Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2024 N 88-13759/2024 (УИД 89RS0007-01-2023-001238-12)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности по оборудованию установками очистки газа стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обстоятельства: Отсутствие газоочистного оборудования в спорной котельной нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда. Приняв во внимание положения федерального законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, а также требования п. 9.3.1 СП 89.13330.2016, судебная коллегия окружного суда признала, что АО "Ямалкоммунэнерго" как организация, осуществляющая эксплуатацию стационарного источника, работающего на дизельном топливе, обязана оборудовать его установками очистки газа. Таким образом, установив, что отсутствие газоочистного оборудования в спорной котельной нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность произвести обустройство котельной газоочистным оборудованием, отметив, что отсутствие превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной само по себе не освобождает АО "Ямалкоммунэнерго" от обязанности оборудовать этот объект газоочистительными установками.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности по оборудованию установками очистки газа стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обстоятельства: Отсутствие газоочистного оборудования в спорной котельной нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда. Приняв во внимание положения федерального законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, а также требования п. 9.3.1 СП 89.13330.2016, судебная коллегия окружного суда признала, что АО "Ямалкоммунэнерго" как организация, осуществляющая эксплуатацию стационарного источника, работающего на дизельном топливе, обязана оборудовать его установками очистки газа. Таким образом, установив, что отсутствие газоочистного оборудования в спорной котельной нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность произвести обустройство котельной газоочистным оборудованием, отметив, что отсутствие превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной само по себе не освобождает АО "Ямалкоммунэнерго" от обязанности оборудовать этот объект газоочистительными установками.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.08.2024 по делу N 33-1901/2024 (УИД 89RS0012-01-2023-000528-34)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании оборудовать стационарный источник загрязняющих веществ установками очистки газа.
Обстоятельства: При эксплуатации ответчиком оборудования котельных через организованные стационарные источники выбросов в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сгорания топлива (дизельное топливо), что свидетельствует об осуществлении производственной деятельности ответчиком в нарушение положений ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Решение: Удовлетворено.В связи с этим, вопреки доводам апелляционных жалоб, отсутствие превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации спорных котельных само по себе не освобождает АО "Ямалкоммунэнерго" от обязанности оборудовать этот объект газоочистительными установками, поскольку в силу указанных выше норм закона ответчик должен был обеспечить сокращение или исключение таких выбросов, но в нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ бесспорных доказательств выполнения соответствующих мероприятий, приведших к снижению или исключению таких выбросов, в материалы дела не представлено.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании оборудовать стационарный источник загрязняющих веществ установками очистки газа.
Обстоятельства: При эксплуатации ответчиком оборудования котельных через организованные стационарные источники выбросов в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сгорания топлива (дизельное топливо), что свидетельствует об осуществлении производственной деятельности ответчиком в нарушение положений ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Решение: Удовлетворено.В связи с этим, вопреки доводам апелляционных жалоб, отсутствие превышения установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации спорных котельных само по себе не освобождает АО "Ямалкоммунэнерго" от обязанности оборудовать этот объект газоочистительными установками, поскольку в силу указанных выше норм закона ответчик должен был обеспечить сокращение или исключение таких выбросов, но в нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ бесспорных доказательств выполнения соответствующих мероприятий, приведших к снижению или исключению таких выбросов, в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство об охране атмосферного воздуха в системе нормативных правовых актов об ограничении выбросов парниковых газов
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Так, ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Так, ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Благодаря принципиальной позиции прокуратуры Чукотского автономного округа на региональном уровне сформирована нормативная база по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий <9>.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Благодаря принципиальной позиции прокуратуры Чукотского автономного округа на региональном уровне сформирована нормативная база по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий <9>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов состоит в несоблюдении соответствующих правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха. Например, ч. 6 ст. 16 Закона "Об охране атмосферного воздуха" требует, чтобы при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивалось непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов состоит в несоблюдении соответствующих правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха. Например, ч. 6 ст. 16 Закона "Об охране атмосферного воздуха" требует, чтобы при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивалось непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.