Носитель русского языка
Подборка наиболее важных документов по запросу Носитель русского языка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать при приеме на работу "безвизового" иностранца на основании патента
(КонсультантПлюс, 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 г. соответствующей комиссией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа (пп. 4 п. 1 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 г. соответствующей комиссией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа (пп. 4 п. 1 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К числу документов, подтверждающих владение русским языком, отнесено решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 года комиссией МВД России или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К числу документов, подтверждающих владение русским языком, отнесено решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 года комиссией МВД России или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 г. комиссией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
(КонсультантПлюс, 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26 октября 2023 г. комиссией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Итак, любое лицо, участвующее в деле, может заявить о том, что не владеет тем государственным языком, на котором ведется административное судопроизводство, в связи с этим нуждается в переводчике. Вполне обоснованным видится вопрос о том, как это заявление может быть проверено, чем оно может быть подтверждено. Так, О.Ю. Кузнецов полагает возможным указать на следующие "формализованные критерии, по которым легко установить, что участник процесса не владеет русским языком". Данный автор считает, что "гражданин не владеет русским языком, если он: не является гражданином России; не имеет общего или профессионального образования, полученного на русском языке; не является этническим носителем русского языка, то есть не идентифицирует себя с русским народом; не способен читать и писать по-русски" <1>. По сути, с этим можно согласиться, но формально подтвердить, например, отсутствие образования, полученного на русском языке, невозможно.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Итак, любое лицо, участвующее в деле, может заявить о том, что не владеет тем государственным языком, на котором ведется административное судопроизводство, в связи с этим нуждается в переводчике. Вполне обоснованным видится вопрос о том, как это заявление может быть проверено, чем оно может быть подтверждено. Так, О.Ю. Кузнецов полагает возможным указать на следующие "формализованные критерии, по которым легко установить, что участник процесса не владеет русским языком". Данный автор считает, что "гражданин не владеет русским языком, если он: не является гражданином России; не имеет общего или профессионального образования, полученного на русском языке; не является этническим носителем русского языка, то есть не идентифицирует себя с русским народом; не способен читать и писать по-русски" <1>. По сути, с этим можно согласиться, но формально подтвердить, например, отсутствие образования, полученного на русском языке, невозможно.
Ситуация: Как получить разрешение на временное проживание в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26.10.2023 комиссией МВД России или его территориального органа.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26.10.2023 комиссией МВД России или его территориального органа.
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Обострение существующих угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, распространением эпидемий, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами (в частности, COVID-19), осложнение демографической ситуации в России в сочетании с внутренними приоритетами Российского государства: необходимость привлечения граждан иностранных государств для восполнения численности населения и экономического роста страны, создание условий для их успешной интеграции в российское общество и адаптации к новым реалиям, соблюдение баланса интересов коренного населения и мигрантов, поддержание национальной безопасности - формируют серьезные задачи, эффективность решения которых зависит от тщательно продуманной миграционной политики, точной и ясной позиции законодателя в единстве с отлаженными механизмами контроля за пребыванием иностранных гостей в стране приема. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркивает, что "Россия нуждается в притоке новых граждан. Не только в повышении рождаемости внутри страны, но и в привлечении людей из-за границы. Конечно, если речь идет о наших соотечественниках, носителях русского языка, русской культуры, мы вдвойне, втройне заинтересованы в притоке таких людей, которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова". Кроме того, по его словам, экономике страны уже не хватает рабочих рук, а скоро этот дефицит станет еще заметнее, что "становится реальным, серьезным ограничителем экономического роста в стране" <1>. По мнению некоторых исследователей, миграция способна увеличивать масштабы экономики, приводя к созданию новых рабочих мест, причем конкуренция иностранцев и местного населения скорее миф ввиду занятия мигрантами определенного сегмента рынка труда, контроль же в сфере миграции должен осуществляться не бездумным выстраиванием барьеров, а способностью принять и создать все необходимое для работы <2>.
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Обострение существующих угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, распространением эпидемий, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами (в частности, COVID-19), осложнение демографической ситуации в России в сочетании с внутренними приоритетами Российского государства: необходимость привлечения граждан иностранных государств для восполнения численности населения и экономического роста страны, создание условий для их успешной интеграции в российское общество и адаптации к новым реалиям, соблюдение баланса интересов коренного населения и мигрантов, поддержание национальной безопасности - формируют серьезные задачи, эффективность решения которых зависит от тщательно продуманной миграционной политики, точной и ясной позиции законодателя в единстве с отлаженными механизмами контроля за пребыванием иностранных гостей в стране приема. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркивает, что "Россия нуждается в притоке новых граждан. Не только в повышении рождаемости внутри страны, но и в привлечении людей из-за границы. Конечно, если речь идет о наших соотечественниках, носителях русского языка, русской культуры, мы вдвойне, втройне заинтересованы в притоке таких людей, которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова". Кроме того, по его словам, экономике страны уже не хватает рабочих рук, а скоро этот дефицит станет еще заметнее, что "становится реальным, серьезным ограничителем экономического роста в стране" <1>. По мнению некоторых исследователей, миграция способна увеличивать масштабы экономики, приводя к созданию новых рабочих мест, причем конкуренция иностранцев и местного населения скорее миф ввиду занятия мигрантами определенного сегмента рынка труда, контроль же в сфере миграции должен осуществляться не бездумным выстраиванием барьеров, а способностью принять и создать все необходимое для работы <2>.
Статья: Языковая политика в интересах поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Языковая политика в интересах поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан требует учета как минимум двух факторов при ее формировании: необходимости сохранения и защиты национальных культуры и языка как основы формирования национальной идентичности, укрепления общероссийской гражданской идентичности, позволяющей гражданину России осознать себя россиянином. Ее принципами можно назвать защиту прав граждан России в области культуры и языка, содействие развитию и сохранению национальных языков и культур каждого народа России, адаптацию мигрантов к языку и культуре принимающего сообщества, защиту языковых прав соотечественников за рубежом, укрепление русского языка как основного элемента общероссийской гражданской идентичности. Вместе с тем в структуре языковой политики можно также обозначить и наиболее "чувствительные" (социально значимые) точки направлений ее реализации: поддержку языков и культур коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиту литературной формы русского языка и расширение изучения его старых форм заинтересованными носителями русского языка как родного языка, поддержку механизмов изучения родного языка национальными меньшинствами. Таким способом "языковая картина" России станет отражать всю палитру социальных запросов российского общества и каждого его гражданина в естественном стремлении сохранить и поддержать как национальные традиции, культуру, язык, так и связывающие нас всех в единый многонациональный народ российскую культуру и государственный язык всей Российской Федерации.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Языковая политика в интересах поддержания культурной и национальной идентичности российских граждан требует учета как минимум двух факторов при ее формировании: необходимости сохранения и защиты национальных культуры и языка как основы формирования национальной идентичности, укрепления общероссийской гражданской идентичности, позволяющей гражданину России осознать себя россиянином. Ее принципами можно назвать защиту прав граждан России в области культуры и языка, содействие развитию и сохранению национальных языков и культур каждого народа России, адаптацию мигрантов к языку и культуре принимающего сообщества, защиту языковых прав соотечественников за рубежом, укрепление русского языка как основного элемента общероссийской гражданской идентичности. Вместе с тем в структуре языковой политики можно также обозначить и наиболее "чувствительные" (социально значимые) точки направлений ее реализации: поддержку языков и культур коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиту литературной формы русского языка и расширение изучения его старых форм заинтересованными носителями русского языка как родного языка, поддержку механизмов изучения родного языка национальными меньшинствами. Таким способом "языковая картина" России станет отражать всю палитру социальных запросов российского общества и каждого его гражданина в естественном стремлении сохранить и поддержать как национальные традиции, культуру, язык, так и связывающие нас всех в единый многонациональный народ российскую культуру и государственный язык всей Российской Федерации.
Ситуация: Как иностранцу получить патент на работу в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26.10.2023 комиссией МВД РФ или его территориального органа;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)решение о признании носителем русского языка, принятое до 26.10.2023 комиссией МВД РФ или его территориального органа;
Статья: Теоретико-правовые подходы к определению понятия "электронное правительство"
(Лавицкая М.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Следует осознавать, что в нашем государстве в доктринальном сообществе не только отсутствует единое воспринятое всеми исследователями определение дефиниции "электронное правительство" в части его семантического проявления, но нет даже единства в его графическом оформлении: в части научных работ написание происходит через закавычивание этого терминологического сочетания, другие авторы такой прием не используют. Это происходит по нескольким причинам, не последнее место из них занимают филологические особенности этой дефиниции, которая представляет собой неологизм, несмотря на активное использование в лексиконе носителей русского языка обоих слов, составляющих это терминологическое сочетание. В работах некоторых ученых <5> указывается не только на его метонимичность, но и на отнесение обоих этих слов ("электронное" и "правительство") к разным сферам лингвистической действительности (технической и социальной), что существенно затрудняет его филологическую характеристику. Однако с филологической точки зрения этот термин, по-видимому, можно отнести к фразеологическим сочетаниям, а не к сращениям или единствам, как это делают исследователи, употребляющие эту дефиницию в кавычках.
(Лавицкая М.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Следует осознавать, что в нашем государстве в доктринальном сообществе не только отсутствует единое воспринятое всеми исследователями определение дефиниции "электронное правительство" в части его семантического проявления, но нет даже единства в его графическом оформлении: в части научных работ написание происходит через закавычивание этого терминологического сочетания, другие авторы такой прием не используют. Это происходит по нескольким причинам, не последнее место из них занимают филологические особенности этой дефиниции, которая представляет собой неологизм, несмотря на активное использование в лексиконе носителей русского языка обоих слов, составляющих это терминологическое сочетание. В работах некоторых ученых <5> указывается не только на его метонимичность, но и на отнесение обоих этих слов ("электронное" и "правительство") к разным сферам лингвистической действительности (технической и социальной), что существенно затрудняет его филологическую характеристику. Однако с филологической точки зрения этот термин, по-видимому, можно отнести к фразеологическим сочетаниям, а не к сращениям или единствам, как это делают исследователи, употребляющие эту дефиницию в кавычках.
Статья: Вопросы приобретения и прекращения гражданства в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Также в данной связи можно определить такое направление развития России, как защита русскоязычного населения, которое остро встало именно в процессе вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов. Таким образом, был принят Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, который обусловил включение в Закон о гражданстве такой категории лиц, на которых распространятся упрощенный порядок приобретения гражданства (пятилетний срок проживания, наличие заявления об отказе от гражданства иного государства, владение русским языком по итогам экзамена), как носители русского языка.
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Также в данной связи можно определить такое направление развития России, как защита русскоязычного населения, которое остро встало именно в процессе вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов. Таким образом, был принят Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, который обусловил включение в Закон о гражданстве такой категории лиц, на которых распространятся упрощенный порядок приобретения гражданства (пятилетний срок проживания, наличие заявления об отказе от гражданства иного государства, владение русским языком по итогам экзамена), как носители русского языка.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При установлении семантического значения соответствующего обозначения необходимо также учитывать, во-первых, то, что значение слов для целей применения статьи 1483 ГК РФ определяется для адресной группы потребителей (которыми в данном случае в отношении ряда товаров и услуг являются потребители строительных материалов), во-вторых, то, что в сложных словах значение одного корня не может рассматриваться в отрыве от значения другого корня, и, в-третьих, то, что это значение определяется среди носителей русского языка.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При установлении семантического значения соответствующего обозначения необходимо также учитывать, во-первых, то, что значение слов для целей применения статьи 1483 ГК РФ определяется для адресной группы потребителей (которыми в данном случае в отношении ряда товаров и услуг являются потребители строительных материалов), во-вторых, то, что в сложных словах значение одного корня не может рассматриваться в отрыве от значения другого корня, и, в-третьих, то, что это значение определяется среди носителей русского языка.
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2. Бабурина В.Л. Признание носителем русского языка как правовое основание приобретения российского гражданства в упрощенном порядке / В.Л. Бабурина // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 22 - 25.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2. Бабурина В.Л. Признание носителем русского языка как правовое основание приобретения российского гражданства в упрощенном порядке / В.Л. Бабурина // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 22 - 25.