Норма времени в апреле
Подборка наиболее важных документов по запросу Норма времени в апреле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.03.2025 по делу N 33-4616/2025 (УИД 66RS0009-01-2024-004363-46)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца в должности музыкального руководителя в детском комбинате.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Согласно производственному календарю (1996 год) при 24-часовой норма продолжительности рабочего времени в апреле составляет 105,6 часов; из лицевого счета следует, что в апреле 1996 года истцом отработано 114 часов (78 + 36); в октябре норма продолжительности рабочего времени составляет 110,4 час. из лицевого счета следует, что в октябре 1996 года истцом отработано 132 часа (88 + 44). Расчет стажа, приведенный истцом в апелляционной жалобе, требованиям вышеуказанных норм закона не соответствует, он не подтверждает выполнение истцом нормы педагогической нагрузки за 1 ставки в спорные периоды.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца в должности музыкального руководителя в детском комбинате.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Согласно производственному календарю (1996 год) при 24-часовой норма продолжительности рабочего времени в апреле составляет 105,6 часов; из лицевого счета следует, что в апреле 1996 года истцом отработано 114 часов (78 + 36); в октябре норма продолжительности рабочего времени составляет 110,4 час. из лицевого счета следует, что в октябре 1996 года истцом отработано 132 часа (88 + 44). Расчет стажа, приведенный истцом в апелляционной жалобе, требованиям вышеуказанных норм закона не соответствует, он не подтверждает выполнение истцом нормы педагогической нагрузки за 1 ставки в спорные периоды.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2023 по делу N 88-16586/2023, 2-5419/2022 (УИД 59RS0007-01-2022-003414-38)
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования абонента: 1) Об оспаривании начисления платы; 2) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной тепловой энергии; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Ответчиком незаконно предъявлена плата за услуги по отоплению за спорный период по нормативу, несмотря на наличие общедомового прибора учета.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и доводы о том, что ПАО "Т Плюс" незаконно выставлена оплата за отопление за май 2019 года, в то время как отопительный сезон закончился в апреле 2019 года, поскольку нормами законодательства не предусмотрена возможность корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при уменьшении фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги, а потому суды пришли к правильному выводу о том, что истцы должны вносить плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода с октября по май включительно.
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования абонента: 1) Об оспаривании начисления платы; 2) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной тепловой энергии; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Ответчиком незаконно предъявлена плата за услуги по отоплению за спорный период по нормативу, несмотря на наличие общедомового прибора учета.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и доводы о том, что ПАО "Т Плюс" незаконно выставлена оплата за отопление за май 2019 года, в то время как отопительный сезон закончился в апреле 2019 года, поскольку нормами законодательства не предусмотрена возможность корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при уменьшении фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги, а потому суды пришли к правильному выводу о том, что истцы должны вносить плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода с октября по май включительно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Законодательство Белоруссии предусматривает такие способы размещения заказа, как: открытый и закрытый конкурс, электронный аукцион, биржевые торги, запрос ценовых предложений и закупка у одного источника. Данные способы схожи с российскими (за исключением биржевых торгов). Вместе с тем нормы Белоруссии не требуют от госзаказчика, чтобы он формировал в своей структуре специализированный орган для закупок, в то время как нормы российского Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) устанавливают такое правило (так, ст. 39 требует сформировать специальную "комиссию по осуществлению закупок").
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Законодательство Белоруссии предусматривает такие способы размещения заказа, как: открытый и закрытый конкурс, электронный аукцион, биржевые торги, запрос ценовых предложений и закупка у одного источника. Данные способы схожи с российскими (за исключением биржевых торгов). Вместе с тем нормы Белоруссии не требуют от госзаказчика, чтобы он формировал в своей структуре специализированный орган для закупок, в то время как нормы российского Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) устанавливают такое правило (так, ст. 39 требует сформировать специальную "комиссию по осуществлению закупок").
Готовое решение: Как привлечь работников к сверхурочной работе
(КонсультантПлюс, 2025)В конце учетного периода подсчитайте количество рабочих часов, фактически отработанных данным работником, и сравните их с нормальной продолжительностью рабочего времени у соответствующей категории работников. Разница и будет равна количеству часов сверхурочной работы. Фактически отработанные рабочие часы указаны в табеле учета рабочего времени.
(КонсультантПлюс, 2025)В конце учетного периода подсчитайте количество рабочих часов, фактически отработанных данным работником, и сравните их с нормальной продолжительностью рабочего времени у соответствующей категории работников. Разница и будет равна количеству часов сверхурочной работы. Фактически отработанные рабочие часы указаны в табеле учета рабочего времени.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" и изданием приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" 28 января 2016 г. К. была уведомлена работодателем о том, что с 1 апреля 2016 г. изменяются определенные трудовым договором от 15 марта 2011 г. условия в части продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью 28 календарных дней, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" и изданием приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" 28 января 2016 г. К. была уведомлена работодателем о том, что с 1 апреля 2016 г. изменяются определенные трудовым договором от 15 марта 2011 г. условия в части продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью 28 календарных дней, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 52
"О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров"Частью четвертой статьи 348.8 ТК РФ допускается превышение спортсменом, не достигшим возраста восемнадцати лет, предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Такие нормы нагрузок установлены в соответствии со статьей 265 ТК РФ постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 года N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную". Превышение указанных норм нагрузок спортсменом, не достигшим возраста восемнадцати лет, возможно во время участия в спортивных мероприятиях, если это необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
"О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров"Частью четвертой статьи 348.8 ТК РФ допускается превышение спортсменом, не достигшим возраста восемнадцати лет, предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Такие нормы нагрузок установлены в соответствии со статьей 265 ТК РФ постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 года N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную". Превышение указанных норм нагрузок спортсменом, не достигшим возраста восемнадцати лет, возможно во время участия в спортивных мероприятиях, если это необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Готовое решение: Как рассчитать показатель "человеко-часы"
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого учитываем количество рабочих дней и нормы рабочего времени применительно к данному периоду.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого учитываем количество рабочих дней и нормы рабочего времени применительно к данному периоду.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в представленном расчете подлежат корректировке: показатели в графе "Норма" (по пятидневке (для учета премий)), "Доля отработанного времени для учета премий", показатели в графе "Учтено премий" в части премии "апрель 2022 за 3 месяца" и "июль 2022 за 3 месяца", а также показатель "Всего заработка (включая премии)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)При этом в представленном расчете подлежат корректировке: показатели в графе "Норма" (по пятидневке (для учета премий)), "Доля отработанного времени для учета премий", показатели в графе "Учтено премий" в части премии "апрель 2022 за 3 месяца" и "июль 2022 за 3 месяца", а также показатель "Всего заработка (включая премии)".
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье рассмотрены актуальные вопросы, возникающие в судебной практике при применении норм, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ и действующих с 6 апреля 2022 года. При этом особое внимание обращено на имевшиеся и имеющиеся противоречия в толковании арбитражными судами таких норм. В то же время, как обоснованно отмечает председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов, "ценность единообразия судебной практики, предсказуемого правосудия как выраженного публичного интереса весьма высока и сопоставима с частными интересами прав и свобод граждан" <1>. В этой связи основной целью статьи является систематизация и анализ соответствующей правоприменительной практики Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье рассмотрены актуальные вопросы, возникающие в судебной практике при применении норм, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ и действующих с 6 апреля 2022 года. При этом особое внимание обращено на имевшиеся и имеющиеся противоречия в толковании арбитражными судами таких норм. В то же время, как обоснованно отмечает председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов, "ценность единообразия судебной практики, предсказуемого правосудия как выраженного публичного интереса весьма высока и сопоставима с частными интересами прав и свобод граждан" <1>. В этой связи основной целью статьи является систематизация и анализ соответствующей правоприменительной практики Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И еще один пример как в условиях недостатка времени быстро, но крайне некачественно формулируются важные нормы. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И еще один пример как в условиях недостатка времени быстро, но крайне некачественно формулируются важные нормы. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Вопрос: О предоставлении времени отдыха за работу в выходной день в командировке до осуществления такой работы.
(Письмо Минтруда России от 02.04.2025 N 14-6/ООГ-1756)Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение от 17 марта 2025 г. по вопросу определения нормы рабочего времени и сообщает.
(Письмо Минтруда России от 02.04.2025 N 14-6/ООГ-1756)Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение от 17 марта 2025 г. по вопросу определения нормы рабочего времени и сообщает.
Статья: Еще раз о новом Трудовом кодексе РФ
(Куренной А.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Говоря о МРОТ, хотелось бы обратить внимание на 2 момента. Во-первых, нецелесообразно фиксировать на уровне такого документа, как Кодекс, конкретный размер МРОТ (в проекте - 35 000 рублей). Его изменение на любую сумму потребует прохождения законопроекта по всем этапам, предусмотренным для принятия такого ранга документов. Конечно, размер МРОТ и сегодня определяется на уровне Федерального закона, но он определяет не только размер МРОТ, но и порядок его определения и механизм расчета. Не стоит всеми этими параметрами перегружать ТК или вставлять в него лишь один параметр - размер. Во-вторых, следовало бы вернуться к первоначальной редакции ТК РФ, которая фиксировала важнейшее положение, в соответствии с которым МРОТ - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Это указание полностью соответствует международно-правовым стандартам по этому вопросу, но по непонятным причинам оно было изъято 20 апреля 2007 г. из ст. 129 ТК РФ, что привело к возникновению негативной практики по этому вопросу.
(Куренной А.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Говоря о МРОТ, хотелось бы обратить внимание на 2 момента. Во-первых, нецелесообразно фиксировать на уровне такого документа, как Кодекс, конкретный размер МРОТ (в проекте - 35 000 рублей). Его изменение на любую сумму потребует прохождения законопроекта по всем этапам, предусмотренным для принятия такого ранга документов. Конечно, размер МРОТ и сегодня определяется на уровне Федерального закона, но он определяет не только размер МРОТ, но и порядок его определения и механизм расчета. Не стоит всеми этими параметрами перегружать ТК или вставлять в него лишь один параметр - размер. Во-вторых, следовало бы вернуться к первоначальной редакции ТК РФ, которая фиксировала важнейшее положение, в соответствии с которым МРОТ - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Это указание полностью соответствует международно-правовым стандартам по этому вопросу, но по непонятным причинам оно было изъято 20 апреля 2007 г. из ст. 129 ТК РФ, что привело к возникновению негативной практики по этому вопросу.
Готовое решение: Как оплачивается работа по графику "два через два"
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца, норма часов рассчитывается из 40-часовой рабочей недели.
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца, норма часов рассчитывается из 40-часовой рабочей недели.
Статья: Актуальные вопросы применения трансграничной семейной медиации с участием службы судебных приставов
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)На втором этапе "11 ноября 1802 г. Санкт-Петербургскому военному коменданту графу Каменскому был дан именной указ "О выборе медиаторов для разбора дела третейским судом", по сути, один из первых отечественных нормативных актов, который регламентировал деятельность посредников (медиаторов). Согласно содержанию документа каждая сторона спорного правоотношения должна была для урегулирования конфликта выбрать медиатора или посредника <5>. Впоследствии процедура урегулирования спора с участием посредника (медиатора) была закреплена в нормах Высочайше утвержденного Положения о третейском суде от 15 апреля 1832 г." <6>. Консервативное общество того времени изначально весьма неоднозначно встретило новую правовую конструкцию. "Многие были настроены скептически и настороженно отнеслись к институту медиации. К слову сказать, пессимисты до сих пор в ней сомневаются. В специальной литературе и юридических сообществах нередко встречались высказывания о бесполезности данного института" <7>, что говорит о недопонимании/сущности медиации, ее перспектив. Такое недопонимание можем наблюдать и сегодня.
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)На втором этапе "11 ноября 1802 г. Санкт-Петербургскому военному коменданту графу Каменскому был дан именной указ "О выборе медиаторов для разбора дела третейским судом", по сути, один из первых отечественных нормативных актов, который регламентировал деятельность посредников (медиаторов). Согласно содержанию документа каждая сторона спорного правоотношения должна была для урегулирования конфликта выбрать медиатора или посредника <5>. Впоследствии процедура урегулирования спора с участием посредника (медиатора) была закреплена в нормах Высочайше утвержденного Положения о третейском суде от 15 апреля 1832 г." <6>. Консервативное общество того времени изначально весьма неоднозначно встретило новую правовую конструкцию. "Многие были настроены скептически и настороженно отнеслись к институту медиации. К слову сказать, пессимисты до сих пор в ней сомневаются. В специальной литературе и юридических сообществах нередко встречались высказывания о бесполезности данного института" <7>, что говорит о недопонимании/сущности медиации, ее перспектив. Такое недопонимание можем наблюдать и сегодня.
Статья: Перспективы правового регулирования незарегистрированного в установленном порядке брачного отношения в законодательстве Российской Федерации
(Крашенинников П.В., Демкина А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Статья 3 КЗоБСО РСФСР 1926 г. <13> предусматривала, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни <14>. Эту норму упразднили 16 апреля 1944 г.
(Крашенинников П.В., Демкина А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Статья 3 КЗоБСО РСФСР 1926 г. <13> предусматривала, что лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни <14>. Эту норму упразднили 16 апреля 1944 г.
Статья: Действие норм международного права в правовой системе Китайской Народной Республики
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)До недавнего времени возможность использования международных обычных норм для регулирования "гражданских отношений с иностранным элементом" в случае, если ни законодательство Китая, ни заключенный им международный договор не могут быть к ним применены, были закреплены в качестве одного из ключевых принципов нормативного правового акта Китая кодификационного уровня. Об этом прямо указывалось в ст. 142 Общих положений гражданского права КНР от 12 апреля 1986 г. В литературе даже высказывались предположения, что со временем принцип широкого использования международных обычных норм в качестве правового регулятора может быть распространен и на другие сферы общественных отношений внутри Китая <26>. Однако китайский законодатель не только не сделал этого, но и отменил действие Общих положений 1986 г. после вступления в силу Гражданского кодекса КНР от 28 мая 2020 г. При этом в новом ГК не содержится никаких положений о возможности и порядке применения как норм международных договоров, так и международных обычаев в правовой системе Китая.
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)До недавнего времени возможность использования международных обычных норм для регулирования "гражданских отношений с иностранным элементом" в случае, если ни законодательство Китая, ни заключенный им международный договор не могут быть к ним применены, были закреплены в качестве одного из ключевых принципов нормативного правового акта Китая кодификационного уровня. Об этом прямо указывалось в ст. 142 Общих положений гражданского права КНР от 12 апреля 1986 г. В литературе даже высказывались предположения, что со временем принцип широкого использования международных обычных норм в качестве правового регулятора может быть распространен и на другие сферы общественных отношений внутри Китая <26>. Однако китайский законодатель не только не сделал этого, но и отменил действие Общих положений 1986 г. после вступления в силу Гражданского кодекса КНР от 28 мая 2020 г. При этом в новом ГК не содержится никаких положений о возможности и порядке применения как норм международных договоров, так и международных обычаев в правовой системе Китая.