Нотариальные действия главами
Подборка наиболее важных документов по запросу Нотариальные действия главами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Сельская местность
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исчерпывающий перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, определен статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии с п. 29 статьи 35 Основ нотариальное действие по удостоверению решения органов управления юридических лиц совершается только нотариусом. Нотариальное действие по удостоверению принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, совершается нотариусом по правилам, установленным Основами. Указанное нотариальное действие может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исчерпывающий перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, определен статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии с п. 29 статьи 35 Основ нотариальное действие по удостоверению решения органов управления юридических лиц совершается только нотариусом. Нотариальное действие по удостоверению принятия общим собранием участников общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, совершается нотариусом по правилам, установленным Основами. Указанное нотариальное действие может быть совершено любым нотариусом в пределах нотариального округа, в котором проводится собрание участников хозяйственного общества.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Оспаривание отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство наследника, своевременно принявшего наследство совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ, и представившего подтверждающие этот факт документы нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие, рассматривается по правилам, предусмотренным главой 37 ГПК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство наследника, своевременно принявшего наследство совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ, и представившего подтверждающие этот факт документы нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие, рассматривается по правилам, предусмотренным главой 37 ГПК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 53. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 53. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ
Статья: Оплата нотариальных действий и действий, связанных с нотариальными: актуальные проблемы правового регулирования
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2025, N 2)(1) предусмотрена обязательная нотариальная форма, устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 333.24 "Размер государственной пошлины за совершение нотариальных действий" главы 25.3 Налогового кодекса РФ);
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2025, N 2)(1) предусмотрена обязательная нотариальная форма, устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 333.24 "Размер государственной пошлины за совершение нотариальных действий" главы 25.3 Налогового кодекса РФ);
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Глава VIII. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Глава VIII. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 37. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ
(ред. от 31.07.2025)Глава 37. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ
Статья: Правовое регулирование нотариальных действий в странах ЕАЭС: общий сравнительный анализ
(Козлов Д.В.)
("Нотариус", 2021, N 4)Однако перечень нотариальных действий в Республике Беларусь оставлен открытым, поэтому возможность совершения таких действий может допускаться. Следует также отметить достаточно детальное прописывание порядка совершения каждого из нотариальных действий в специальных главах, что также нехарактерно для другого аналогичного законодательства. В Армении, Киргизии и Казахстане только наиболее важные (далеко не все) направления работы нотариуса выделяются в отдельных статьях.
(Козлов Д.В.)
("Нотариус", 2021, N 4)Однако перечень нотариальных действий в Республике Беларусь оставлен открытым, поэтому возможность совершения таких действий может допускаться. Следует также отметить достаточно детальное прописывание порядка совершения каждого из нотариальных действий в специальных главах, что также нехарактерно для другого аналогичного законодательства. В Армении, Киргизии и Казахстане только наиболее важные (далеко не все) направления работы нотариуса выделяются в отдельных статьях.
Статья: Совершенствование института нотариата как путь обновления современного российского общества
(Пещеров Г.И.)
("Нотариус", 2022, N 2)При наличии реальных преобразований в области нотариальной деятельности современной России все же сохраняется перечень неразрешенных проблем, которые не позволяют в полной мере реализовать принципы социального государства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Существующие законодательные акты в области нотариата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (N 43-ФЗ в ред. от 11.05.2020); проект федерального закона от 18 ноября 2011 г. "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ"; Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Минюста России N 78 от 16 апреля 2014 г.; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России от 19 января 2016 г.; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденная Приказом Минюста России N 97 от 6 июня 2017 г., и др.), преследующие создание благоприятных условий для нотариальных действий в стране, в большей части устарели, а в остальном не соответствуют чаяниям и надеждам современного российского общества <1>. Актуальность совершенствования законодательства в области нотариата обусловливается необходимостью модернизации политической, экономической и социальной сторон деятельности нотариусов <2>. Это не только увеличение доступности юридической помощи, цифровизация нотариальных услуг и реформа сферы оказания профессиональных юридических услуг и т.д., как преподносятся населению по СМИ, меры по модернизации нотариата. Даже создание в соответствии с Государственной программой небюджетной модели нотариата, на мой взгляд, не решит всего перечня существующих проблем. Уверен, возникнут новые в силу непродуманности предлагаемой новой модели. Представляется, что прежде всего необходимо разрабатывать такие законодательные акты в государстве в целом и в сфере нотариата в частности, которые бы свели к минимуму необходимость людей обращаться в нотариальные и судебные органы. Самая главная задача в государстве - это создавать такие законы, чтобы они напрямую решали всевозможные жизненные проблемы населения, не прибегая к помощи промежуточных институтов. Тогда всевозможные преобразования по упорядочению системы оказания квалифицированной юридической помощи, создание механизмов регулярного профессионального совершенствования и др. будут просто не нужны. Ведь предназначение и функции нотариата как полноценного института гражданского общества и заключаются в том, чтобы напрямую решать всевозможные проблемы населения, ликвидируя возможные споры и снижая при этом нагрузку на правоохранительную и судебную системы <3>. Складывается впечатление, что, прекратив колебания от латинской до англосаксонской системы, взяв за основу положительные моменты зарубежного нотариата и глубоко проанализировав исторические и национально-этнические особенности народов России, необходимо создать свою неповторимую систему нотариата, отвечающую потребностям населения многонациональной страны в современных условиях <4>, <5>.
(Пещеров Г.И.)
("Нотариус", 2022, N 2)При наличии реальных преобразований в области нотариальной деятельности современной России все же сохраняется перечень неразрешенных проблем, которые не позволяют в полной мере реализовать принципы социального государства в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Существующие законодательные акты в области нотариата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (N 43-ФЗ в ред. от 11.05.2020); проект федерального закона от 18 ноября 2011 г. "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ"; Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Минюста России N 78 от 16 апреля 2014 г.; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России от 19 января 2016 г.; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденная Приказом Минюста России N 97 от 6 июня 2017 г., и др.), преследующие создание благоприятных условий для нотариальных действий в стране, в большей части устарели, а в остальном не соответствуют чаяниям и надеждам современного российского общества <1>. Актуальность совершенствования законодательства в области нотариата обусловливается необходимостью модернизации политической, экономической и социальной сторон деятельности нотариусов <2>. Это не только увеличение доступности юридической помощи, цифровизация нотариальных услуг и реформа сферы оказания профессиональных юридических услуг и т.д., как преподносятся населению по СМИ, меры по модернизации нотариата. Даже создание в соответствии с Государственной программой небюджетной модели нотариата, на мой взгляд, не решит всего перечня существующих проблем. Уверен, возникнут новые в силу непродуманности предлагаемой новой модели. Представляется, что прежде всего необходимо разрабатывать такие законодательные акты в государстве в целом и в сфере нотариата в частности, которые бы свели к минимуму необходимость людей обращаться в нотариальные и судебные органы. Самая главная задача в государстве - это создавать такие законы, чтобы они напрямую решали всевозможные жизненные проблемы населения, не прибегая к помощи промежуточных институтов. Тогда всевозможные преобразования по упорядочению системы оказания квалифицированной юридической помощи, создание механизмов регулярного профессионального совершенствования и др. будут просто не нужны. Ведь предназначение и функции нотариата как полноценного института гражданского общества и заключаются в том, чтобы напрямую решать всевозможные проблемы населения, ликвидируя возможные споры и снижая при этом нагрузку на правоохранительную и судебную системы <3>. Складывается впечатление, что, прекратив колебания от латинской до англосаксонской системы, взяв за основу положительные моменты зарубежного нотариата и глубоко проанализировав исторические и национально-этнические особенности народов России, необходимо создать свою неповторимую систему нотариата, отвечающую потребностям населения многонациональной страны в современных условиях <4>, <5>.
Статья: О вопросах применения цифровых технологий в порядке наследования по завещанию
(Гасанов З.У.)
("Наследственное право", 2023, N 3)<5> Приказ Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" (ред. от 03.08.2009) // Российская газета. 2008. 11 января; 2009. 11 сентября.
(Гасанов З.У.)
("Наследственное право", 2023, N 3)<5> Приказ Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" (ред. от 03.08.2009) // Российская газета. 2008. 11 января; 2009. 11 сентября.
Статья: Обзор изменений в Правилах нотариального делопроизводства
(Куропацкая Е.Г.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)Был изменен порядок ведения реестров регистрации нотариальных действий (глава XII Правил) в части совершения нотариальных действий в электронном виде. Так, ведущиеся на бумажном носителе реестр регистрации нотариальных действий, реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе, и реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, используются в течение календарного года. Нотариус вправе вести одновременно один том реестра регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе, и один том реестра регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами. Каждому тому соответствующего реестра присваивается цифровой номер тома, по его окончании нотариус заводит следующий по порядку том (п. 167 Правил).
(Куропацкая Е.Г.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)Был изменен порядок ведения реестров регистрации нотариальных действий (глава XII Правил) в части совершения нотариальных действий в электронном виде. Так, ведущиеся на бумажном носителе реестр регистрации нотариальных действий, реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе, и реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, используются в течение календарного года. Нотариус вправе вести одновременно один том реестра регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе, и один том реестра регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами. Каждому тому соответствующего реестра присваивается цифровой номер тома, по его окончании нотариус заводит следующий по порядку том (п. 167 Правил).
Статья: Проблемы нотариата в правоохранительной системе России в современных условиях
(Пещеров Г.И.)
("Нотариус", 2021, N 1)<2> Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденная Приказом Минюста России N 97 от 6 июня 2017 г. // СПС "КонсультантПлюс"; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России от 19 января 2016 г. (ред. от 23.04.2019) // СПС "КонсультантПлюс"; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (ред. от 08.12.2020) // СПС "КонсультантПлюс"; Проект Федерального закона от 18 ноября 2011 г. "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ" // Российская газета. 2011. 18 ноября; Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 (ред. от 05.07.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
(Пещеров Г.И.)
("Нотариус", 2021, N 1)<2> Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденная Приказом Минюста России N 97 от 6 июня 2017 г. // СПС "КонсультантПлюс"; Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России от 19 января 2016 г. (ред. от 23.04.2019) // СПС "КонсультантПлюс"; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (ред. от 08.12.2020) // СПС "КонсультантПлюс"; Проект Федерального закона от 18 ноября 2011 г. "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ" // Российская газета. 2011. 18 ноября; Правила нотариального делопроизводства, утвержденные Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 (ред. от 05.07.2019) // СПС "КонсультантПлюс".