Норматив накладных расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Норматив накладных расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8.3 "Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ"С учетом изложенного управление установило, что заказчик в нарушение требований пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса, письма Минрегиона России от 26.11.2012 N 29630-ВК/19, пунктов 5.5 и 5.6 Методических рекомендаций N 81/пр, применил неверные значения сметных нормативов, а именно индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, не включенных в федеральный реестр сметных нормативов; не подлежащие применению понижающие коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли; не подлежащий применению коэффициент учитывающий усложняющие факторы (производство ремонтных работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условия)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что такое накладные расходы?
(Консультация эксперта, 2025)Нормирование накладных расходов
(Консультация эксперта, 2025)Нормирование накладных расходов
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН).
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН).
Приказ Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр
(ред. от 26.07.2022)
"Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 N 62869)Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2021 г. N 62869
(ред. от 26.07.2022)
"Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 N 62869)Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2021 г. N 62869
Готовое решение: Как определить цену по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)общепроизводственные и общехозяйственные расходы (накладные расходы) (пп. "д" п. 18 Методики определения сметной стоимости строительства). Это могут быть административно-хозяйственные расходы (оплата труда, нотариальное оформление документов, закупка канцелярии, страхование и др.), расходы на обслуживание работников строительства (обучение, оценка квалификации, медицинское обеспечение и др.), расходы на организацию работ на строительных площадках (ремонт инструментов, сторожевая охрана, геодезические работы и др.), прочие расходы (реклама, сертификация, налоги и сборы и др.) (п. п. 11 - 14 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов, утвержденной Приказом Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр);
(КонсультантПлюс, 2025)общепроизводственные и общехозяйственные расходы (накладные расходы) (пп. "д" п. 18 Методики определения сметной стоимости строительства). Это могут быть административно-хозяйственные расходы (оплата труда, нотариальное оформление документов, закупка канцелярии, страхование и др.), расходы на обслуживание работников строительства (обучение, оценка квалификации, медицинское обеспечение и др.), расходы на организацию работ на строительных площадках (ремонт инструментов, сторожевая охрана, геодезические работы и др.), прочие расходы (реклама, сертификация, налоги и сборы и др.) (п. п. 11 - 14 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов, утвержденной Приказом Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр);
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Данная информация свидетельствует об отсутствии в настоящее время установленных в соответствующем порядке нормативов затрат на оплату труда, накладных расходов, прибыли и др., включаемых в цену государственного контракта, контракта, а также в размер взносов в капиталы и субсидии, что не позволяет расчетным способом анализировать обоснованность затрат, включаемых в договорную цену.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Данная информация свидетельствует об отсутствии в настоящее время установленных в соответствующем порядке нормативов затрат на оплату труда, накладных расходов, прибыли и др., включаемых в цену государственного контракта, контракта, а также в размер взносов в капиталы и субсидии, что не позволяет расчетным способом анализировать обоснованность затрат, включаемых в договорную цену.
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения4.2. Является ли основанием для уменьшения твердой цены по госконтракту неприменение при составлении сметы понижающих коэффициентов, нормативов сметной прибыли, методических указаний по определению величины накладных расходов
Статья: Затраты на предоставление независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на выполнение строительных работ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)С этой нормой коррелирует подп. "и" п. 17 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства <2>, в силу которого в числе прочих расходов учитываются затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве ОИК/ОГО, определяемые в соответствии с нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)С этой нормой коррелирует подп. "и" п. 17 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства <2>, в силу которого в числе прочих расходов учитываются затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве ОИК/ОГО, определяемые в соответствии с нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.