Нормы времени архив
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы времени архив (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Копия доверенности представителя федерального органа исполнительной власти на обжалование судебного акта заверяется в соответствии с требованиями ГОСТов
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПримечание. Вывод суда сделан на основании п. 5 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ. В настоящее время нормы об удостоверении доверенности содержатся в ст. 185.1 ГК РФ. В обоснование позиции суд сослался на пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", который утратил силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Суд также сослался на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", который утратил силу с 01.07.2018. В настоящее время норма о заверении копии документа содержится в п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года
Применимые нормы: ст. 185.1 ГК РФ, ст. ст. 53, 54 ГПК РФПримечание. Вывод суда сделан на основании п. 5 ст. 185 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ. В настоящее время нормы об удостоверении доверенности содержатся в ст. 185.1 ГК РФ. В обоснование позиции суд сослался на пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", который утратил силу. В настоящее время аналогичная норма содержится в пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Суд также сослался на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", который утратил силу с 01.07.2018. В настоящее время норма о заверении копии документа содержится в п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2025 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательное регулирование сферы делопроизводства: факторы и задачи
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Исходя из полномочий Федерального архивного агентства России, наиболее значимой является контрольная функция, потому что именно в соответствии с ней становятся эффективными любые действия в области регулирования системы делопроизводства на государственном уровне. В частности, без ее применения становится маловероятным последовательное внедрение в практическую деятельность локальных нормативных актов в рассматриваемой сфере. В настоящее время Федеральное архивное агентство реализует свои контрольно-надзорные функции главным образом в области соблюдения норм законодательства об архивном деле. Однако представляется совершенно очевидным, что предметная сфера, регулируемая Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации" и регламентируемая подзаконными по отношению к нему документами, является конечной точкой процесса работы любых организаций и учреждений в сфере документирования их деятельности.
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Исходя из полномочий Федерального архивного агентства России, наиболее значимой является контрольная функция, потому что именно в соответствии с ней становятся эффективными любые действия в области регулирования системы делопроизводства на государственном уровне. В частности, без ее применения становится маловероятным последовательное внедрение в практическую деятельность локальных нормативных актов в рассматриваемой сфере. В настоящее время Федеральное архивное агентство реализует свои контрольно-надзорные функции главным образом в области соблюдения норм законодательства об архивном деле. Однако представляется совершенно очевидным, что предметная сфера, регулируемая Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации" и регламентируемая подзаконными по отношению к нему документами, является конечной точкой процесса работы любых организаций и учреждений в сфере документирования их деятельности.
Статья: Акт о выделении документов к уничтожению
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Главное в вашей ситуации - соблюдение нормативных сроков хранения по действующему в настоящее время Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236; далее - Перечень 2019 года).
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)Главное в вашей ситуации - соблюдение нормативных сроков хранения по действующему в настоящее время Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236; далее - Перечень 2019 года).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Доказательств, свидетельствующих о возможном использовании спорных помещений религиозной организацией с нарушением законодательных норм, не представлено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Доказательств, свидетельствующих о возможном использовании спорных помещений религиозной организацией с нарушением законодательных норм, не представлено.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)12. Кодекс Российской Федерации о культуре, определяющий основы государственной политики, административно-правового регулирования, административно-правовой охраны и защиты в сфере культуры, в том числе вопросы осуществления государственного контроля (надзора) и обеспечения безопасности в указанной сфере. В данном кодексе представляется возможным систематизировать на основе положений действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре содержащиеся в настоящее время в различных федеральных законах разрозненные правовые нормы, регулирующие такие сферы культурной деятельности, как архивное, библиотечное, музейное дело, охрана памятников истории и культуры.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)12. Кодекс Российской Федерации о культуре, определяющий основы государственной политики, административно-правового регулирования, административно-правовой охраны и защиты в сфере культуры, в том числе вопросы осуществления государственного контроля (надзора) и обеспечения безопасности в указанной сфере. В данном кодексе представляется возможным систематизировать на основе положений действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре содержащиеся в настоящее время в различных федеральных законах разрозненные правовые нормы, регулирующие такие сферы культурной деятельности, как архивное, библиотечное, музейное дело, охрана памятников истории и культуры.
Статья: Формы кадровых приказов: что обязательно должен учитывать кадровик
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В одно дело объединяют приказы с одинаковым сроком хранения. Общепринято деление приказов на группы "по личному составу", "по основной деятельности", "по административно-хозяйственной деятельности". Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения. В настоящее время сроки хранения документов установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В одно дело объединяют приказы с одинаковым сроком хранения. Общепринято деление приказов на группы "по личному составу", "по основной деятельности", "по административно-хозяйственной деятельности". Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения. В настоящее время сроки хранения документов установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
Статья: О сроках хранения документов в нормативных правовых актах
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Предполагается создание единой общедоступной базы для определения сроков хранения документов. Для разработчиков нормативных правовых актов зачастую отпадет необходимость указывать в них сроки хранения документов, уже внесенных в Реестр, что позволит избежать как дублирования, так и несоответствия сроков хранения в нормативных правовых актах. Однако необходима дальнейшая разработка методов анализа видового состава документов на основании базы данных Реестра. В настоящее время законопроект, в соответствии с которым предполагается внесение соответствующих изменений в ФЗ "Об архивном деле", находится на рассмотрении в Государственной Думе <16>. Системный подход позволит Росархиву и Центральной экспертно-проверочной комиссии гармонизировать нормы законодательства, определяющие сроки хранения, и усовершенствовать методику установления сроков хранения новых видов документов.
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Предполагается создание единой общедоступной базы для определения сроков хранения документов. Для разработчиков нормативных правовых актов зачастую отпадет необходимость указывать в них сроки хранения документов, уже внесенных в Реестр, что позволит избежать как дублирования, так и несоответствия сроков хранения в нормативных правовых актах. Однако необходима дальнейшая разработка методов анализа видового состава документов на основании базы данных Реестра. В настоящее время законопроект, в соответствии с которым предполагается внесение соответствующих изменений в ФЗ "Об архивном деле", находится на рассмотрении в Государственной Думе <16>. Системный подход позволит Росархиву и Центральной экспертно-проверочной комиссии гармонизировать нормы законодательства, определяющие сроки хранения, и усовершенствовать методику установления сроков хранения новых видов документов.
Статья: Как составить справку для работника
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Справка - документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Такое определение известно со времен Единой государственной системы делопроизводства (М., 1974) и в настоящее время встречается в ряде ведомственных нормативных правовых актов <1>, а также фактически подтверждается современным словарем видов и разновидностей документов <2>. Правда, данный словарь фиксирует документирование фактов и событий (похожую сферу применения) с помощью записок (аналитических), сводок, информации, сведений и даже обзоров, в которых тем не менее прослеживаются общность цели создания документа и его функционального назначения. А некоторые особенности оформления (например, архивная справка, историческая справка к документам архивного фонда, справка о работе с обращениями граждан и др.) зависят от систем и подсистем документации, в которых так или иначе составляются и оформляются эти справки.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Справка - документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий. Такое определение известно со времен Единой государственной системы делопроизводства (М., 1974) и в настоящее время встречается в ряде ведомственных нормативных правовых актов <1>, а также фактически подтверждается современным словарем видов и разновидностей документов <2>. Правда, данный словарь фиксирует документирование фактов и событий (похожую сферу применения) с помощью записок (аналитических), сводок, информации, сведений и даже обзоров, в которых тем не менее прослеживаются общность цели создания документа и его функционального назначения. А некоторые особенности оформления (например, архивная справка, историческая справка к документам архивного фонда, справка о работе с обращениями граждан и др.) зависят от систем и подсистем документации, в которых так или иначе составляются и оформляются эти справки.
Статья: Нормативное регулирование экспертизы ценности электронных документов
(Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)В течение XX века шел процесс формирования системы типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения. В настоящее время отдельные сроки хранения документов органов власти всех уровней, государственных и коммерческих организаций закреплены в том числе и законодательно, а также в ряде нормативных правовых актов. Так, например, некоторые сроки ведомственного хранения документов установлены Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации". Однако основными документами, применяемыми в процессе экспертизы электронных документов (наравне с бумажными), являются перечни, разработанные и утвержденные приказами Федеральной архивной службы России <7>.
(Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)В течение XX века шел процесс формирования системы типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков хранения. В настоящее время отдельные сроки хранения документов органов власти всех уровней, государственных и коммерческих организаций закреплены в том числе и законодательно, а также в ряде нормативных правовых актов. Так, например, некоторые сроки ведомственного хранения документов установлены Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации". Однако основными документами, применяемыми в процессе экспертизы электронных документов (наравне с бумажными), являются перечни, разработанные и утвержденные приказами Федеральной архивной службы России <7>.
Статья: Сравнительное правоведение и установление содержания норм иностранного права в условиях современных вызовов
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Среди прочих способов установления содержания норм иностранного права хотелось бы остановиться на возможности суда делать это самостоятельно, которая вытекает из положений п. 1 и п. 2 ст. 1191 ГК РФ. Так, суд может использовать любые достоверные сведения об иностранном праве, официальном толковании, практике применения норм права и доктрине в соответствующем иностранном государстве. В том числе такие сведения могут находиться в открытых интернет-источниках. Например, legifrance.fr является официальным веб-сайтом правительства Франции для публикации законодательства, подзаконных актов и правовой информации; legislation.gov.uk - официальный источник законодательства Великобритании, содержащий нормативные правовые акты с 1267 г. по настоящее время и администрируемый Национальным архивом от имени правительства Великобритании.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Среди прочих способов установления содержания норм иностранного права хотелось бы остановиться на возможности суда делать это самостоятельно, которая вытекает из положений п. 1 и п. 2 ст. 1191 ГК РФ. Так, суд может использовать любые достоверные сведения об иностранном праве, официальном толковании, практике применения норм права и доктрине в соответствующем иностранном государстве. В том числе такие сведения могут находиться в открытых интернет-источниках. Например, legifrance.fr является официальным веб-сайтом правительства Франции для публикации законодательства, подзаконных актов и правовой информации; legislation.gov.uk - официальный источник законодательства Великобритании, содержащий нормативные правовые акты с 1267 г. по настоящее время и администрируемый Национальным архивом от имени правительства Великобритании.
Статья: Как группировать приказы в дела?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Такие приказы упоминались в разное время в нормативных актах, устанавливавших сроки хранения.
Статья: К вопросу о нотариате и современном цифровом искусстве
(Михайлова А.С.)
("Нотариус", 2022, N 2)Не меньшую остроту приобрел вопрос подлинности цифровых произведений. Смысл дискуссии ярко проявляется именно в тех случаях, когда мы говорим о произведении как о созданном, хранимом и пересылаемом посредством цифровых технологий. Так, с легкой руки представителей "вебизма" в науке стали говорить о том, что цифровое искусство характеризуется "множественностью оригиналов" <12>, чаще приводить мнение, что "цифровое искусство дискредитирует концепцию "подлинности", доводя воспроизводимость до невиданных масштабов" <13>. Однако поиск методов установления оригинала (изначального файла) все же имеет место. Д.Ю. Некрасов отмечает, что "существует техническая возможность определения подлинника... используя особенности цифровых изобразительных форматов: размер в пикселях, разрешение на дюйм, наличие слоев... и т.д." <14>, следовательно, "обладатель цифрового изображения большого размера (в пикселях) может называться автором или обладателем подлинника" <15>. В целом вопрос о соотношении оригинала (подлинника), реплики произведения (или авторского повтора) с репродукцией, копией, о тиражировании, его возможностях и пределах является не новым и будет острее вставать каждый раз, как только будут меняться технологии, позволяя выполнять операции, которые было сложно или невозможно выполнить ранее. В конечном счете важна золотая середина в сочетании параметров копируемости с сохранением качества и требования уникальности. Любое произведение искусства представляет собой реальный мир, преломленный через личность творца, что выражается в художественном образе, отраженном в самом произведении; именно поэтому всегда будет спрос и на оригинал, авторский повтор или наиболее раннюю копию. Скорее всего, и цифровое искусство этого не избежит, активно развиваясь и становясь объектом пристального внимания музеев, галерей и частных коллекционеров. Даже если и они перейдут отчасти в цифровой формат деятельности, вопрос о поиске уникальных произведений и о желании владеть подлинником, сохраняющим следы, пусть даже и "технического", прикосновения автора, останутся. Видимо, запрос общества на это уже есть, иначе бы не вставал вопрос о необходимости учета объема файла и подсчета пикселей (все чаще говорят о возможностях маркировки <16> цифровых произведений). Тем не менее возникает вопрос: а достаточно ли этого? С нашей точки зрения, большой простор возможностей открывает именно нотариат: как для самого автора, так и для потенциальных покупателей его произведений (в особенности, если это музеи, галереи, коллекционеры, вносящие инвестиции в предметы современного искусства и "открывающие новые имена"), а также для самого нотариата. В научной литературе уже обозначена точка зрения (в частности, А.В. Незнамовым <17>) о необходимости развития нотариального депонирования произведений искусства. Многочисленные нормы Основ законодательства о нотариате говорят в пользу участия нотариуса в этой сфере правоотношений: возможность удостоверения сделок, в том числе посредством цифровых технологий; наличие депозита нотариуса; возможность принятия на хранение документов (особая актуальность связана с появлением цифрового архива); свидетельствование верности копии; свидетельствование подлинности подписи; удостоверение равнозначности документов; удостоверение времени предъявления документов; обеспечение доказательств; нормы, закрепляющие особую силу нотариального акта, и проч. Соответственно, эту точку зрения мы можем поддержать. Полагаем, что депонирование может быть особенно актуально для цифровых произведений. Этому будет только способствовать переход нотариусов на электронный документооборот. Возвращаясь к тиражируемости цифровых произведений искусства, вспомним такой вид графики, как эстамп (от фр. "отпечаток"). Он предполагает тиражирование, при котором печатную форму (например, травленую азотной кислотой металлическую пластину с базовым изображением) создает сам художник, а тираж имеет особенность: считается, что происходит тиражирование подлинников. Каждый отпечатанный экземпляр-оттиск подписывается художником, и на нем проставляются маркировки: "сигнатура" - цифры в дроби, указывающие общее количество экземпляров тиража, а также порядковый номер каждого оттиска в этом тираже; "состояние" - отражает поправки, которые художник внес после печати некоторого количества экземпляров; также могут быть и иные отметки, например, "А.Р." или "Е.А." - оттиск сделан рукой автора, "sculp." или "grav." - указывает на имя гравера, выполнившего эстамп по рисунку другого художника, "inv." - автор (несложно заметить, что даже при классическом эстампе не всегда работы выполнены одной рукой, при больших тиражах явной становится фигура печатника); "ВАТ" - эталон для тиража, "Н.С." - оттиск вне тиража и др. Обозначения важны для коллекционеров. Мастера современного эстампа отмечают стремление коллекционеров приобрести первый оттиск (заметим, считается, что сама матрица должна уничтожаться). Мы не будем спорить о том, что принципиально отличает, а что роднит классический эстамп и цифровые произведения, но позаимствовать принцип, изобретенный веками ранее, можно применительно к современным технологиям, в частности, посредством услуг нотариуса. Нотариальное депонирование автором своего произведения позволит зафиксировать такие факты, как место и дата предъявления произведения, имя лица, объявляющего себя автором, а в случае с цифровым произведением нотариусу на хранение может быть предъявлен цифровой экземпляр (один может оставаться у автора, а второй в деле у нотариуса с описью сопоставления его с первым экземпляром, тем самым оба они будут являться условно контрольными). В ряде случаев традиционное искусство предполагает возможность внесения авторских изменений в работу, но и цифровое искусство тоже не может лишить автора возможности внести корректив в имеющийся у него оригинал. Уже депонировавшему свое произведение автору будет проще юридически зафиксировать изменения, повторно обратившись к нотариусу. Все это обеспечит доказательственную базу в случае возникновения спора (для подтверждения права на произведение любому иному лицу придется доказывать, что оно было создано именно им и ранее зафиксированной даты). Право осуществлять такое депонирование <18> или нет должно оставаться за автором и быть сугубо добровольным. Если автор все-таки воспользовался им, то, несомненно, получит повышенную степень защиты своих прав и законных интересов, даже разместив произведение в Интернете, установив "открытый тираж" с дальнейшим свободным распространением произведения, либо разместив его на определенных сайтах с допустимостью скачивания только из их системы. Полагаем, это может быть выгодно художнику, так как за счет массовости распространения экземпляров осуществляется реклама автора и увеличивается сумма его дохода. Выбрать такой вариант он должен иметь право. При этом нотариальные услуги могут предполагать более широкий спектр возможностей. Помимо первоначального основного депонирования (заявленный автор, дата, место предъявления, контрольный экземпляр), можно обеспечить "ограниченный тираж". Например, посредством передачи автором нотариусу цифровых носителей с экземпляром произведения (точно лимитированного количества) или же с установлением при депонировании условия о том, какое именно количество экземпляров может быть отчуждено посредством электронной системы нотариата (более того, даже все эти действия могут осуществляться сугубо в цифровом, удаленном формате, посредством пересылки по защищенным каналам связи и с использованием электронной подписи как нотариусом, так и отправителем, и даже покупателем произведения или же лицом, которое приобретает право только на экспонирование, что тоже проконтролировать станет проще). Далее вопрос чисто технический, потому что каждый отчуждаемый экземпляр сможет иметь уникальный пронумерованный электронный и (или) бумажный сертификат с указанием автора, места и даты депонирования, нотариальной конторы, которой был принят на хранение контрольный экземпляр цифрового произведения (позволяющий сличить с ним каждый тиражный экземпляр). Более того, в таком сертификате можно описать произведение (его характеристики) и обозначить существенные требования. Например, указать, что произведение может быть использовано только для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не может быть использовано в рекламе и проч. Если оно приобретается для дальнейшего экспонирования (музеем, галереей, коллекционером), то целесообразно установить особо значимые параметры, например технические требования к монитору, на котором произведение может отображаться. Условия экспонирования важны <19> для цифровых произведений так же, как и для традиционных. От них зависит восприятие публикой художественного образа. Этот фактор может быть использован в недобросовестной конкурентной борьбе. Аналогичные возможности могут быть предоставлены и для цифровых произведений, имеющих (или предполагающих) овеществленный результат, создаваемый посредством выведения в печать при помощи специального устройства, например принтера, в том числе трехмерного. В свидетельстве можно четко определить, каковы должны быть условия печати (используемые материалы - вид холста или бумаги, тип и качество краски, характеристики принтера, формат печати и проч.), максимально гарантирующие результат. Разумно обозначить, что при несоблюдении условий экземпляр не будет являться тиражным. Тиражные экземпляры могут предполагать, что их выполнит иное лицо, а могут быть выполнены самим автором и переданы на специализированное хранение или хранимы самостоятельно, но иметь нотариальные сертификаты с соответствующей "привязкой" к каждому из воспроизведенных экземпляров (проставленной защитной меткой). Может показаться, что от автора при воспроизведении экземпляра требуется лишь нажатие на кнопку принтера. Однако это не так. Автор при самостоятельном воспроизведении подтверждает, что конечный вид произведения соответствует его первоначальному замыслу. Такие экземпляры во все времена, независимо от средств воплощения, ценимы. Более того, следует отметить, что современное распространение цифровых произведений зачастую связано с блокчейн-технологиями (смарт-контракт, криптовалюты, токены). В этой связи справедливо замечание К.А. Корсика и А.А. Парфенчиковой: "Предположение, что электронные технологии сами по себе способны обеспечить равную и эффективную защиту... на практике показало свою несостоятельность" <20>. Создание системы, аналогичной блокчейн, но на внутригосударственном уровне, с возможностью гарантировать определенность ее юрисдикции, возможностью отследить всю цепочку отношений собственности (в любом случае такие отношения - это "фундамент" системы), с возможностью регулирования ответственности в рамках системы, обеспечения участия нотариата как института, действующего от имени Российской Федерации, является приоритетным. Таким образом, перспективы нотариата в развитии отношений сферы современного цифрового искусства обширны и требуют дальнейшего более глубокого, детального исследования.
(Михайлова А.С.)
("Нотариус", 2022, N 2)Не меньшую остроту приобрел вопрос подлинности цифровых произведений. Смысл дискуссии ярко проявляется именно в тех случаях, когда мы говорим о произведении как о созданном, хранимом и пересылаемом посредством цифровых технологий. Так, с легкой руки представителей "вебизма" в науке стали говорить о том, что цифровое искусство характеризуется "множественностью оригиналов" <12>, чаще приводить мнение, что "цифровое искусство дискредитирует концепцию "подлинности", доводя воспроизводимость до невиданных масштабов" <13>. Однако поиск методов установления оригинала (изначального файла) все же имеет место. Д.Ю. Некрасов отмечает, что "существует техническая возможность определения подлинника... используя особенности цифровых изобразительных форматов: размер в пикселях, разрешение на дюйм, наличие слоев... и т.д." <14>, следовательно, "обладатель цифрового изображения большого размера (в пикселях) может называться автором или обладателем подлинника" <15>. В целом вопрос о соотношении оригинала (подлинника), реплики произведения (или авторского повтора) с репродукцией, копией, о тиражировании, его возможностях и пределах является не новым и будет острее вставать каждый раз, как только будут меняться технологии, позволяя выполнять операции, которые было сложно или невозможно выполнить ранее. В конечном счете важна золотая середина в сочетании параметров копируемости с сохранением качества и требования уникальности. Любое произведение искусства представляет собой реальный мир, преломленный через личность творца, что выражается в художественном образе, отраженном в самом произведении; именно поэтому всегда будет спрос и на оригинал, авторский повтор или наиболее раннюю копию. Скорее всего, и цифровое искусство этого не избежит, активно развиваясь и становясь объектом пристального внимания музеев, галерей и частных коллекционеров. Даже если и они перейдут отчасти в цифровой формат деятельности, вопрос о поиске уникальных произведений и о желании владеть подлинником, сохраняющим следы, пусть даже и "технического", прикосновения автора, останутся. Видимо, запрос общества на это уже есть, иначе бы не вставал вопрос о необходимости учета объема файла и подсчета пикселей (все чаще говорят о возможностях маркировки <16> цифровых произведений). Тем не менее возникает вопрос: а достаточно ли этого? С нашей точки зрения, большой простор возможностей открывает именно нотариат: как для самого автора, так и для потенциальных покупателей его произведений (в особенности, если это музеи, галереи, коллекционеры, вносящие инвестиции в предметы современного искусства и "открывающие новые имена"), а также для самого нотариата. В научной литературе уже обозначена точка зрения (в частности, А.В. Незнамовым <17>) о необходимости развития нотариального депонирования произведений искусства. Многочисленные нормы Основ законодательства о нотариате говорят в пользу участия нотариуса в этой сфере правоотношений: возможность удостоверения сделок, в том числе посредством цифровых технологий; наличие депозита нотариуса; возможность принятия на хранение документов (особая актуальность связана с появлением цифрового архива); свидетельствование верности копии; свидетельствование подлинности подписи; удостоверение равнозначности документов; удостоверение времени предъявления документов; обеспечение доказательств; нормы, закрепляющие особую силу нотариального акта, и проч. Соответственно, эту точку зрения мы можем поддержать. Полагаем, что депонирование может быть особенно актуально для цифровых произведений. Этому будет только способствовать переход нотариусов на электронный документооборот. Возвращаясь к тиражируемости цифровых произведений искусства, вспомним такой вид графики, как эстамп (от фр. "отпечаток"). Он предполагает тиражирование, при котором печатную форму (например, травленую азотной кислотой металлическую пластину с базовым изображением) создает сам художник, а тираж имеет особенность: считается, что происходит тиражирование подлинников. Каждый отпечатанный экземпляр-оттиск подписывается художником, и на нем проставляются маркировки: "сигнатура" - цифры в дроби, указывающие общее количество экземпляров тиража, а также порядковый номер каждого оттиска в этом тираже; "состояние" - отражает поправки, которые художник внес после печати некоторого количества экземпляров; также могут быть и иные отметки, например, "А.Р." или "Е.А." - оттиск сделан рукой автора, "sculp." или "grav." - указывает на имя гравера, выполнившего эстамп по рисунку другого художника, "inv." - автор (несложно заметить, что даже при классическом эстампе не всегда работы выполнены одной рукой, при больших тиражах явной становится фигура печатника); "ВАТ" - эталон для тиража, "Н.С." - оттиск вне тиража и др. Обозначения важны для коллекционеров. Мастера современного эстампа отмечают стремление коллекционеров приобрести первый оттиск (заметим, считается, что сама матрица должна уничтожаться). Мы не будем спорить о том, что принципиально отличает, а что роднит классический эстамп и цифровые произведения, но позаимствовать принцип, изобретенный веками ранее, можно применительно к современным технологиям, в частности, посредством услуг нотариуса. Нотариальное депонирование автором своего произведения позволит зафиксировать такие факты, как место и дата предъявления произведения, имя лица, объявляющего себя автором, а в случае с цифровым произведением нотариусу на хранение может быть предъявлен цифровой экземпляр (один может оставаться у автора, а второй в деле у нотариуса с описью сопоставления его с первым экземпляром, тем самым оба они будут являться условно контрольными). В ряде случаев традиционное искусство предполагает возможность внесения авторских изменений в работу, но и цифровое искусство тоже не может лишить автора возможности внести корректив в имеющийся у него оригинал. Уже депонировавшему свое произведение автору будет проще юридически зафиксировать изменения, повторно обратившись к нотариусу. Все это обеспечит доказательственную базу в случае возникновения спора (для подтверждения права на произведение любому иному лицу придется доказывать, что оно было создано именно им и ранее зафиксированной даты). Право осуществлять такое депонирование <18> или нет должно оставаться за автором и быть сугубо добровольным. Если автор все-таки воспользовался им, то, несомненно, получит повышенную степень защиты своих прав и законных интересов, даже разместив произведение в Интернете, установив "открытый тираж" с дальнейшим свободным распространением произведения, либо разместив его на определенных сайтах с допустимостью скачивания только из их системы. Полагаем, это может быть выгодно художнику, так как за счет массовости распространения экземпляров осуществляется реклама автора и увеличивается сумма его дохода. Выбрать такой вариант он должен иметь право. При этом нотариальные услуги могут предполагать более широкий спектр возможностей. Помимо первоначального основного депонирования (заявленный автор, дата, место предъявления, контрольный экземпляр), можно обеспечить "ограниченный тираж". Например, посредством передачи автором нотариусу цифровых носителей с экземпляром произведения (точно лимитированного количества) или же с установлением при депонировании условия о том, какое именно количество экземпляров может быть отчуждено посредством электронной системы нотариата (более того, даже все эти действия могут осуществляться сугубо в цифровом, удаленном формате, посредством пересылки по защищенным каналам связи и с использованием электронной подписи как нотариусом, так и отправителем, и даже покупателем произведения или же лицом, которое приобретает право только на экспонирование, что тоже проконтролировать станет проще). Далее вопрос чисто технический, потому что каждый отчуждаемый экземпляр сможет иметь уникальный пронумерованный электронный и (или) бумажный сертификат с указанием автора, места и даты депонирования, нотариальной конторы, которой был принят на хранение контрольный экземпляр цифрового произведения (позволяющий сличить с ним каждый тиражный экземпляр). Более того, в таком сертификате можно описать произведение (его характеристики) и обозначить существенные требования. Например, указать, что произведение может быть использовано только для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не может быть использовано в рекламе и проч. Если оно приобретается для дальнейшего экспонирования (музеем, галереей, коллекционером), то целесообразно установить особо значимые параметры, например технические требования к монитору, на котором произведение может отображаться. Условия экспонирования важны <19> для цифровых произведений так же, как и для традиционных. От них зависит восприятие публикой художественного образа. Этот фактор может быть использован в недобросовестной конкурентной борьбе. Аналогичные возможности могут быть предоставлены и для цифровых произведений, имеющих (или предполагающих) овеществленный результат, создаваемый посредством выведения в печать при помощи специального устройства, например принтера, в том числе трехмерного. В свидетельстве можно четко определить, каковы должны быть условия печати (используемые материалы - вид холста или бумаги, тип и качество краски, характеристики принтера, формат печати и проч.), максимально гарантирующие результат. Разумно обозначить, что при несоблюдении условий экземпляр не будет являться тиражным. Тиражные экземпляры могут предполагать, что их выполнит иное лицо, а могут быть выполнены самим автором и переданы на специализированное хранение или хранимы самостоятельно, но иметь нотариальные сертификаты с соответствующей "привязкой" к каждому из воспроизведенных экземпляров (проставленной защитной меткой). Может показаться, что от автора при воспроизведении экземпляра требуется лишь нажатие на кнопку принтера. Однако это не так. Автор при самостоятельном воспроизведении подтверждает, что конечный вид произведения соответствует его первоначальному замыслу. Такие экземпляры во все времена, независимо от средств воплощения, ценимы. Более того, следует отметить, что современное распространение цифровых произведений зачастую связано с блокчейн-технологиями (смарт-контракт, криптовалюты, токены). В этой связи справедливо замечание К.А. Корсика и А.А. Парфенчиковой: "Предположение, что электронные технологии сами по себе способны обеспечить равную и эффективную защиту... на практике показало свою несостоятельность" <20>. Создание системы, аналогичной блокчейн, но на внутригосударственном уровне, с возможностью гарантировать определенность ее юрисдикции, возможностью отследить всю цепочку отношений собственности (в любом случае такие отношения - это "фундамент" системы), с возможностью регулирования ответственности в рамках системы, обеспечения участия нотариата как института, действующего от имени Российской Федерации, является приоритетным. Таким образом, перспективы нотариата в развитии отношений сферы современного цифрового искусства обширны и требуют дальнейшего более глубокого, детального исследования.
Вопрос: Установлено ли нормирование труда для работников кадровой службы?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы (ч. 1 ст. 160 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы (ч. 1 ст. 160 ТК РФ).
Статья: О соучастии в рамках занятия высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ)
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Российский судья", 2023, N 11)Из приведенной судебно-следственной практики следует, что в рамках уголовного дела привлекают только исполнителей преступления, т.е. тех лиц, кто непосредственно получил (и присвоил себе) на добровольной основе криминальный статус. В то же время нормы криминального мира диктуют свои правила, определяя процедуру "коронации", состоявшейся только при обязательном участии в ней иных участников, признавших статус новоиспеченного лидера преступной иерархии.
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Российский судья", 2023, N 11)Из приведенной судебно-следственной практики следует, что в рамках уголовного дела привлекают только исполнителей преступления, т.е. тех лиц, кто непосредственно получил (и присвоил себе) на добровольной основе криминальный статус. В то же время нормы криминального мира диктуют свои правила, определяя процедуру "коронации", состоявшейся только при обязательном участии в ней иных участников, признавших статус новоиспеченного лидера преступной иерархии.