Нормы расхода газа на автомобиль
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы расхода газа на автомобиль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2025 N 88-954/2025 по делу N 2-299/2024 (УИД 27RS0008-01-2023-003085-42)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Допущенная страховщиком техническая ошибка при указании государственного регистрационного знака автомобиля, посредством которого причинен вред, не свидетельствует о том, что ответственность владельца транспортного средства не была застрахована, что не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя, уплату государственной пошлины - удовлетворено.Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, исходил из того, что техническая ошибка, допущенная страховщиком причинителя вреда в страховом полисе при указании государственного регистрационного знака автомобиля ГАЗ 31105, посредством которого причинен вред, не свидетельствует о том, что ответственность владельца данного транспортного средства не была застрахована, не может повлечь за собой наступление негативных последствий для потерпевшего и не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца страховое возмещение в размере, предусмотренном заключенным между сторонами соглашением об урегулировании страхового случая, а также неустойку, компенсацию морального вреда, штраф и судебные расходы.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Допущенная страховщиком техническая ошибка при указании государственного регистрационного знака автомобиля, посредством которого причинен вред, не свидетельствует о том, что ответственность владельца транспортного средства не была застрахована, что не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя, уплату государственной пошлины - удовлетворено.Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, исходил из того, что техническая ошибка, допущенная страховщиком причинителя вреда в страховом полисе при указании государственного регистрационного знака автомобиля ГАЗ 31105, посредством которого причинен вред, не свидетельствует о том, что ответственность владельца данного транспортного средства не была застрахована, не может повлечь за собой наступление негативных последствий для потерпевшего и не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца страховое возмещение в размере, предусмотренном заключенным между сторонами соглашением об урегулировании страхового случая, а также неустойку, компенсацию морального вреда, штраф и судебные расходы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: ГСМ: нормы и учет расходов
(Издательство "Главная книга", 2025)Расчет нормативного расхода ГСМ грузового автомобиля
(Издательство "Главная книга", 2025)Расчет нормативного расхода ГСМ грузового автомобиля
Готовое решение: Как рассчитать расход ГСМ по нормам
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета нормативного расхода топлива для грузового автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета нормативного расхода топлива для грузового автомобиля
Нормативные акты
Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р
(ред. от 30.09.2021)
"О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
(ред. от 30.09.2021)
"О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)2) норма на 100 тонно-километров (т/км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом); данная норма зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля;
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)2) норма на 100 тонно-километров (т/км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом); данная норма зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля;
Статья: Правовое регулирование реализации горюче-смазочных материалов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Нормы расхода ГСМ) под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом. Из п. 2.1 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, следует:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Нормы расхода ГСМ) под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом. Из п. 2.1 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, следует:
Статья: Как рассчитать расход ГСМ по нормам для грузовиков
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Пример. Расчет нормативного расхода ГСМ для грузового автомобиля
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Пример. Расчет нормативного расхода ГСМ для грузового автомобиля
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно комментируемой статье на арендатора по общему правилу возлагаются обязанности по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Среди таких расходов особо выделяют расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (бензина, газа, дизельного топлива) и на оплату транспортных сборов.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно комментируемой статье на арендатора по общему правилу возлагаются обязанности по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Среди таких расходов особо выделяют расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (бензина, газа, дизельного топлива) и на оплату транспортных сборов.
Статья: Списание ГСМ в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 3)В Рекомендациях N АМ-23-р приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 3)В Рекомендациях N АМ-23-р приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Статья: Из зала суда: о применении нормы расхода топлив Минтранса
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, электроэнергией, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, электроэнергии, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, электроэнергией, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, электроэнергии, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
Статья: Сотрудники крадут "горючку". Что делать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)В отношении водителя в первую очередь об этом может говорить систематический необоснованный перерасход бензина, "дизельки" или газа. Не секрет, что фактический расход топлива колеблется, и достаточно существенно, в зависимости от времени года, конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), вида используемых топлив, массы автомобиля в снаряженном состоянии и других факторов.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)В отношении водителя в первую очередь об этом может говорить систематический необоснованный перерасход бензина, "дизельки" или газа. Не секрет, что фактический расход топлива колеблется, и достаточно существенно, в зависимости от времени года, конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), вида используемых топлив, массы автомобиля в снаряженном состоянии и других факторов.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования грузоперевозок автомобильным транспортом
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Важно отметить тот факт, что перевозчики сейчас могут осуществлять свою деятельность не только в виде транспортных компаний, но и как самостоятельные перевозчики, то есть водители, имеющие в своем владении автомобиль и необходимые разрешения на перевозку грузов, что в настоящее время набирает популярность как среди заказчиков, так и среди инвесторов. Терещук М.В. объясняет это тем, что "транспортный бизнес кажется привлекательным лицам, далеким от знания отрасли и рынка автогрузовых услуг, поэтому в него растут инвестиции со стороны грузовладельцев и частных лиц" [2]. Чем это хорошо, так это то, что конкуренция в данном вопросе развивается в положительном темпе и риск возникновения монополий, несмотря на наличие лидирующих участников этого рынка, имеет тенденцию к снижению. При всем при том "от уровня качественных показателей зависит дальнейшее развитие грузовых перевозок автомобильного транспорта в современных условиях" [3]. Поэтому важно помнить о том, что таких перевозчиков стоит всячески поддерживать, регулярно оптимизируя законодательство в отношении их прав и обязанностей под современные правовые реалии, предоставляя возможности развития на рынке. Однако, учитывая вышесказанное, стоит отметить, что вопрос развития малых транспортных предприятий порождает проблему неправильной эксплуатации транспортных средств и их несоответствия нормам технического состояния ввиду ограниченного количества автотранспорта во владении и затрат на обслуживание. Для понимания представим автомобиль массой 1 000 килограммов, у которого смешанный расход будет составлять 6 литров на 100 километров. В нее загрузили груз весом 200 килограммов, то есть фактическая масса автомобиля стала 1 200 килограммов. Как известно, чем тяжелее тело, тем больше усилий прикладывается, и, соответственно, тем больше энергии затрачивается на поднятие или передвижение тела. Значит, расход топлива в нашем примере также будет увеличиваться прямо пропорционально росту массы автомобиля, так как двигателю нужно будет больше энергии, чтобы привести автомобиль в движение, что в конечном счете ведет к дополнительным расходам на топливо. Данная зависимость также сказывается на повышенной нагрузке на системы автомобиля, в частности на его ходовую часть и двигатель, что приводит к более быстрому износу деталей, а соответственно - к их скорой замене, из-за чего владелец обязан будет провести помимо планового дополнительное техническое обслуживание, чтобы обеспечивать работоспособность техники, а это дополнительные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с нормами законодательства. Отсюда делается микровывод о том, что пользование автотранспортом предполагает регулярные финансовые расходы, включающие как функциональные, так и технические.
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Важно отметить тот факт, что перевозчики сейчас могут осуществлять свою деятельность не только в виде транспортных компаний, но и как самостоятельные перевозчики, то есть водители, имеющие в своем владении автомобиль и необходимые разрешения на перевозку грузов, что в настоящее время набирает популярность как среди заказчиков, так и среди инвесторов. Терещук М.В. объясняет это тем, что "транспортный бизнес кажется привлекательным лицам, далеким от знания отрасли и рынка автогрузовых услуг, поэтому в него растут инвестиции со стороны грузовладельцев и частных лиц" [2]. Чем это хорошо, так это то, что конкуренция в данном вопросе развивается в положительном темпе и риск возникновения монополий, несмотря на наличие лидирующих участников этого рынка, имеет тенденцию к снижению. При всем при том "от уровня качественных показателей зависит дальнейшее развитие грузовых перевозок автомобильного транспорта в современных условиях" [3]. Поэтому важно помнить о том, что таких перевозчиков стоит всячески поддерживать, регулярно оптимизируя законодательство в отношении их прав и обязанностей под современные правовые реалии, предоставляя возможности развития на рынке. Однако, учитывая вышесказанное, стоит отметить, что вопрос развития малых транспортных предприятий порождает проблему неправильной эксплуатации транспортных средств и их несоответствия нормам технического состояния ввиду ограниченного количества автотранспорта во владении и затрат на обслуживание. Для понимания представим автомобиль массой 1 000 килограммов, у которого смешанный расход будет составлять 6 литров на 100 километров. В нее загрузили груз весом 200 килограммов, то есть фактическая масса автомобиля стала 1 200 килограммов. Как известно, чем тяжелее тело, тем больше усилий прикладывается, и, соответственно, тем больше энергии затрачивается на поднятие или передвижение тела. Значит, расход топлива в нашем примере также будет увеличиваться прямо пропорционально росту массы автомобиля, так как двигателю нужно будет больше энергии, чтобы привести автомобиль в движение, что в конечном счете ведет к дополнительным расходам на топливо. Данная зависимость также сказывается на повышенной нагрузке на системы автомобиля, в частности на его ходовую часть и двигатель, что приводит к более быстрому износу деталей, а соответственно - к их скорой замене, из-за чего владелец обязан будет провести помимо планового дополнительное техническое обслуживание, чтобы обеспечивать работоспособность техники, а это дополнительные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с нормами законодательства. Отсюда делается микровывод о том, что пользование автотранспортом предполагает регулярные финансовые расходы, включающие как функциональные, так и технические.