Новая форма налогового уведомления
Подборка наиболее важных документов по запросу Новая форма налогового уведомления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15.11.2023 по делу N 33а-9730/2023 (УИД 22RS0015-01-2023-000680-27)
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по земельному налогу; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Административный ответчик, являясь собственником земельных участков, обязанность по уплате налога в добровольном порядке не исполнил.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Правовых оснований для признания представленных налоговым органом доказательств направления административному ответчику налоговых документов в электронной форме недопустимыми не имеется, порядок фиксации истребованных судом доказательств налоговым органом соблюден, таковые отвечают требованиям статей 60 - 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, отсутствие заявления ФИО1 о регистрации в системе "Личный кабинет налогоплательщика" само по себе не свидетельствует о нарушении налоговым органом порядка принудительного взыскания недоимки с учетом совокупности иных доказательств (смены пароля, входе в систему с использованием нового пароля, отсутствие заявления о необходимости получения налоговых уведомлений и требований на бумажном носителе). Оснований не доверять указанной информации у судебной коллегии не имеется.
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по земельному налогу; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Административный ответчик, являясь собственником земельных участков, обязанность по уплате налога в добровольном порядке не исполнил.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Правовых оснований для признания представленных налоговым органом доказательств направления административному ответчику налоговых документов в электронной форме недопустимыми не имеется, порядок фиксации истребованных судом доказательств налоговым органом соблюден, таковые отвечают требованиям статей 60 - 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, отсутствие заявления ФИО1 о регистрации в системе "Личный кабинет налогоплательщика" само по себе не свидетельствует о нарушении налоговым органом порядка принудительного взыскания недоимки с учетом совокупности иных доказательств (смены пароля, входе в систему с использованием нового пароля, отсутствие заявления о необходимости получения налоговых уведомлений и требований на бумажном носителе). Оснований не доверять указанной информации у судебной коллегии не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если организация решит изменить выбранный объект налогообложения на "доходы минус расходы", то, по разъяснению Минфина России, не позднее 31 декабря 2025 г. ей следует подать в налоговый орган новое уведомление о переходе на УСН по форме N 26.2-1, указав в нем объект налогообложения "доходы минус расходы" и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется (письмо Минфина России от 10.09.2020 N 03-11-06/2/79549).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если организация решит изменить выбранный объект налогообложения на "доходы минус расходы", то, по разъяснению Минфина России, не позднее 31 декабря 2025 г. ей следует подать в налоговый орган новое уведомление о переходе на УСН по форме N 26.2-1, указав в нем объект налогообложения "доходы минус расходы" и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется (письмо Минфина России от 10.09.2020 N 03-11-06/2/79549).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информацию о зарубежных счетах необходимо направлять в налоговый орган по новым формам уведомлений (01.07.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Информацию о зарубежных счетах необходимо направлять в налоговый орган по новым формам уведомлений (01.07.2024)
Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н
"О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6554)налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по форме N 09-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
"О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6554)налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по форме N 09-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
Статья: Учет курсовых разниц в 2022 - 2025 годах
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Дополнительно следует учесть, что Федеральным законом от 19.12.2022 N 523-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, согласно которым по выбору налогоплательщика отрицательные курсовые разницы, возникшие в 2022 году по не прекращенным по состоянию на 31.12.2022 требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, можно учесть на дату прекращения (исполнения) этих требований (обязательств). Налогоплательщику, принявшему решение о применении указанного порядка учета расходов, нужно в срок, установленный для подачи декларации по налогу на прибыль за налоговый период 2022 года, либо при подаче уточненной декларации за последний отчетный период 2022 года направить в налоговый орган уведомление в произвольной форме о принятии такого решения. При этом принятое налогоплательщиком решение не может быть изменено. Применение налогоплательщиком указанного порядка, повлекшее увеличение сумм авансовых платежей по налогу за отчетные периоды 2022 года, не приводит к начислению пеней за просрочку исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих авансовых платежей при условии уплаты налога за 2022 год не позднее установленного срока. Изложенное следует из нового пп. 6.2 п. 7 ст. 272 НК РФ.
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Дополнительно следует учесть, что Федеральным законом от 19.12.2022 N 523-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, согласно которым по выбору налогоплательщика отрицательные курсовые разницы, возникшие в 2022 году по не прекращенным по состоянию на 31.12.2022 требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, можно учесть на дату прекращения (исполнения) этих требований (обязательств). Налогоплательщику, принявшему решение о применении указанного порядка учета расходов, нужно в срок, установленный для подачи декларации по налогу на прибыль за налоговый период 2022 года, либо при подаче уточненной декларации за последний отчетный период 2022 года направить в налоговый орган уведомление в произвольной форме о принятии такого решения. При этом принятое налогоплательщиком решение не может быть изменено. Применение налогоплательщиком указанного порядка, повлекшее увеличение сумм авансовых платежей по налогу за отчетные периоды 2022 года, не приводит к начислению пеней за просрочку исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих авансовых платежей при условии уплаты налога за 2022 год не позднее установленного срока. Изложенное следует из нового пп. 6.2 п. 7 ст. 272 НК РФ.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Если вы решили изменить способ уплаты ежемесячных авансовых платежей, учтите: пункт 2 ст. 286 НК РФ обязывает налогоплательщика, решившего перейти с одного способа уплаты ежемесячных авансовых платежей на другой, уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на новый способ.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Если вы решили изменить способ уплаты ежемесячных авансовых платежей, учтите: пункт 2 ст. 286 НК РФ обязывает налогоплательщика, решившего перейти с одного способа уплаты ежемесячных авансовых платежей на другой, уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на новый способ.
Статья: ФНС утвердила новый Приказ с Правилами заполнения уведомлений
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Никакие исправления в бумажном уведомлении не допустимы. Если ошиблись, заполняйте новый бланк. Ручка должна быть с чернилами черного, фиолетового или синего цвета. Никаких красных и зеленых ручек. Текст вписывается в уведомления заглавными печатными символами.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Никакие исправления в бумажном уведомлении не допустимы. Если ошиблись, заполняйте новый бланк. Ручка должна быть с чернилами черного, фиолетового или синего цвета. Никаких красных и зеленых ручек. Текст вписывается в уведомления заглавными печатными символами.
Статья: Инновационные полномочия налоговых органов по урегулированию задолженности физических лиц и ее взысканию
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Целесообразно подвести итог изложенного. Так, по новым нормам алгоритм действий налогового органа должен быть следующим. Налоговый орган в установленные сроки выставляет и направляет налоговое уведомление в рамках статьи 52 НК РФ. При неисполнении совокупной обязанности до 1 декабря соответствующего года налоговый орган направляет требование в рамках статьей 69 и 70 НК РФ при наличии задолженности (отрицательном сальдо ЕНС) у налогоплательщика. Срок отправки требования - не позднее трех месяцев со дня появления отрицательного сальдо ЕНС (задолженности). Важно не забывать, что в 2023 году действуют увеличенные предельные сроки направления требований (до 6 месяцев). Также следует помнить, что если отрицательное сальдо ЕНС не превышает 3 000 рублей, то требование может быть направлено в течение года со дня формирования отрицательного сальдо (но это отельный случай, требующий самостоятельного изучения и расчета сроков при принудительном порядке взыскания).
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Целесообразно подвести итог изложенного. Так, по новым нормам алгоритм действий налогового органа должен быть следующим. Налоговый орган в установленные сроки выставляет и направляет налоговое уведомление в рамках статьи 52 НК РФ. При неисполнении совокупной обязанности до 1 декабря соответствующего года налоговый орган направляет требование в рамках статьей 69 и 70 НК РФ при наличии задолженности (отрицательном сальдо ЕНС) у налогоплательщика. Срок отправки требования - не позднее трех месяцев со дня появления отрицательного сальдо ЕНС (задолженности). Важно не забывать, что в 2023 году действуют увеличенные предельные сроки направления требований (до 6 месяцев). Также следует помнить, что если отрицательное сальдо ЕНС не превышает 3 000 рублей, то требование может быть направлено в течение года со дня формирования отрицательного сальдо (но это отельный случай, требующий самостоятельного изучения и расчета сроков при принудительном порядке взыскания).
Статья: Как заполнять уведомления об "имущественных" налогах организаций
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Если вы отправите в налоговую уведомление с ошибкой, нужно будет подать новый исправленный документ. По каким правилам это делается, зависит от вида ошибки, а ошибиться можно и в сумме налога, и в других реквизитах документа. Исправить нужно только те реквизиты, в которых допущена ошибка. Полностью повторять все указанные в ранее поданном уведомлении сведения не требуется. Форма уведомления позволяет вносить правильные данные об исчисленных налогах в текущее уведомление и не создавать отдельное.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 3)Если вы отправите в налоговую уведомление с ошибкой, нужно будет подать новый исправленный документ. По каким правилам это делается, зависит от вида ошибки, а ошибиться можно и в сумме налога, и в других реквизитах документа. Исправить нужно только те реквизиты, в которых допущена ошибка. Полностью повторять все указанные в ранее поданном уведомлении сведения не требуется. Форма уведомления позволяет вносить правильные данные об исчисленных налогах в текущее уведомление и не создавать отдельное.
Готовое решение: В каком порядке ИП платят земельный налог
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган проверит обоснованность перерасчета. Порядок и срок проверки установлены п. 8 ст. 362 НК РФ. Вам будет направлено уведомление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога либо сообщение об отказе в перерасчете. Если сумма ранее исчисленного налога изменилась, вместе с названным уведомлением вы получите новое налоговое уведомление.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган проверит обоснованность перерасчета. Порядок и срок проверки установлены п. 8 ст. 362 НК РФ. Вам будет направлено уведомление о перерасчете суммы ранее исчисленного налога либо сообщение об отказе в перерасчете. Если сумма ранее исчисленного налога изменилась, вместе с названным уведомлением вы получите новое налоговое уведомление.
Вопрос: В какой налоговый орган и в какой срок необходимо подать уведомления по формам ТС-2 и ТС-1 плательщику торгового сбора при смене адреса магазина?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Необходимо подать в налоговый орган (по старому адресу) уведомление по форме ТС-2 не позднее пяти дней с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности и представить в налоговый орган (по новому адресу) уведомление по форме ТС-1 не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Необходимо подать в налоговый орган (по старому адресу) уведомление по форме ТС-2 не позднее пяти дней с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности и представить в налоговый орган (по новому адресу) уведомление по форме ТС-1 не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Статья: Правовые позиции КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за I квартал 2023 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
Статья: Разъяснения ФНС об "НДФЛ-отчетах"
(Краснова А.Н.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Налоговый агент представляет новое уведомление, в котором указывает два обязательства:
(Краснова А.Н.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Налоговый агент представляет новое уведомление, в котором указывает два обязательства:
Статья: Курсовые разницы в 2022 г. и другие поправки в НК РФ
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Так, налогоплательщик может признавать отрицательные курсовые разницы, возникшие в 2022 г. по не прекращенным по состоянию на 31 декабря 2022 г. требованиям (обязательствам), в том числе по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств). Для использования такого варианта в срок, установленный для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2022 г. либо при подаче уточненной декларации за последний отчетный период 2022 г., нужно направить в налоговый орган уведомление в произвольной форме о принятии решения воспользоваться порядком, установленным подп. 6.2 п. 7 ст. 272 НК РФ. Принятое решение не может быть в последующем изменено.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Так, налогоплательщик может признавать отрицательные курсовые разницы, возникшие в 2022 г. по не прекращенным по состоянию на 31 декабря 2022 г. требованиям (обязательствам), в том числе по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств). Для использования такого варианта в срок, установленный для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2022 г. либо при подаче уточненной декларации за последний отчетный период 2022 г., нужно направить в налоговый орган уведомление в произвольной форме о принятии решения воспользоваться порядком, установленным подп. 6.2 п. 7 ст. 272 НК РФ. Принятое решение не может быть в последующем изменено.