Новое в бюджетной отчетности за 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в бюджетной отчетности за 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ содержания и рекомендации по совершенствованию проекта ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность"
(Заика В.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)5. Дружиловская Э.С. Совершенствование правил формирования бухгалтерского баланса и отчета о финансовом положении коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора в системах РСБУ и МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 2. С. 9 - 20.
(Заика В.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)5. Дружиловская Э.С. Совершенствование правил формирования бухгалтерского баланса и отчета о финансовом положении коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора в системах РСБУ и МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 2. С. 9 - 20.
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
Нормативные акты
Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 N ИС-учет-23
<Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета>5. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также в деятельности организаций уточнена терминология Перечня. В частности, в позиции 268 термин "отчет о прибылях и убытках" заменен термином "отчет о финансовых результатах", термин "месячная" отчетность - термином "промежуточная" отчетность; в позиции 272 термин "отчет организации о выполнении перспективных (долговременных) целевых и текущих программ, планов" - термином "отчеты о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности организации"; в позиции 277 понятие "приложения к ним [первичным документам], зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей" заменено понятием "связанные с ними [первичными документами] оправдательные документы"; в позиции 282 документы "о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работе, в том числе проверке кассы, правильности взимания налогов и др." поименованы как документы "о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности"; в позиции 289 слова "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности" заменены словами "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета".
<Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета>5. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также в деятельности организаций уточнена терминология Перечня. В частности, в позиции 268 термин "отчет о прибылях и убытках" заменен термином "отчет о финансовых результатах", термин "месячная" отчетность - термином "промежуточная" отчетность; в позиции 272 термин "отчет организации о выполнении перспективных (долговременных) целевых и текущих программ, планов" - термином "отчеты о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности организации"; в позиции 277 понятие "приложения к ним [первичным документам], зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей" заменено понятием "связанные с ними [первичными документами] оправдательные документы"; в позиции 282 документы "о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работе, в том числе проверке кассы, правильности взимания налогов и др." поименованы как документы "о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности"; в позиции 289 слова "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности" заменены словами "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета".
Приказ Минфина России от 01.09.2021 N 120н
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2021 N 65208)4. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746):
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2021 N 65208)4. В федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746):
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<4> КМ по проверке исполнения Федерального закона о федеральном бюджете и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 - 2022 годы в Министерстве культуры Российской Федерации, ФГБУК "Государственный Эрмитаж"; КМ "Проверка расходования средств федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Реконструкция и реставрация с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного учреждения культуры "Политехнический музей" в 2019 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года".
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<4> КМ по проверке исполнения Федерального закона о федеральном бюджете и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 - 2022 годы в Министерстве культуры Российской Федерации, ФГБУК "Государственный Эрмитаж"; КМ "Проверка расходования средств федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Реконструкция и реставрация с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного учреждения культуры "Политехнический музей" в 2019 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года".
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)11. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)11. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормы об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности заменили собой нормы ст. 15 Закона 1996 г. "О бухгалтерском учете" об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности. Как предусматривалось в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормы об обязательном экземпляре бухгалтерской (финансовой) отчетности заменили собой нормы ст. 15 Закона 1996 г. "О бухгалтерском учете" об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности. Как предусматривалось в п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
Статья: Отчет за субсидии с условиями - новое извещение в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Если после рассмотрения отчетов по субсидиям учредитель выявил нецелевое использование средств и предъявил учреждению требование по их возврату в бюджет, это является новым фактом хозяйственной жизни, а не исправлением ошибок прошлых лет, поэтому корректировка ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений (бюджетной отчетности учредителя), не содержащей расчетов по таким требованиям, не осуществляется (см. Письмо Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Если после рассмотрения отчетов по субсидиям учредитель выявил нецелевое использование средств и предъявил учреждению требование по их возврату в бюджет, это является новым фактом хозяйственной жизни, а не исправлением ошибок прошлых лет, поэтому корректировка ранее представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений (бюджетной отчетности учредителя), не содержащей расчетов по таким требованиям, не осуществляется (см. Письмо Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Вопрос: Как в бухгалтерском учете организации отражается получение субсидий на возмещение недополученных доходов или финансирование расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
Статья: Непроизведенные активы: особенности признания и оценки в организациях бюджетной сферы
(Козменкова С.В., Маслова Т.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 21)На сегодняшний момент следует констатировать, что перевод учета организаций государственного сектора осуществляется быстрее, чем коммерческих и некоммерческих организаций, хотя начался этот процесс позднее, так как только с 2015 г. была поставлена цель сближения российского бухгалтерского (бюджетного) учета с международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора <5>. Для организаций бюджетной сферы издан целый ряд федеральных стандартов, подготовленных на основе международных стандартов для организаций государственного сектора (МСФО ОС), которые активно обсуждаются в научной и практической среде <6>, <7>. Так, с 2018 г. уже стали применяться пять федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, в 2019 г. - еще пять, в 2020 г. добавилось семь новых стандартов.
(Козменкова С.В., Маслова Т.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 21)На сегодняшний момент следует констатировать, что перевод учета организаций государственного сектора осуществляется быстрее, чем коммерческих и некоммерческих организаций, хотя начался этот процесс позднее, так как только с 2015 г. была поставлена цель сближения российского бухгалтерского (бюджетного) учета с международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора <5>. Для организаций бюджетной сферы издан целый ряд федеральных стандартов, подготовленных на основе международных стандартов для организаций государственного сектора (МСФО ОС), которые активно обсуждаются в научной и практической среде <6>, <7>. Так, с 2018 г. уже стали применяться пять федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, в 2019 г. - еще пять, в 2020 г. добавилось семь новых стандартов.
Статья: Обзор изменений в Инструкции N 191н, вступающих в силу с 1 июля 2023 года
(Гришакова О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Основная часть изменений в порядке составления бюджетной отчетности связана с применением СГС "Биологические активы" <2>. Напомним, данный Стандарт вступил в силу в 2022 году. При этом новые счета для учета биологических активов введены Приказом Минфина России от 21.12.2022 N 192н в Инструкцию N 157н <3> 12 апреля 2023 года и применяются с 2023 года.
(Гришакова О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Основная часть изменений в порядке составления бюджетной отчетности связана с применением СГС "Биологические активы" <2>. Напомним, данный Стандарт вступил в силу в 2022 году. При этом новые счета для учета биологических активов введены Приказом Минфина России от 21.12.2022 N 192н в Инструкцию N 157н <3> 12 апреля 2023 года и применяются с 2023 года.
Статья: Проблемные вопросы практического применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)6. Алексеева Г.И. Новые правила бухгалтерского учета арендных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 7. С. 9 - 27. URL: https://elibrary.ru/cafoii.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)6. Алексеева Г.И. Новые правила бухгалтерского учета арендных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. N 7. С. 9 - 27. URL: https://elibrary.ru/cafoii.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- нарушения <117> порядка отражения в учете обеспечения исполнения обязательств по контрактам привели к искажению показателей бюджетной отчетности за 2020 и 2022 годы на общую сумму 73 119,5 тыс. рублей, что является грубым нарушением требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- нарушения <117> порядка отражения в учете обеспечения исполнения обязательств по контрактам привели к искажению показателей бюджетной отчетности за 2020 и 2022 годы на общую сумму 73 119,5 тыс. рублей, что является грубым нарушением требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
Статья: Внесены поправки в стандарт ВФА "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности"
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 2)<1> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н.