Нормативы допустимых сбросов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы допустимых сбросов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
(КонсультантПлюс, 2025)в действиях Организации (Должностного лица) нет состава правонарушения (содержание загрязняющих веществ в пробах сточных вод не превышает установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ)
(КонсультантПлюс, 2025)в действиях Организации (Должностного лица) нет состава правонарушения (содержание загрязняющих веществ в пробах сточных вод не превышает установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемый период ответчик не осуществлял реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды. Превышение нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, в данный период не допущено.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемый период ответчик не осуществлял реализацию программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды. Превышение нормативов допустимых сбросов, предусмотренных разрешением, в данный период не допущено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Ростехнадзора от 3 октября 2024 г. N 305
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Приказ Ростехнадзора от 3 октября 2024 г. N 305
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
Приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118
(ред. от 15.07.2025)
"Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61973)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2020 г. N 61973
(ред. от 15.07.2025)
"Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61973)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2020 г. N 61973
Статья: К вопросу о выявлении признаков вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Ключевые слова: вред окружающей среде, возмещение вреда, норматив допустимого сброса, биоценоз, доказательство деградации водного объекта.
(Кочемировский В.А., Фогель А.А., Мохоров Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Ключевые слова: вред окружающей среде, возмещение вреда, норматив допустимого сброса, биоценоз, доказательство деградации водного объекта.
Статья: Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с производственным экологическим контролем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- плана мероприятий по охране окружающей среды - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение в соответствии с п. 12 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- плана мероприятий по охране окружающей среды - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, за исключением объектов II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение в соответствии с п. 12 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 2
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 2
Статья: Дисфункции уголовно-правового регулирования экологических отношений: на примере особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Разграничивая полномочия по охране окружающей среды между центром и регионами, ст. 9 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому такое разграничение возможно только на основе Конституции Российской Федерации. В свою очередь Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 11 устанавливает императив разграничения полномочий, который покоится на Конституции Российской Федерации, федеративных и иных договорах о разграничении полномочий. Значит, можно заключить любой договор, благодаря которому не Федерация, а ее субъекты станут устанавливать необходимые приоритеты. Некоторые полномочия, присущие либо Федерации, либо ее субъекту, установлены в цитируемом Законе. Например, ст. 5 Закона к полномочиям Федерации относит образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, а ст. 6 Закона относит к полномочиям субъекта Федерации право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий. Учитывая, однако, что договор между Федерацией и ее субъектом, согласно Конституции Российской Федерации, является основанием для разграничения полномочий, можно договориться о передаче федерального объекта под регулирующую длань субъекта Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. А таковыми могут быть: изменение режима охраняемой территории, установление допустимых с точки зрения региона норм охраны окружающей среды, которые должны основываться на нормативах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В свою очередь, например, в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" от 23 июля 2007 г. N 469 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 448) сказано (в п. 1), что такие нормативы устанавливаются по согласованию с огромным количеством ведомств, а нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, также по согласованию с огромным числом других ведомств. По данному вопросу Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору издала Письмо от 19 ноября 2008 г. N 14-07/6276, согласно которому порядок разработки и утверждения соответствующих нормативов регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации.
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Разграничивая полномочия по охране окружающей среды между центром и регионами, ст. 9 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому такое разграничение возможно только на основе Конституции Российской Федерации. В свою очередь Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 11 устанавливает императив разграничения полномочий, который покоится на Конституции Российской Федерации, федеративных и иных договорах о разграничении полномочий. Значит, можно заключить любой договор, благодаря которому не Федерация, а ее субъекты станут устанавливать необходимые приоритеты. Некоторые полномочия, присущие либо Федерации, либо ее субъекту, установлены в цитируемом Законе. Например, ст. 5 Закона к полномочиям Федерации относит образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, а ст. 6 Закона относит к полномочиям субъекта Федерации право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий. Учитывая, однако, что договор между Федерацией и ее субъектом, согласно Конституции Российской Федерации, является основанием для разграничения полномочий, можно договориться о передаче федерального объекта под регулирующую длань субъекта Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. А таковыми могут быть: изменение режима охраняемой территории, установление допустимых с точки зрения региона норм охраны окружающей среды, которые должны основываться на нормативах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В свою очередь, например, в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" от 23 июля 2007 г. N 469 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 448) сказано (в п. 1), что такие нормативы устанавливаются по согласованию с огромным количеством ведомств, а нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, также по согласованию с огромным числом других ведомств. По данному вопросу Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору издала Письмо от 19 ноября 2008 г. N 14-07/6276, согласно которому порядок разработки и утверждения соответствующих нормативов регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
Путеводитель. Что нужно знать о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)К ставке платы за сбросы взвешенных веществ применяйте еще один коэффициент. Его определяйте как величину, обратную сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водного объекта и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
(КонсультантПлюс, 2025)К ставке платы за сбросы взвешенных веществ применяйте еще один коэффициент. Его определяйте как величину, обратную сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водного объекта и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2015 и 09.06.2016 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, поставщик) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент, заказчик) заключены государственные контракты N 2323 холодного водоснабжения и водоотведения (с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий), в соответствии с которыми организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2015 и 09.06.2016 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, поставщик) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент, заказчик) заключены государственные контракты N 2323 холодного водоснабжения и водоотведения (с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий), в соответствии с которыми организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно письму Росводресурсов от 5 февраля 2009 г. N ВК-02-25/325 "О предоставлении водных объектов в пользование" отсутствие в комплекте документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, на основании соответствующего решения о нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, разработанных водопользователем и утвержденных в установленном законодательством порядке, не является причиной отказа в рассмотрении заявления о предоставлении водного объекта в пользование и прилагаемых к нему документов. Однако в случае разработки и утверждения в установленном порядке НДС водопользователь вправе обратиться в уполномоченный на предоставление водного объекта орган для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании НДС.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно письму Росводресурсов от 5 февраля 2009 г. N ВК-02-25/325 "О предоставлении водных объектов в пользование" отсутствие в комплекте документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, на основании соответствующего решения о нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, разработанных водопользователем и утвержденных в установленном законодательством порядке, не является причиной отказа в рассмотрении заявления о предоставлении водного объекта в пользование и прилагаемых к нему документов. Однако в случае разработки и утверждения в установленном порядке НДС водопользователь вправе обратиться в уполномоченный на предоставление водного объекта орган для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании НДС.
Готовое решение: Как при УСН учесть налоги и другие обязательные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
(КонсультантПлюс, 2025)за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
Готовое решение: Как представить и заполнить декларацию о воздействии на окружающую среду (до 31 августа 2025 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Приложите к декларации о воздействии на окружающую среду расчет нормативов допустимых выбросов и (или) расчет нормативов допустимых сбросов, если вы заполняли разд. IV и (или) V соответственно (п. п. 12, 13 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду).
(КонсультантПлюс, 2025)Приложите к декларации о воздействии на окружающую среду расчет нормативов допустимых выбросов и (или) расчет нормативов допустимых сбросов, если вы заполняли разд. IV и (или) V соответственно (п. п. 12, 13 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду).