Нормативно-Правовые акты роспотребнадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативно-Правовые акты роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Производственный контроль" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Роспотребнадзор, реализуя возложенные на него нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, дискреционные полномочия, при разработке Санитарных правил в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства включил в них требования к организации и осуществлению субъектами, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, производственного контроля качества питьевой и горячей воды в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека. Вывод суда о том, что предписания пункта 77 Санитарных правил и пункта 1 Приложения N 4 к Санитарным правилам основаны на требованиях действующего законодательства и прав административного истца не нарушают, является верным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о гарантиях прав контролируемых лиц
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 27.03.2023) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <19> определена функциональная специализация системы федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них выполняет строго определенные функции. По общему замыслу функция по надзору и контролю закреплена за федеральными службами. Однако такая специализация соблюдается далеко не всегда. Помимо контрольной функции, федеральные службы и агентства зачастую выполняют и другие, в том числе разработку и принятие нормативных правовых актов (например, Роспотребнадзор, ФАС России, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль и др.). Эта практика, как справедливо указывают специалисты, "отвлекает федеральные службы от реализации их основной надзорной деятельности" <20>.
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 27.03.2023) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <19> определена функциональная специализация системы федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них выполняет строго определенные функции. По общему замыслу функция по надзору и контролю закреплена за федеральными службами. Однако такая специализация соблюдается далеко не всегда. Помимо контрольной функции, федеральные службы и агентства зачастую выполняют и другие, в том числе разработку и принятие нормативных правовых актов (например, Роспотребнадзор, ФАС России, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль и др.). Эта практика, как справедливо указывают специалисты, "отвлекает федеральные службы от реализации их основной надзорной деятельности" <20>.
Статья: Содержание основных мероприятий по обеспечению эвакуации населения
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 9)4. Контроль за наличием других вредных веществ в воде должен проводиться в соответствии с нормативно-правовыми актами Роспотребнадзора.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 9)4. Контроль за наличием других вредных веществ в воде должен проводиться в соответствии с нормативно-правовыми актами Роспотребнадзора.
Нормативные акты
Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2022 N 267
"О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2022 N 68898)Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2022 г. N 68898
"О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2022 N 68898)Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2022 г. N 68898
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Есть и обратные примеры, когда прокурор неверно определял начало действия нормативных правовых актов Роспотребнадзора. Так, суд не согласился с выводами прокурора о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП, так как Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15 об утверждении СП 3.1.3597-20 официально опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 мая 2020 г., вступило в законную силу 7 июня 2020 г. и на момент совершения должностным лицом правонарушения не действовало <20>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Есть и обратные примеры, когда прокурор неверно определял начало действия нормативных правовых актов Роспотребнадзора. Так, суд не согласился с выводами прокурора о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП, так как Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15 об утверждении СП 3.1.3597-20 официально опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 мая 2020 г., вступило в законную силу 7 июня 2020 г. и на момент совершения должностным лицом правонарушения не действовало <20>.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)2. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> определена функциональная специализация системы федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них выполняет строго определенные функции. По общему правилу функция по надзору и контролю закреплена за федеральными службами. Однако такая специализация, как верно отмечается в литературе, соблюдается далеко не всегда <2>. Анализ положений контрольно-надзорных органов показывает, что, помимо контрольной функции, федеральные службы зачастую выполняют и другие функции, включая разработку и принятие нормативных правовых актов (например, Роспотребнадзор, ФАС России, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование и др.). Эта практика, на что справедливо обращено внимание, "отвлекает федеральные службы от реализации их основной надзорной деятельности" <3>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)2. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> определена функциональная специализация системы федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них выполняет строго определенные функции. По общему правилу функция по надзору и контролю закреплена за федеральными службами. Однако такая специализация, как верно отмечается в литературе, соблюдается далеко не всегда <2>. Анализ положений контрольно-надзорных органов показывает, что, помимо контрольной функции, федеральные службы зачастую выполняют и другие функции, включая разработку и принятие нормативных правовых актов (например, Роспотребнадзор, ФАС России, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование и др.). Эта практика, на что справедливо обращено внимание, "отвлекает федеральные службы от реализации их основной надзорной деятельности" <3>.
Статья: О правилах установления приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации в течение переходного периода
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) Роспотребнадзор был наделен полномочием по принятию "методики установления седьмой подзоны ПАТ, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном п. 3.2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ)" (далее - Методика). Предусматривая указанное, Воздушный кодекс РФ при этом не определяет, для решения каких конкретных задач предназначена Методика, а ссылка на п. 3.2 ст. 47, который сам по себе может быть истолкован по-разному, лишь усугубляет эту неопределенность. По факту вместо нормативного правового акта Роспотребнадзора Главным государственным санитарным врачом РФ был утвержден нормативно-технический документ рекомендательного характера - МР 2.5/4.3.0258-21 "Методика установления (изменения) седьмой подзоны приаэродромной территории. Методические рекомендации" [10], который, однако, имеет все предпосылки стать обязательным в практике проектирования ПАТ и деятельности органов публичной власти. В связи с последним обстоятельством важно отметить, что в противоречие Воздушному кодексу РФ Положение о ПАТ значительно изменило область применения Методики, не связывая последнюю с неким "случаем, предусмотренным п. 3.2" и предусматривая ее использование при обосновании границ седьмой подзоны, зонировании седьмой подзоны (имеется в виду выделение внутри седьмой подзоны неких секторов с различными режимами, что не соответствует федеральному закону) и отдельном установлении седьмой подзоны актом Роспотребнадзора и подготовке не предусмотренного федеральным законом проекта обоснования границ седьмой подзоны, представляемого для такого установления. Подробно не рассматривая содержание МР 2.5/4.3.0258-21, необходимо констатировать, что данный документ во многом не соответствует действующему законодательству, при этом его появление, в сочетании с легализующими его нормами Положения о ПАТ, в части седьмой подзоны существенно сказалось на требованиях к проекту решения об установлении ПАТ, ее установлению и, более того, режиму ограничений, при этом неизбежно затрагивая, так или иначе, права и обязанности органов публичной власти, правообладателей объектов недвижимости, попадающих в седьмую подзону, и лиц, ответственных за подготовку проекта решения об установлении ПАТ (оператор аэродрома, застройщик);
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) Роспотребнадзор был наделен полномочием по принятию "методики установления седьмой подзоны ПАТ, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном п. 3.2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ)" (далее - Методика). Предусматривая указанное, Воздушный кодекс РФ при этом не определяет, для решения каких конкретных задач предназначена Методика, а ссылка на п. 3.2 ст. 47, который сам по себе может быть истолкован по-разному, лишь усугубляет эту неопределенность. По факту вместо нормативного правового акта Роспотребнадзора Главным государственным санитарным врачом РФ был утвержден нормативно-технический документ рекомендательного характера - МР 2.5/4.3.0258-21 "Методика установления (изменения) седьмой подзоны приаэродромной территории. Методические рекомендации" [10], который, однако, имеет все предпосылки стать обязательным в практике проектирования ПАТ и деятельности органов публичной власти. В связи с последним обстоятельством важно отметить, что в противоречие Воздушному кодексу РФ Положение о ПАТ значительно изменило область применения Методики, не связывая последнюю с неким "случаем, предусмотренным п. 3.2" и предусматривая ее использование при обосновании границ седьмой подзоны, зонировании седьмой подзоны (имеется в виду выделение внутри седьмой подзоны неких секторов с различными режимами, что не соответствует федеральному закону) и отдельном установлении седьмой подзоны актом Роспотребнадзора и подготовке не предусмотренного федеральным законом проекта обоснования границ седьмой подзоны, представляемого для такого установления. Подробно не рассматривая содержание МР 2.5/4.3.0258-21, необходимо констатировать, что данный документ во многом не соответствует действующему законодательству, при этом его появление, в сочетании с легализующими его нормами Положения о ПАТ, в части седьмой подзоны существенно сказалось на требованиях к проекту решения об установлении ПАТ, ее установлению и, более того, режиму ограничений, при этом неизбежно затрагивая, так или иначе, права и обязанности органов публичной власти, правообладателей объектов недвижимости, попадающих в седьмую подзону, и лиц, ответственных за подготовку проекта решения об установлении ПАТ (оператор аэродрома, застройщик);