Нормы расхода ГСМ
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы расхода ГСМ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган исключил из расходов затраты на ГСМ для служебного транспорта
(КонсультантПлюс, 2025)приказом руководителя об установлении норм расхода ГСМ, в пределах которых учтены спорные затраты >>>
(КонсультантПлюс, 2025)приказом руководителя об установлении норм расхода ГСМ, в пределах которых учтены спорные затраты >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Сотрудники крадут "горючку". Что делать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Независимо от выбранной формы учета ГСМ нормы расхода топлива нужно утвердить приказом руководителя об утверждении норм расхода ГСМ.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Независимо от выбранной формы учета ГСМ нормы расхода топлива нужно утвердить приказом руководителя об утверждении норм расхода ГСМ.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> Нельзя не сказать, что в арбитражной практике встречаются решения, подтверждающие правомерность учета расходов на ГСМ и при отсутствии путевых листов. Например, такое решение вынес ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.02.2010 N А74-3569/2009. Однако нужно учитывать, что налогоплательщик в этом случае представил в суд огромное количество иных документов, применяемых им для учета затрат на ГСМ: приказы директора общества о закреплении автомобилей за конкретными работниками; приказы директора об утверждении норм расхода ГСМ; доверенности на право управления автомобилями; ведомости выдачи талонов на бензин (с указанием даты выдачи, лица, получившего талоны, количества бензина и подписи в получении); ежемесячные служебные записки о расходовании бензина (содержащие информацию о периоде выполнения служебных поездок, пробеге автомобиля, количестве ГСМ, подлежащего списанию); авансовые отчеты; расчетно-кассовые документы; товарные и расходные накладные на приобретение ГСМ и талонов на бензин; комиссионные акты на списание бензина для служебных поездок; документы, подтверждающие оплату поставщикам полученного бензина (талонов).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> Нельзя не сказать, что в арбитражной практике встречаются решения, подтверждающие правомерность учета расходов на ГСМ и при отсутствии путевых листов. Например, такое решение вынес ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.02.2010 N А74-3569/2009. Однако нужно учитывать, что налогоплательщик в этом случае представил в суд огромное количество иных документов, применяемых им для учета затрат на ГСМ: приказы директора общества о закреплении автомобилей за конкретными работниками; приказы директора об утверждении норм расхода ГСМ; доверенности на право управления автомобилями; ведомости выдачи талонов на бензин (с указанием даты выдачи, лица, получившего талоны, количества бензина и подписи в получении); ежемесячные служебные записки о расходовании бензина (содержащие информацию о периоде выполнения служебных поездок, пробеге автомобиля, количестве ГСМ, подлежащего списанию); авансовые отчеты; расчетно-кассовые документы; товарные и расходные накладные на приобретение ГСМ и талонов на бензин; комиссионные акты на списание бензина для служебных поездок; документы, подтверждающие оплату поставщикам полученного бензина (талонов).
Готовое решение: Как учреждению отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете расходы на приобретение и эксплуатацию газонокосилки
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержденных или рекомендованных норм расхода ГСМ для всех газонокосилок нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержденных или рекомендованных норм расхода ГСМ для всех газонокосилок нет.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих за ущерб имуществу воинской части, ее основания, условия: практика военных судов
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)По результатам выездной проверки контрольной группой управления финансового контроля и аудита составлен акт от 27 июля 2020 г., в котором указано, что в воинской части в нарушение п. п. 1 и 3 разд. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. и Временных норм расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации самолета в проверяемый период списано с регистров бюджетного и материального учета воинской части по актам, утвержденным Т., сверх установленных норм авиационное топливо в количестве 477 886 кг.
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)По результатам выездной проверки контрольной группой управления финансового контроля и аудита составлен акт от 27 июля 2020 г., в котором указано, что в воинской части в нарушение п. п. 1 и 3 разд. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. и Временных норм расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации самолета в проверяемый период списано с регистров бюджетного и материального учета воинской части по актам, утвержденным Т., сверх установленных норм авиационное топливо в количестве 477 886 кг.
Статья: Как учитывать доходы и расходы при УСН?
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Аналогичная ситуация складывается с расходами на приобретение ГСМ. Глава 26.2 НК РФ не предусматривает обязанность по нормированию расходов на ГСМ для служебного транспорта (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 5, 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Это право налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 27.09.2018 N 03-11-11/69335). Использовать его или нет - должен решить сам налогоплательщик и отразить в учетной политике.
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Аналогичная ситуация складывается с расходами на приобретение ГСМ. Глава 26.2 НК РФ не предусматривает обязанность по нормированию расходов на ГСМ для служебного транспорта (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 5, 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Это право налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 27.09.2018 N 03-11-11/69335). Использовать его или нет - должен решить сам налогоплательщик и отразить в учетной политике.
Статья: Из зала суда: о применении нормы расхода топлив Минтранса
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заявителем на основании учетной политики учреждения, согласно которой нормы расхода ГСМ утверждаются в виде отдельного документа на основании Методических рекомендаций N АМ-23-р, приняты ведомственные приказы, которыми установлены нормы расхода топлива. Базовые нормы расхода топлива приняты в соответствии с Методическими рекомендациями N АМ-23-р, а в отношении автомобилей Toyota Highlander и Nissan Teana утверждены с учетом методики определения топлива, выполненной ООО "Т.". Последнее действовало исходя из сублицензионного договора на передачу неисключительных прав на программное обеспечение "Программный пакет для комплексных исследований автомобиля "МВК" и применяло основанную на данном ПО методику определения норм расхода топлива государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта ГНИИАТ (г. Москва). Обозначенным ПО пользуется и ГНИИАТ при расчете базовых норм расчета топлива, которые отражены и в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Данное ПО является основой методики определения базовых норм ГНИИАТ.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заявителем на основании учетной политики учреждения, согласно которой нормы расхода ГСМ утверждаются в виде отдельного документа на основании Методических рекомендаций N АМ-23-р, приняты ведомственные приказы, которыми установлены нормы расхода топлива. Базовые нормы расхода топлива приняты в соответствии с Методическими рекомендациями N АМ-23-р, а в отношении автомобилей Toyota Highlander и Nissan Teana утверждены с учетом методики определения топлива, выполненной ООО "Т.". Последнее действовало исходя из сублицензионного договора на передачу неисключительных прав на программное обеспечение "Программный пакет для комплексных исследований автомобиля "МВК" и применяло основанную на данном ПО методику определения норм расхода топлива государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта ГНИИАТ (г. Москва). Обозначенным ПО пользуется и ГНИИАТ при расчете базовых норм расчета топлива, которые отражены и в Методических рекомендациях N АМ-23-р. Данное ПО является основой методики определения базовых норм ГНИИАТ.
Статья: Правовое регулирование реализации горюче-смазочных материалов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Нормы расхода ГСМ) под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом. Из п. 2.1 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, следует:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Нормы расхода ГСМ) под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом. Из п. 2.1 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, следует: