Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда"2.3.1.7. При нарушении водного законодательства вред, причиненный водному объекту, возмещается в полном объеме без учета нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона "Об охране окружающей среды"В данном пункте постановления приводится презумпция о том, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Указанная презумпция подлежит опровержению причинителем вреда, на которого возлагается бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 12. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 12. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха
Готовое решение: Как рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (до 31 августа 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Объем (масса) выброса (сброса) загрязняющих веществ, который вы указали в декларации о воздействии на окружающую среду, является пределом нормативов допустимых выбросов (сбросов). По этим выбросам (сбросам) плату за НВОС по каждому виду веществ рассчитайте так (п. п. 11(3), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255):
(КонсультантПлюс, 2023)Объем (масса) выброса (сброса) загрязняющих веществ, который вы указали в декларации о воздействии на окружающую среду, является пределом нормативов допустимых выбросов (сбросов). По этим выбросам (сбросам) плату за НВОС по каждому виду веществ рассчитайте так (п. п. 11(3), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255):
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)<20> Пункт 7 Постановления N 49 закрепляет, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред, при этом бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика. В силу ст. 21 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых сбросов - это нормативы допустимого воздействия.
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)<20> Пункт 7 Постановления N 49 закрепляет, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред, при этом бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика. В силу ст. 21 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых сбросов - это нормативы допустимого воздействия.
Статья: Некоторые вопросы определения предмета доказывания по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
(Михайлова Б.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды зачастую сопряжено с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, которое согласно абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 49 презюмирует причинение вреда окружающей среде, если ответчиком не будет доказано обратное.
(Михайлова Б.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды зачастую сопряжено с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, которое согласно абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 49 презюмирует причинение вреда окружающей среде, если ответчиком не будет доказано обратное.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что российское законодательство устанавливает разные виды нормативов, например нормативы выработки, нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух и др.) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки и др.), однако применительно к рассматриваемому определению речь идет прежде всего о гигиенических нормативах.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Стоит отметить, что российское законодательство устанавливает разные виды нормативов, например нормативы выработки, нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух и др.) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки и др.), однако применительно к рассматриваемому определению речь идет прежде всего о гигиенических нормативах.
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Важным инструментом, обеспечивающим соблюдение нормативов, является надлежащее применение к нарушителям мер юридической ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" <11> при превышении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду причинение вреда презюмируется.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Важным инструментом, обеспечивающим соблюдение нормативов, является надлежащее применение к нарушителям мер юридической ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" <11> при превышении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду причинение вреда презюмируется.
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Принцип взаимосвязи водного объекта и ГТС призван обосновать необходимость разработки и строгого соблюдения специальных мер по охране вод и иных компонентов окружающей среды, затрагиваемых в ходе эксплуатации водохозяйственной системы как природно-антропогенного объекта, требующего специальных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и комплекса мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Принцип взаимосвязи водного объекта и ГТС призван обосновать необходимость разработки и строгого соблюдения специальных мер по охране вод и иных компонентов окружающей среды, затрагиваемых в ходе эксплуатации водохозяйственной системы как природно-антропогенного объекта, требующего специальных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и комплекса мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Специальные эколого-правовые ограничения экономической деятельности сформулированы более предметно. К таким ограничениям следует отнести требования Закона об охране окружающей среды о соблюдении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, о лицензировании отдельных видов экономической деятельности в области охраны окружающей среды, о получении комплексного экологического разрешения и предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду, о проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой экономической деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, о прохождении государственной экологической экспертизы и др.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Специальные эколого-правовые ограничения экономической деятельности сформулированы более предметно. К таким ограничениям следует отнести требования Закона об охране окружающей среды о соблюдении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, о лицензировании отдельных видов экономической деятельности в области охраны окружающей среды, о получении комплексного экологического разрешения и предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду, о проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой экономической деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, о прохождении государственной экологической экспертизы и др.
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Новеллой 2014 г. являются технологические показатели. Их законодатель определяет как показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги. Их разновидностью являются технологические показатели наилучших доступных технологий. Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Технологические показатели введены как основа для расчета нового вида нормативов допустимого воздействия на окружающую среду - технологических нормативов. То есть технологические показатели определяют пределы комплексного негативного воздействия на природу, производимую объектом промышленности на единицу продукции. Причиной введения данного нового вида нормирования является стремление государства снизить временные и денежные затраты как производителя на получение разрешительных документов на негативное воздействие на окружающую среду, так и уполномоченных органов по выдаче таких документов. Ранее действовавшая система предполагала расчет и согласование с уполномоченными государственными органами нормативов по каждому показателю вредного воздействия. Теперь владелец источника вредного воздействия рассчитывает технологический норматив на основе технологических показателей и получает комплексное экологическое разрешение один раз на объект негативного воздействий в целом либо на его часть (например, на технологический процесс). Для установления комментируемых нормативов используются именно технологические показатели наилучших доступных технологий. Как сказано в ст. 28.1 Федерального закона N 7-ФЗ, их применение направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. На Правительство Российской Федерации возложена обязанность разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, которые со временем должны обновляться. По состоянию на 2020 г. федеральными органами исполнительной власти утверждены порядка 40 таких показателей в различных областях хозяйственной деятельности - от технологий производства основных органических химических веществ до убоя животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях. Их внедрение всячески стимулируется государством. В частности, для лиц, использующих наилучшие доступные технологии, установлены льготы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также оказывается государственная финансовая поддержка.
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Новеллой 2014 г. являются технологические показатели. Их законодатель определяет как показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги. Их разновидностью являются технологические показатели наилучших доступных технологий. Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Технологические показатели введены как основа для расчета нового вида нормативов допустимого воздействия на окружающую среду - технологических нормативов. То есть технологические показатели определяют пределы комплексного негативного воздействия на природу, производимую объектом промышленности на единицу продукции. Причиной введения данного нового вида нормирования является стремление государства снизить временные и денежные затраты как производителя на получение разрешительных документов на негативное воздействие на окружающую среду, так и уполномоченных органов по выдаче таких документов. Ранее действовавшая система предполагала расчет и согласование с уполномоченными государственными органами нормативов по каждому показателю вредного воздействия. Теперь владелец источника вредного воздействия рассчитывает технологический норматив на основе технологических показателей и получает комплексное экологическое разрешение один раз на объект негативного воздействий в целом либо на его часть (например, на технологический процесс). Для установления комментируемых нормативов используются именно технологические показатели наилучших доступных технологий. Как сказано в ст. 28.1 Федерального закона N 7-ФЗ, их применение направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. На Правительство Российской Федерации возложена обязанность разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, которые со временем должны обновляться. По состоянию на 2020 г. федеральными органами исполнительной власти утверждены порядка 40 таких показателей в различных областях хозяйственной деятельности - от технологий производства основных органических химических веществ до убоя животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях. Их внедрение всячески стимулируется государством. В частности, для лиц, использующих наилучшие доступные технологии, установлены льготы по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, а также оказывается государственная финансовая поддержка.
Статья: О конкретизации уголовно-правовых норм на примере экологических преступлений
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В целом можно сказать, что, несмотря на значительное увеличение объема постановления, в нем присутствует ряд положений, представляющихся спорными или прямо вызывающих критику в силу своей неопределенности. Так, не стали объектом разъяснения те статьи УК РФ, не так часто встречающиеся в следственно-судебной практике, которые затрагивают нарушения правил охраны атмосферного воздуха, воды. К примеру, если по "традиционным" экологическим преступлениям (ст. 256, 258, 260 УК РФ) уже выработаны алгоритмы действий, определенные методики расследования и раскрытия, формулировки судебных решений, то в отношении ст. 250, 251, 252, 254 УК РФ сохраняются серьезные трудности их применения. Нуждаются в разъяснении Верховного Суда РФ понятия "нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, превышение которых свидетельствует о загрязнении воздуха" <16>.
(Кузнецова Н.И.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В целом можно сказать, что, несмотря на значительное увеличение объема постановления, в нем присутствует ряд положений, представляющихся спорными или прямо вызывающих критику в силу своей неопределенности. Так, не стали объектом разъяснения те статьи УК РФ, не так часто встречающиеся в следственно-судебной практике, которые затрагивают нарушения правил охраны атмосферного воздуха, воды. К примеру, если по "традиционным" экологическим преступлениям (ст. 256, 258, 260 УК РФ) уже выработаны алгоритмы действий, определенные методики расследования и раскрытия, формулировки судебных решений, то в отношении ст. 250, 251, 252, 254 УК РФ сохраняются серьезные трудности их применения. Нуждаются в разъяснении Верховного Суда РФ понятия "нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, превышение которых свидетельствует о загрязнении воздуха" <16>.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования экологического аудита
(Валентик М.С., Юсипова И.В.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Стимулирование к внедрению экоаудита в хозяйственную деятельность предприятий предполагается в следующих вариантах. Первым из них выступает метод поощрения добровольного регулярного применения экологического аудита. Так, видятся целесообразными предложения Л.В. Чхутиашвили, которая считает, что положительное аудиторское заключение может использоваться для отложения срока проведения органами государственного экологического надзора плановой проверки на трехгодичный период; предоставление заключения экоаудитора может выступать как основание для упрощенного определения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду <14>. Нам видится эффективной такая мера по установлению налоговых льгот по отдельным категориям налогов, к примеру налогу на имущество организаций.
(Валентик М.С., Юсипова И.В.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Стимулирование к внедрению экоаудита в хозяйственную деятельность предприятий предполагается в следующих вариантах. Первым из них выступает метод поощрения добровольного регулярного применения экологического аудита. Так, видятся целесообразными предложения Л.В. Чхутиашвили, которая считает, что положительное аудиторское заключение может использоваться для отложения срока проведения органами государственного экологического надзора плановой проверки на трехгодичный период; предоставление заключения экоаудитора может выступать как основание для упрощенного определения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду <14>. Нам видится эффективной такая мера по установлению налоговых льгот по отдельным категориям налогов, к примеру налогу на имущество организаций.