Нормативная нагрузка автодороги
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативная нагрузка автодороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Ставропольского краевого суда от 21.12.2023 по делу N 7-938/2023 (УИД 26RS0020-01-2023-002119-98)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Так, согласно Приложения N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, установлена допустимая нагрузка. То обстоятельство, что согласно техническим параметрам распределение полной массы по осям предполагает на заднюю ось 16 000х2 (MAN), не свидетельствует о выполнении Обществом требований названных Правил. Технические характеристики и возможности транспортного средства не могут являться основанием к несоблюдению установленных Правил. Довод жалобы о том, что одна из осей транспортного средства является двускатной, а потому, по мнению защитника, предельный показатель нагрузки может быть увеличен вдвое, основан на неверном толковании законодательства, которым предельно допустимый показатель нагрузки на ось определен с учетом расположения осей транспортного средства, расстояния между сближенными осями и нормативной нагрузки автомобильной дороги. Таким образом, вопреки доводам жалобы, возможность корректировки установленных норм не предусмотрена.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Так, согласно Приложения N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, установлена допустимая нагрузка. То обстоятельство, что согласно техническим параметрам распределение полной массы по осям предполагает на заднюю ось 16 000х2 (MAN), не свидетельствует о выполнении Обществом требований названных Правил. Технические характеристики и возможности транспортного средства не могут являться основанием к несоблюдению установленных Правил. Довод жалобы о том, что одна из осей транспортного средства является двускатной, а потому, по мнению защитника, предельный показатель нагрузки может быть увеличен вдвое, основан на неверном толковании законодательства, которым предельно допустимый показатель нагрузки на ось определен с учетом расположения осей транспортного средства, расстояния между сближенными осями и нормативной нагрузки автомобильной дороги. Таким образом, вопреки доводам жалобы, возможность корректировки установленных норм не предусмотрена.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 03.09.2024 по делу N 7р-207/2024 (УИД 19RS0005-01-2024-000125-82)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Довод жалобы Б.О. о том, что запрещающий знак 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" об ограничении массы, приходящейся на ось транспортного средства в 10 т, установлен только перед рамкой СВК и не предоставлена объездная дорога для этого участка дороги, не свидетельствует о необоснованности привлечения к административной ответственности. Поскольку ни Правила дорожного движения, ни Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, ни иные акты, содержание нормы, регулирующие правоотношения в области безопасности дорожного движения, не требуют использования средств дорожного регулирования для информирования водителей о действующих в пределах автомобильной дороги предельно допустимых нагрузках на оси транспортного средства, при которых обеспечивается ее сохранность. Исключение составляют лишь автомобильные дороги, рассчитанные на нормативную нагрузку 6 тонн.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Довод жалобы Б.О. о том, что запрещающий знак 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" об ограничении массы, приходящейся на ось транспортного средства в 10 т, установлен только перед рамкой СВК и не предоставлена объездная дорога для этого участка дороги, не свидетельствует о необоснованности привлечения к административной ответственности. Поскольку ни Правила дорожного движения, ни Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, ни иные акты, содержание нормы, регулирующие правоотношения в области безопасности дорожного движения, не требуют использования средств дорожного регулирования для информирования водителей о действующих в пределах автомобильной дороги предельно допустимых нагрузках на оси транспортного средства, при которых обеспечивается ее сохранность. Исключение составляют лишь автомобильные дороги, рассчитанные на нормативную нагрузку 6 тонн.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) дорожного хозяйства относятся к не подлежащим категорированию?
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)Ответ: Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения); мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные (пункт V Приказа Минтранса России от 28.08.2020 N 331).
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)Ответ: Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения); мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные (пункт V Приказа Минтранса России от 28.08.2020 N 331).
Вопрос: Какое покрытие возможно сделать на грунтовой дороге (без проведения реконструкции дорожного полотна) в населенном пункте для уменьшения пыления в сухую погоду?
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)В соответствии с ГОСТ Р 58818-2020 выбор конструкции дорожной одежды и типа покрытия обосновывается назначением и категорией проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава транспортного потока, нормативной нагрузки, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)В соответствии с ГОСТ Р 58818-2020 выбор конструкции дорожной одежды и типа покрытия обосновывается назначением и категорией проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава транспортного потока, нормативной нагрузки, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"Н - нормативная нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, тонн;
"Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"Н - нормативная нагрузка на ось транспортного средства для автомобильной дороги, тонн;
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"6. При промерзании грунта земляного полотна под дорожной одеждой на величину 0,4 метра и более допускается увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения соответствующей информации на своем официальном сайте:
(ред. от 27.05.2025)
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"6. При промерзании грунта земляного полотна под дорожной одеждой на величину 0,4 метра и более допускается увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения соответствующей информации на своем официальном сайте:
Статья: Автодороги. Мнения
(Бородин А., Блинкин М., Храпач С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 8)<*> т-км и пасс. км на 1 км автомобильных дорог с твердым покрытием.
(Бородин А., Блинкин М., Храпач С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 8)<*> т-км и пасс. км на 1 км автомобильных дорог с твердым покрытием.
Статья: Автодороги. Мнения
(Федяев П., Вдовин И., Бородин А., Позднякова О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В докладе Счетной палаты Российской Федерации отмечено нивелирование положительных результатов по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог в отдельном регионе из-за последствий процесса строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (М-12). Полностью поддерживая данный вывод, можно добавить, что последствия проявляются не только в количественном эквиваленте по доле дорог, содержащихся в нормативном состоянии и объеме средств, требуемых для ремонта этих дорог, но также в снижении качества жизни людей. Пыль, загазованность и круглосуточное превышение допустимого уровня шума из-за постоянного движения грузового транспорта по жилым улицам и дорогам, которые не были предназначены для такой нагрузки, приводят к снижению безопасности и самочувствия граждан, невозможности полноценно отдохнуть. А ухудшение состояния дорог создает проблемы, связанные с невозможностью проехать к месту работы или учебы, социально значимым объектам. Об этом периодически поступают жалобы от граждан из разных регионов.
(Федяев П., Вдовин И., Бородин А., Позднякова О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В докладе Счетной палаты Российской Федерации отмечено нивелирование положительных результатов по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог в отдельном регионе из-за последствий процесса строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (М-12). Полностью поддерживая данный вывод, можно добавить, что последствия проявляются не только в количественном эквиваленте по доле дорог, содержащихся в нормативном состоянии и объеме средств, требуемых для ремонта этих дорог, но также в снижении качества жизни людей. Пыль, загазованность и круглосуточное превышение допустимого уровня шума из-за постоянного движения грузового транспорта по жилым улицам и дорогам, которые не были предназначены для такой нагрузки, приводят к снижению безопасности и самочувствия граждан, невозможности полноценно отдохнуть. А ухудшение состояния дорог создает проблемы, связанные с невозможностью проехать к месту работы или учебы, социально значимым объектам. Об этом периодически поступают жалобы от граждан из разных регионов.