Нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)непредставление предельно допустимых нормативов выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух не причинило экономического ущерба и не повлекло нарушения прав и законных интересов граждан или юрлиц
(КонсультантПлюс, 2025)непредставление предельно допустимых нормативов выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух не причинило экономического ущерба и не повлекло нарушения прав и законных интересов граждан или юрлиц
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Приняв во внимание, что фактически в проверяемом периоде ответчик осуществлял деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, устанавливающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд пришел к выводу о правомерном доначислении ему платы за НВОС с применением коэффициента 100.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Приняв во внимание, что фактически в проверяемом периоде ответчик осуществлял деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, устанавливающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд пришел к выводу о правомерном доначислении ему платы за НВОС с применением коэффициента 100.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
Готовое решение: Как заполнить форму N 2-ТП (воздух)
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются согласно Методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются согласно Методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются (рассчитываются) и устанавливаются согласно Методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.
(КонсультантПлюс, 2023)Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются (рассчитываются) и устанавливаются согласно Методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Статья: Методология конституционной аксиологии в разъяснениях Конституционного Суда России
(Пермиловский М.С., Вилова М.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Не будучи декларативно-формальными нормами, в повседневной жизни указанные конституционные ценности могут вступать между собой в ситуативные коллизии - социальная справедливость vs. право частной собственности, личная свобода УЗ. публичное благо, репутация, честь, доброе имя vs. свобода слова. Полагаем, что такие коллизии не очевидны на этапе принятия закона, их признаки возникают в ходе правоприменения, когда закон можно интерпретировать в пользу публичного интереса (например, ставить исполнение обязанности хозяйствующих субъектов по соблюдению норматива выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в зависимость от обязательного возмездного заключения с уполномоченным органом договора на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2021 г. N 42-П)), что приводит к его дисбалансу с частным интересом. Конфликты конституционно значимых интересов и коллизии конституционных ценностей выявляются или подтверждаются в процессе конституционного контроля. Как отмечает Конституционный Суд РФ, их разрешение и установление баланса между ними является задачей аксиотелеологического метода.
(Пермиловский М.С., Вилова М.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Не будучи декларативно-формальными нормами, в повседневной жизни указанные конституционные ценности могут вступать между собой в ситуативные коллизии - социальная справедливость vs. право частной собственности, личная свобода УЗ. публичное благо, репутация, честь, доброе имя vs. свобода слова. Полагаем, что такие коллизии не очевидны на этапе принятия закона, их признаки возникают в ходе правоприменения, когда закон можно интерпретировать в пользу публичного интереса (например, ставить исполнение обязанности хозяйствующих субъектов по соблюдению норматива выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в зависимость от обязательного возмездного заключения с уполномоченным органом договора на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2021 г. N 42-П)), что приводит к его дисбалансу с частным интересом. Конфликты конституционно значимых интересов и коллизии конституционных ценностей выявляются или подтверждаются в процессе конституционного контроля. Как отмечает Конституционный Суд РФ, их разрешение и установление баланса между ними является задачей аксиотелеологического метода.
Готовое решение: Как учесть обязательные платежи в бюджет при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Минприроды России считает целесообразным рассчитывать нормативы допустимых выбросов в отношении загрязняющего вещества, выявленного по результатам инвентаризации выбросов в выбросах предприятия и включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, с учетом положений методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Минприроды России считает целесообразным рассчитывать нормативы допустимых выбросов в отношении загрязняющего вещества, выявленного по результатам инвентаризации выбросов в выбросах предприятия и включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, с учетом положений методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Законом "Об охране атмосферного воздуха" установлены понятия технологических нормативов выброса загрязняющих веществ, предельно допустимых и временно разрешенных выбросов. Качество атмосферного воздуха как совокупность его физических, химических и биологических свойств, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам и экологическим нормативам, подлежит контролю со стороны Минприроды России, Роспотребнадзора, МЧС России.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Законом "Об охране атмосферного воздуха" установлены понятия технологических нормативов выброса загрязняющих веществ, предельно допустимых и временно разрешенных выбросов. Качество атмосферного воздуха как совокупность его физических, химических и биологических свойств, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам и экологическим нормативам, подлежит контролю со стороны Минприроды России, Роспотребнадзора, МЧС России.
Статья: Законодательство об охране атмосферного воздуха в системе нормативных правовых актов об ограничении выбросов парниковых газов
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Так, ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Так, ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См. ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См. ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".