Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Удовлетворяя требования истца, суд указал, что отсутствие разрешительной документации приравнивается к превышению нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления. Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Удовлетворяя требования истца, суд указал, что отсутствие разрешительной документации приравнивается к превышению нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления. Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона "Об охране окружающей среды"СТАТЬЯ 22 "НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 2
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 2
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Ростехнадзора от 3 октября 2024 г. N 305
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Ростехнадзора от 3 октября 2024 г. N 305
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 N 731
(ред. от 02.02.2024)
"О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 02.02.2024)
"О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Статья: Об обстоятельствах, причинах и некоторых последствиях принятия в 2002 году Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(Нефедьев Н.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Закон N 7-ФЗ также не объясняет, как устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов - ключевые параметры нормирования воздействия на окружающую среду, указывая только, что они должны соответствовать показателям массы химических веществ, которые допустимы для поступления в окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. При этом Закон N 7-ФЗ только вводит формальное правило, что они устанавливаются "исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов". В чем заключается и как должно применяться такое правило, в Законе не разъясняется. Однако такой подход, даже при отсутствии разъяснений, предполагает одновременное применение принципиально различных методов нормирования воздействия на окружающую среду. Вместе с тем к началу 2000-х гг. нормирование воздействия на окружающую среду уже не одно десятилетие базировалось на установлении вокруг объектов воздействия защитных зон, в пределах которых должно происходить рассеивание (разбавление) загрязняющих веществ. Тем не менее Закон N 7-ФЗ никак не коснулся роли защитных зон в нормировании выбросов, сбросов и не определил также статус этих территорий (акваторий). Во многом из-за изложенных обстоятельств акт Правительства Российской Федерации, предусмотренный Законом N 7-ФЗ и устанавливающий порядок нормирования в области охраны окружающей среды, так никогда и не был принят, хотя разработка его проекта велась с 2002 по 2009 г. и он неоднократно вносился в установленном порядке в Правительство России.
(Нефедьев Н.Б.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Закон N 7-ФЗ также не объясняет, как устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов - ключевые параметры нормирования воздействия на окружающую среду, указывая только, что они должны соответствовать показателям массы химических веществ, которые допустимы для поступления в окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. При этом Закон N 7-ФЗ только вводит формальное правило, что они устанавливаются "исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов". В чем заключается и как должно применяться такое правило, в Законе не разъясняется. Однако такой подход, даже при отсутствии разъяснений, предполагает одновременное применение принципиально различных методов нормирования воздействия на окружающую среду. Вместе с тем к началу 2000-х гг. нормирование воздействия на окружающую среду уже не одно десятилетие базировалось на установлении вокруг объектов воздействия защитных зон, в пределах которых должно происходить рассеивание (разбавление) загрязняющих веществ. Тем не менее Закон N 7-ФЗ никак не коснулся роли защитных зон в нормировании выбросов, сбросов и не определил также статус этих территорий (акваторий). Во многом из-за изложенных обстоятельств акт Правительства Российской Федерации, предусмотренный Законом N 7-ФЗ и устанавливающий порядок нормирования в области охраны окружающей среды, так никогда и не был принят, хотя разработка его проекта велась с 2002 по 2009 г. и он неоднократно вносился в установленном порядке в Правительство России.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
Статья: Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с производственным экологическим контролем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- плана мероприятий по охране окружающей среды - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение в соответствии с п. 12 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- плана мероприятий по охране окружающей среды - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение в соответствии с п. 12 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
Готовое решение: Как при УСН учесть налоги и другие обязательные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что российское законодательство устанавливает разные виды нормативов, например нормативы выработки, нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух и др.) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки и др.), однако применительно к рассматриваемому определению речь идет прежде всего о гигиенических нормативах.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что российское законодательство устанавливает разные виды нормативов, например нормативы выработки, нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух и др.) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки и др.), однако применительно к рассматриваемому определению речь идет прежде всего о гигиенических нормативах.
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных в плане мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности, нет снижения количества выбросов или сбросов загрязняющих веществ, плату нужно пересчитать с коэффициентом 100. При этом плата пересчитывается по выбросам или сбросам загрязняющих веществ, которые превышают нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы (п. 9 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 41 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных в плане мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности, нет снижения количества выбросов или сбросов загрязняющих веществ, плату нужно пересчитать с коэффициентом 100. При этом плата пересчитывается по выбросам или сбросам загрязняющих веществ, которые превышают нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы (п. 9 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 41 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В силу пункта 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ при определении платежной базы для исчисления платы за НВОС учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В силу пункта 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ при определении платежной базы для исчисления платы за НВОС учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", от 2 февраля 2024 г. N 99 "Об утверждении Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ", Приказ Минприроды России от 29 декабря 2020 г. N 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей" и Приказ Ростехнадзора от 22 декабря 2016 г. N 551 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", от 2 февраля 2024 г. N 99 "Об утверждении Правил разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ", Приказ Минприроды России от 29 декабря 2020 г. N 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей" и Приказ Ростехнадзора от 22 декабря 2016 г. N 551 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей".