Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению
Подборка наиболее важных документов по запросу Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебная экономическая экспертиза и ее виды в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...при разрешении спора судом апелляционной инстанции правомерно принят во внимание приказ Управления государственного регулирования тарифов... области... которым... утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемые для расчета размера платы потребителям... области при отсутствии приборов учета тепловой энергии... что и было принято за основу экспертом при проведении экспертизы и апелляционной инстанцией при постановке обжалуемого судебного постановления.
(КонсультантПлюс, 2025)...при разрешении спора судом апелляционной инстанции правомерно принят во внимание приказ Управления государственного регулирования тарифов... области... которым... утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемые для расчета размера платы потребителям... области при отсутствии приборов учета тепловой энергии... что и было принято за основу экспертом при проведении экспертизы и апелляционной инстанцией при постановке обжалуемого судебного постановления.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 424 "Цена" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории субъекта Российской Федерации признаны недействующими со дня принятия.
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории субъекта Российской Федерации признаны недействующими со дня принятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за отопление?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при расчете размера платы за отопление применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавший по состоянию на 30.06.2012 и рассчитанный на месяц календарного года, то величина Pk.пр в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется исходя из указанного норматива с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода (принимается как целое число месяцев, округленное в сторону ближайшего целого) (п. п. 2(2), 6(1) Приложения N 2 к Правилам).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при расчете размера платы за отопление применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавший по состоянию на 30.06.2012 и рассчитанный на месяц календарного года, то величина Pk.пр в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется исходя из указанного норматива с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода (принимается как целое число месяцев, округленное в сторону ближайшего целого) (п. п. 2(2), 6(1) Приложения N 2 к Правилам).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")2(2). В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3), 2(3-1), 2(4) и 2(4-1). Указанные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанные на месяцы календарного года, применяются с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а при отсутствии такого решения - исходя из продолжительности периода со среднесуточной температурой воздуха ниже 8 °C, определенной на основании пункта 2.1 и таблицы 3.1 СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", приведенной к средней продолжительности месяца (30,5 дня). При этом значение продолжительности отопительного периода принимается как целое число месяцев, округленное в сторону ближайшего целого.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")2(2). В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3), 2(3-1), 2(4) и 2(4-1). Указанные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанные на месяцы календарного года, применяются с учетом коэффициента, равного отношению 12 месяцев к количеству месяцев продолжительности отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а при отсутствии такого решения - исходя из продолжительности периода со среднесуточной температурой воздуха ниже 8 °C, определенной на основании пункта 2.1 и таблицы 3.1 СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология", приведенной к средней продолжительности месяца (30,5 дня). При этом значение продолжительности отопительного периода принимается как целое число месяцев, округленное в сторону ближайшего целого.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Например, решением Пермского краевого суда от 19 апреля 2017 г. удовлетворено административное исковое заявление первого заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими со дня принятия следующих Постановлений Правительства Пермского края, утверждающих нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципальных образований: от 23 сентября 2015 г. N 677-п-681-п, от 28 сентября 2015 г. N 739-п, 741-п-747-п, от 7 октября 2015 г. N 803-п-809-п; от 8 октября 2015 г. N 817-п, от 12 октября 2015 г. N 822-п-830-п, от 15 октября 2015 г. N 841-п, 842-п, от 19 октября 2015 г. N 850-п-860-п и от 22 октября 2015 г. N 878-п. Оставляя указанное решение без изменения, Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном определении от 31 августа 2017 г. N 44-АПГ17-8 отверг довод апелляционной жалобы о том, что каждый оспариваемый нормативный правовой акт подлежал рассмотрению в отдельном производстве. Указано, что в силу ч. 2 ст. 136 КАС РФ совершение указанных процессуальных действий является правом суда, которое может быть реализовано в случае, если суд признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Например, решением Пермского краевого суда от 19 апреля 2017 г. удовлетворено административное исковое заявление первого заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими со дня принятия следующих Постановлений Правительства Пермского края, утверждающих нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципальных образований: от 23 сентября 2015 г. N 677-п-681-п, от 28 сентября 2015 г. N 739-п, 741-п-747-п, от 7 октября 2015 г. N 803-п-809-п; от 8 октября 2015 г. N 817-п, от 12 октября 2015 г. N 822-п-830-п, от 15 октября 2015 г. N 841-п, 842-п, от 19 октября 2015 г. N 850-п-860-п и от 22 октября 2015 г. N 878-п. Оставляя указанное решение без изменения, Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном определении от 31 августа 2017 г. N 44-АПГ17-8 отверг довод апелляционной жалобы о том, что каждый оспариваемый нормативный правовой акт подлежал рассмотрению в отдельном производстве. Указано, что в силу ч. 2 ст. 136 КАС РФ совершение указанных процессуальных действий является правом суда, которое может быть реализовано в случае, если суд признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю. Также принимается равным нулю норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в случае, если технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещении приборов отопления, или в случае, если в соответствии с установленными законодательством требованиями проведено переустройство помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306; п. п. 2(3-1), 2(4-1) Приложения N 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю. Также принимается равным нулю норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в случае, если технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в помещении приборов отопления, или в случае, если в соответствии с установленными законодательством требованиями проведено переустройство помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306; п. п. 2(3-1), 2(4-1) Приложения N 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Ситуация: Как устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (п. п. 1, 10 Правил N 306).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (п. п. 1, 10 Правил N 306).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)До внесения в правовое регулирование соответствующих изменений расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)До внесения в правовое регулирование соответствующих изменений расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Эти положения получили развитие в судебной практике. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 7 июня 2019 г. N 308-ЭС18-25891, указывая на необходимость оплаты ресурса, потребленного на общедомовые нужды, отмечает, что отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды. Более того, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогична изложенной в приложении N 2 Правил N 354. Достоверность таких расчетов проверяется судом наряду с другими доказательствами на основе ст. 9, 65, 66, 71 АПК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Эти положения получили развитие в судебной практике. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 7 июня 2019 г. N 308-ЭС18-25891, указывая на необходимость оплаты ресурса, потребленного на общедомовые нужды, отмечает, что отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды. Более того, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогична изложенной в приложении N 2 Правил N 354. Достоверность таких расчетов проверяется судом наряду с другими доказательствами на основе ст. 9, 65, 66, 71 АПК РФ.