Нормативные затраты это
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативные затраты это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об утверждении нормативов цены и количества товаров (работ, услуг) при закупке для государственных (муниципальных) нужд и контроле в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 06.03.2020 N 24-01-06/17185)Таким образом, учитывая, что нормативные затраты - необходимые планируемые денежные средства для осуществления закупки товаров, работ, услуг государственных органов, которые учитываются при предоставлении и выделении субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом, утверждение нормативов цены (в цифровом значении) и количества является императивной нормой.
(Письмо Минфина России от 06.03.2020 N 24-01-06/17185)Таким образом, учитывая, что нормативные затраты - необходимые планируемые денежные средства для осуществления закупки товаров, работ, услуг государственных органов, которые учитываются при предоставлении и выделении субъектами бюджетного планирования бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом, утверждение нормативов цены (в цифровом значении) и количества является императивной нормой.
Готовое решение: Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что по умолчанию не нужно изменять (переутверждать) нормативные затраты ежегодно, равно как и вносить в них изменения в связи с тем, что в текущем году не проводилась закупка какого-либо товара (работы, услуги), в отношении которого утверждены нормативные затраты. Общими правилами нормирования закупок это не предусмотрено. Однако учтите, что региональными актами, принятыми в данной сфере, может быть предусмотрено иное.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что по умолчанию не нужно изменять (переутверждать) нормативные затраты ежегодно, равно как и вносить в них изменения в связи с тем, что в текущем году не проводилась закупка какого-либо товара (работы, услуги), в отношении которого утверждены нормативные затраты. Общими правилами нормирования закупок это не предусмотрено. Однако учтите, что региональными актами, принятыми в данной сфере, может быть предусмотрено иное.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047
(ред. от 20.07.2019)
"Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций"1. Настоящий документ устанавливает порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций в части закупок товаров, работ и услуг для обоснования в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупок, наименования объектов которых включаются в планы-графики закупок (далее - нормативные затраты).
(ред. от 20.07.2019)
"Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций"1. Настоящий документ устанавливает порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций в части закупок товаров, работ и услуг для обоснования в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупок, наименования объектов которых включаются в планы-графики закупок (далее - нормативные затраты).
Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084
(ред. от 31.10.2024)
"О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций"
(вместе с "Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций")2. Нормативные затраты применяются для обоснования закупок соответствующего федерального государственного органа, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций.
(ред. от 31.10.2024)
"О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций"
(вместе с "Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций")2. Нормативные затраты применяются для обоснования закупок соответствующего федерального государственного органа, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций.
Статья: Рекомендация Р-170/2025-ОК Маш "Сверхнормативные затраты"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по машиностроению (ОК Маш) 10.04.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Между тем понятие "нормативные" применительно к затратам используется в подпункте "б" пункта 27 ФСБУ 5/2019 в сочетании с термином "плановые". В соответствии с этим подпунктом плановые (нормативные) затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. В Стандарте отсутствуют положения, которые давали бы основания предполагать, что в двух соседних пунктах 26 и 27 в термин "нормативный" вкладывается разный смысл. Это значит, что в пункте 26 понятие "сверхнормативный" означает превышение нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. Это также означает, что понятие "сверхнормативный" не имеет отношения к количественным нормативам расходов, установленных отраслевыми актами органов власти, техническими регламентами или аналогичными внешними по отношению к организации документами. Основание для применения в бухгалтерском учете такого рода нормативов существует только тогда, когда они соответствуют нормальной обычной организации производственного процесса в организации и используются ее руководством при его планировании и бюджетировании.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по машиностроению (ОК Маш) 10.04.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Между тем понятие "нормативные" применительно к затратам используется в подпункте "б" пункта 27 ФСБУ 5/2019 в сочетании с термином "плановые". В соответствии с этим подпунктом плановые (нормативные) затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. В Стандарте отсутствуют положения, которые давали бы основания предполагать, что в двух соседних пунктах 26 и 27 в термин "нормативный" вкладывается разный смысл. Это значит, что в пункте 26 понятие "сверхнормативный" означает превышение нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. Это также означает, что понятие "сверхнормативный" не имеет отношения к количественным нормативам расходов, установленных отраслевыми актами органов власти, техническими регламентами или аналогичными внешними по отношению к организации документами. Основание для применения в бухгалтерском учете такого рода нормативов существует только тогда, когда они соответствуют нормальной обычной организации производственного процесса в организации и используются ее руководством при его планировании и бюджетировании.
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены требования к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) превышены нормативные затраты, установленные законодательством или иными НПА в сфере закупок при нормировании в этой сфере, - штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30.1 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены требования к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) превышены нормативные затраты, установленные законодательством или иными НПА в сфере закупок при нормировании в этой сфере, - штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30.1 КоАП РФ);