Нормативно правовой акт не был опубликован
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативно правовой акт не был опубликован (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...Судом установлено, что методика (методические указания), на которую ссылается Управление Роскомнадзора... на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания находилась на стадии согласования, она не является нормативно-правовым актом и не была опубликована в установленном законом порядке, в связи с чем не может быть вменена оператору связи в качестве обязательного для соблюдения документа. Использование расчетов, произведенных на основании такой методики, при проведении проверки является неправомерным..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Судом установлено, что методика (методические указания), на которую ссылается Управление Роскомнадзора... на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания находилась на стадии согласования, она не является нормативно-правовым актом и не была опубликована в установленном законом порядке, в связи с чем не может быть вменена оператору связи в качестве обязательного для соблюдения документа. Использование расчетов, произведенных на основании такой методики, при проведении проверки является неправомерным..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Официальное опубликование нормативных правовых актов: вопросы теории и практики
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Однако в практике применения нормативных правовых актов встречаются случаи, когда нормативные правовые акты не опубликованы в установленном порядке, а значит, они противоречат закону полностью или в части. По данному вопросу исследователи в сфере судебного контроля ведут авторскую дискуссию по вопросу законности нормативных правовых актов, которые не опубликованы. Например, Н.А. Васильчикова отмечает, что незарегистрированный и неопубликованный нормативный правовой акт противоречит закону <14>. В отношении таких нормативных правовых актов наступает судебный контроль в лице Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Однако в практике применения нормативных правовых актов встречаются случаи, когда нормативные правовые акты не опубликованы в установленном порядке, а значит, они противоречат закону полностью или в части. По данному вопросу исследователи в сфере судебного контроля ведут авторскую дискуссию по вопросу законности нормативных правовых актов, которые не опубликованы. Например, Н.А. Васильчикова отмечает, что незарегистрированный и неопубликованный нормативный правовой акт противоречит закону <14>. В отношении таких нормативных правовых актов наступает судебный контроль в лице Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Пункт 6 комментируемой статьи содержит гарантию реализации принципа открытости и предсказуемости обязательных требований, установленного ст. 8 комментируемого Федерального закона. Согласно ч. 3 данной статьи не применяются обязательные требования, содержащиеся в неопубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах. Поэтому в п. 6 ст. 15 комментируемого Закона предусматривается, что с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)6. Пункт 6 комментируемой статьи содержит гарантию реализации принципа открытости и предсказуемости обязательных требований, установленного ст. 8 комментируемого Федерального закона. Согласно ч. 3 данной статьи не применяются обязательные требования, содержащиеся в неопубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах. Поэтому в п. 6 ст. 15 комментируемого Закона предусматривается, что с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Нормативные акты
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)6. С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)6. С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<4> Медведев И.Р. Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 11. С. 7.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)<4> Медведев И.Р. Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 11. С. 7.
Статья: Частноправовые аспекты права на информацию о пространственных данных объектов археологического наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2025, N 3)Решение поставленной задачи в русле выдачи копии НПА приводит к неоднозначным выводам. Во-первых, объем предоставляемых сведений в отношении ОКН закреплен Законом об ОКН, который не предусматривает предоставление копии документа какому-либо лицу. Во-вторых, если часть сведений такого НПА не подлежит публикации, то могут ли они вообще предоставляться даже и тем лицам, права и обязанности которых непосредственно затронуты указанным актом.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2025, N 3)Решение поставленной задачи в русле выдачи копии НПА приводит к неоднозначным выводам. Во-первых, объем предоставляемых сведений в отношении ОКН закреплен Законом об ОКН, который не предусматривает предоставление копии документа какому-либо лицу. Во-вторых, если часть сведений такого НПА не подлежит публикации, то могут ли они вообще предоставляться даже и тем лицам, права и обязанности которых непосредственно затронуты указанным актом.
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)- в условиях противодействия международным санкциям государству приходится отступать от традиционных подходов к правовому регулированию общественных отношений, что в обычных условиях могло бы трактоваться как нарушение основополагающих принципов права. Так, в целях обеспечения гибкости валютного регулирования некоторые аспекты валютных отношений (в частности, установление процента обязательной продажи части валютной выручки и сроков такой продажи) могут определяться актами, не носящими нормативный характер (решениями Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и Совета директоров Банка России), а нормативные правовые акты могут не публиковаться (как в случае с Указом Президента РФ "Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)") в целях защиты прав и законных интересов российских резидентов. Вместе с тем экзистенциальный характер угроз, которые несет за собой глобальное противостояние России и стран коллективного Запада, обусловливает необходимость изыскания новых подходов к регулированию общественных отношений. Право не следует оценивать исключительно с точки зрения формального подхода - оно должно обеспечивать гибкость регулирования общественных отношений с учетом всех обстоятельств. В то же время недопустим и волюнтаризм. Валютное регулирование должно быть направлено на защиту публичного интереса и при этом в необходимой степени учитывать интересы частных субъектов;
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)- в условиях противодействия международным санкциям государству приходится отступать от традиционных подходов к правовому регулированию общественных отношений, что в обычных условиях могло бы трактоваться как нарушение основополагающих принципов права. Так, в целях обеспечения гибкости валютного регулирования некоторые аспекты валютных отношений (в частности, установление процента обязательной продажи части валютной выручки и сроков такой продажи) могут определяться актами, не носящими нормативный характер (решениями Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и Совета директоров Банка России), а нормативные правовые акты могут не публиковаться (как в случае с Указом Президента РФ "Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)") в целях защиты прав и законных интересов российских резидентов. Вместе с тем экзистенциальный характер угроз, которые несет за собой глобальное противостояние России и стран коллективного Запада, обусловливает необходимость изыскания новых подходов к регулированию общественных отношений. Право не следует оценивать исключительно с точки зрения формального подхода - оно должно обеспечивать гибкость регулирования общественных отношений с учетом всех обстоятельств. В то же время недопустим и волюнтаризм. Валютное регулирование должно быть направлено на защиту публичного интереса и при этом в необходимой степени учитывать интересы частных субъектов;
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Требование "общедоступности" законов и других нормативных актов вообще вытекает из конституционных положений: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Кроме того, согласно ст. 1 Закона о порядке опубликования законодательства на территории Российской Федерации, применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Требование "общедоступности" законов и других нормативных актов вообще вытекает из конституционных положений: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Кроме того, согласно ст. 1 Закона о порядке опубликования законодательства на территории Российской Федерации, применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Первые проявления регуляторной гильотины появились в Законе N 294-ФЗ уже в 2015 г., когда вступил в силу запрет проверять выполнение требований нормативных правовых актов СССР и РСФСР, не соответствующих действующему законодательству, и требований, введенных неопубликованными нормативными правовыми актами <1>. Тогда же было принято решение о создании единого реестра проверок и о расширительном толковании принципа открытости и доступности контрольно-надзорной деятельности за счет обязательного раскрытия информации об организации и о проведении проверок, об их результатах.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Первые проявления регуляторной гильотины появились в Законе N 294-ФЗ уже в 2015 г., когда вступил в силу запрет проверять выполнение требований нормативных правовых актов СССР и РСФСР, не соответствующих действующему законодательству, и требований, введенных неопубликованными нормативными правовыми актами <1>. Тогда же было принято решение о создании единого реестра проверок и о расширительном толковании принципа открытости и доступности контрольно-надзорной деятельности за счет обязательного раскрытия информации об организации и о проведении проверок, об их результатах.