямо, то косвенно, в большей или меньшей степени оказали и продолжают оказывать влияние на развитие финансового законодательства, и прежде всего на такие его структурные элементы, как бюджетное, налоговое законодательство и законодательство о государственном финансовом контроле. В ходе проведенного исследования установлено, что не все новеллы Конституции России, связанные со сферой публичных финансов, влекут возникновение новых расходных обязательств публично-правовых образований и трансформацию финансового законодательства. Выявлены и оценены риски конституционных новелл для финансового законодательства; обосновывается необходимость осуществления мониторинга реализации новых положений Конституции России в финансовом законодательстве.
Статья: Налоговое администрирование в эпоху цифровой трансформации
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)5. Мирзаев Р.М. Влияние четвертой промышленной революции на осуществление фискальных полномочий / Р.М. Мирзаев // Финансовое право. 2020. N 2. С. 42 - 46.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)5. Мирзаев Р.М. Влияние четвертой промышленной революции на осуществление фискальных полномочий / Р.М. Мирзаев // Финансовое право. 2020. N 2. С. 42 - 46.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Баштанова Е. Сотрудник - ИП: старая "схема" в новых условиях / Е. Баштанова // Практическая бухгалтерия. 2020. N 6. С. 39 - 41.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Баштанова Е. Сотрудник - ИП: старая "схема" в новых условиях / Е. Баштанова // Практическая бухгалтерия. 2020. N 6. С. 39 - 41.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<1> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2020.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<1> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.05.2020.
Статья: Бюджетно-правовой статус физических лиц как субъектов бюджетных правоотношений, возникающих в связи с исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В продолжение изменений, трансформирующих, на взгляд автора, бюджетно-правовой статус физических лиц, был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг в рамках бюджетного законодательства приобрело два новых статуса - "участник казначейского сопровождения" и "получатель средств из бюджета", что разграничило тем самым понятие "получатель бюджетных средств" <31>.
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В продолжение изменений, трансформирующих, на взгляд автора, бюджетно-правовой статус физических лиц, был принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг в рамках бюджетного законодательства приобрело два новых статуса - "участник казначейского сопровождения" и "получатель средств из бюджета", что разграничило тем самым понятие "получатель бюджетных средств" <31>.
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Перманентное внесение изменений в Бюджетный кодекс, в изменяющие его федеральные законы и в иные акты бюджетного законодательства; распространение практики принятия временных бюджетно-правовых норм, заменяющих собой постоянное регулирование; стремительное нарастание бюджетно-правового массива, включающего в себя огромное количество актов, принимаемых в регионах и на местах; отсутствие единых законодательных подходов к проведению правовых экспериментов в бюджетной сфере <28> и т.п. негативно сказываются на уровне системности бюджетного права и бюджетного законодательства.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Перманентное внесение изменений в Бюджетный кодекс, в изменяющие его федеральные законы и в иные акты бюджетного законодательства; распространение практики принятия временных бюджетно-правовых норм, заменяющих собой постоянное регулирование; стремительное нарастание бюджетно-правового массива, включающего в себя огромное количество актов, принимаемых в регионах и на местах; отсутствие единых законодательных подходов к проведению правовых экспериментов в бюджетной сфере <28> и т.п. негативно сказываются на уровне системности бюджетного права и бюджетного законодательства.
Статья: Самообложение как форма самоорганизации граждан
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Федеральный законодатель откликнулся на запрос представителей муниципального сообщества и внес коррективы в законодательство. Закон N 131-ФЗ был дополнен новой ст. 26.1 "Инициативные проекты" <16>.
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Федеральный законодатель откликнулся на запрос представителей муниципального сообщества и внес коррективы в законодательство. Закон N 131-ФЗ был дополнен новой ст. 26.1 "Инициативные проекты" <16>.