Номенклатура по судебному делопроизводству
Подборка наиболее важных документов по запросу Номенклатура по судебному делопроизводству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Делопроизводство в советах судей субъектов Российской Федерации (в контексте обеспечения сохранности документов об их деятельности в составе Архивного фонда РФ)
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Ключевые слова: совет судей субъекта РФ, делопроизводство, номенклатура дел, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Архивный фонд РФ.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Ключевые слова: совет судей субъекта РФ, делопроизводство, номенклатура дел, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Архивный фонд РФ.
Статья: Особенности организации архивного дела в судах России и Беларуси
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Определяющее значение для организации системы управления документами в судах России и Белоруссии имеет составление и ведение номенклатуры дел. В Правилах работы государственных архивов Республики Беларусь номенклатура дел понимается в традиционном для архивного дела значении - как систематизированный перечень дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. В белорусском судебном делопроизводстве применяется термин "номенклатура нарядов (дел)", в российском - "сводная номенклатура дел (нарядов)". Методика составления номенклатуры нарядов (дел) в судах Белоруссии основывается на анализе содержания правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере организации судебной деятельности, в том числе основного правоустанавливающего акта - Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. N 139-З, позволяющего определить компетенцию суда, а значит, и содержание документооборота. Преемственность ведения делопроизводства заключается в разработке текстов номенклатур нарядов (дел) на следующий год на основе действующего варианта текущего года, что позволяет реализовать принцип единообразия индексирования. При составлении текста данных ежегодно утверждаемых в судах перечней как в Белоруссии, так и в России учитывается содержание норм подзаконных актов - инструкций по делопроизводству в соответствующих судах, устанавливающих формы дел, журналов и картотек, а также типовые и ведомственные перечни документов, с указанием сроков их хранения.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Определяющее значение для организации системы управления документами в судах России и Белоруссии имеет составление и ведение номенклатуры дел. В Правилах работы государственных архивов Республики Беларусь номенклатура дел понимается в традиционном для архивного дела значении - как систематизированный перечень дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. В белорусском судебном делопроизводстве применяется термин "номенклатура нарядов (дел)", в российском - "сводная номенклатура дел (нарядов)". Методика составления номенклатуры нарядов (дел) в судах Белоруссии основывается на анализе содержания правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере организации судебной деятельности, в том числе основного правоустанавливающего акта - Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. N 139-З, позволяющего определить компетенцию суда, а значит, и содержание документооборота. Преемственность ведения делопроизводства заключается в разработке текстов номенклатур нарядов (дел) на следующий год на основе действующего варианта текущего года, что позволяет реализовать принцип единообразия индексирования. При составлении текста данных ежегодно утверждаемых в судах перечней как в Белоруссии, так и в России учитывается содержание норм подзаконных актов - инструкций по делопроизводству в соответствующих судах, устанавливающих формы дел, журналов и картотек, а также типовые и ведомственные перечни документов, с указанием сроков их хранения.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"38.3. Перечень используется при классификации документов, составлении номенклатуры дел и формировании дел по номенклатуре в делопроизводстве арбитражного суда.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"38.3. Перечень используется при классификации документов, составлении номенклатуры дел и формировании дел по номенклатуре в делопроизводстве арбитражного суда.
"Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации"
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 21.10.2024)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")2.1. В состав архивного фонда Верховного Суда входят дела, наряды и производства с судебными решениями Верховного Суда и их копиями, управленческой документацией и документами по личному составу, которые в установленном порядке переданы в отдел хранения судебных документов Управления документооборота и делопроизводства Верховного Суда <3>.
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)
(ред. от 21.10.2024)
(вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного Суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей", "Положением о порядке организации и проведения в Верховном Суде Российской Федерации трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")2.1. В состав архивного фонда Верховного Суда входят дела, наряды и производства с судебными решениями Верховного Суда и их копиями, управленческой документацией и документами по личному составу, которые в установленном порядке переданы в отдел хранения судебных документов Управления документооборота и делопроизводства Верховного Суда <3>.
Статья: Система управления документами в соответствии со стандартами ИСО
(Янковая В.Ф.)
("Жилищное право", 2022, N 5)2. Поскольку инструкция по делопроизводству организации является документом, регламентирующим жизненный цикл только отдельных комплексов ОРД (входящие, исходящие, отдельные виды внутренних документов), в системе документации СУД инструкция по делопроизводству как отдельный документ не представлена, но ее содержание фактически расходится по регламентам соответствующих документных процессов и соответствующим рабочим инструкциям. Отдельные положения инструкции по делопроизводству могут быть включены в руководство по управлению документами - нормативный документ, устанавливающий требования к СУД в целом, определяющий принципы функционирования СУД, требования к документам и документным процессам, являющиеся общими для всех документов и документных процессов.
(Янковая В.Ф.)
("Жилищное право", 2022, N 5)2. Поскольку инструкция по делопроизводству организации является документом, регламентирующим жизненный цикл только отдельных комплексов ОРД (входящие, исходящие, отдельные виды внутренних документов), в системе документации СУД инструкция по делопроизводству как отдельный документ не представлена, но ее содержание фактически расходится по регламентам соответствующих документных процессов и соответствующим рабочим инструкциям. Отдельные положения инструкции по делопроизводству могут быть включены в руководство по управлению документами - нормативный документ, устанавливающий требования к СУД в целом, определяющий принципы функционирования СУД, требования к документам и документным процессам, являющиеся общими для всех документов и документных процессов.
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
Статья: Организация работы архива в районном суде
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Экспертная комиссия суда осуществляет ряд функций, в том числе: организует ежегодный отбор дел для хранения и уничтожения; принимает решение о согласовании описей дел постоянного и временных сроков хранения, по личному составу, номенклатуры дел, актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, актов об утрате документов, актов о неисправимом повреждении архивных документов, предложений об установлении (изменении) сроков хранения документов, не предусмотренных (предусмотренных) перечнями типовых архивных документов, проектов локальных нормативных актов и методических документов суда по делопроизводству и архивному делу.
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Экспертная комиссия суда осуществляет ряд функций, в том числе: организует ежегодный отбор дел для хранения и уничтожения; принимает решение о согласовании описей дел постоянного и временных сроков хранения, по личному составу, номенклатуры дел, актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, актов об утрате документов, актов о неисправимом повреждении архивных документов, предложений об установлении (изменении) сроков хранения документов, не предусмотренных (предусмотренных) перечнями типовых архивных документов, проектов локальных нормативных актов и методических документов суда по делопроизводству и архивному делу.
Статья: Концепция электронного правосудия и новое понимание документационного обеспечения судопроизводства
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В настоящее время отсутствуют разъяснения, что понимать под журналом или книгой. Между тем это основные делопроизводственные единицы в суде, входящие в перечень сводной номенклатуры дел суда и системы управления документами (СУД) <18>. Под журналом (книгой) возможно понимать скрепленную (расположенную) в валовой последовательности страниц (дат, номеров) учетно-регистрационную документированную информацию, оформленную в установленном порядке, в соответствии с предусмотренными его (ее) формой строками и графами. Только в Инструкции по делопроизводству в районных судах, утвержденной Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 <19> (ред. от 29.10.2019), предусмотрено ведение различных журналов (книг) в общем количестве 57 единиц. Дополнительные формы журналов ведутся в районных судах на основе иных приказов Судебного департамента. Кроме этого, председатели судов в случае необходимости могут вводить дополнительные формы. Систематизация журналов (книг) как внутренних документов суда может быть осуществлена по следующим основаниям.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В настоящее время отсутствуют разъяснения, что понимать под журналом или книгой. Между тем это основные делопроизводственные единицы в суде, входящие в перечень сводной номенклатуры дел суда и системы управления документами (СУД) <18>. Под журналом (книгой) возможно понимать скрепленную (расположенную) в валовой последовательности страниц (дат, номеров) учетно-регистрационную документированную информацию, оформленную в установленном порядке, в соответствии с предусмотренными его (ее) формой строками и графами. Только в Инструкции по делопроизводству в районных судах, утвержденной Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 <19> (ред. от 29.10.2019), предусмотрено ведение различных журналов (книг) в общем количестве 57 единиц. Дополнительные формы журналов ведутся в районных судах на основе иных приказов Судебного департамента. Кроме этого, председатели судов в случае необходимости могут вводить дополнительные формы. Систематизация журналов (книг) как внутренних документов суда может быть осуществлена по следующим основаниям.
Статья: Традиции и новации судебного администрирования в ходе обеспечения кассационного и апелляционного обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 1)<5> См. подробно: Латышева Н.А. Организация и осуществление контроля ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 1)<5> См. подробно: Латышева Н.А. Организация и осуществление контроля ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
Статья: Содержание деятельности администратора суда в организации ведения архивного делопроизводства в районных судах Российской Федерации
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Общие выводы, согласно приведенному своду обобщенных данных, заключаются в следующем. Администраторы районных судов лишь в каждом третьем случае являются участниками системы управления архивным делопроизводством в судах. То есть лишь в 1/3 судов администраторы судов: готовят проекты локальных нормативных актов; участвуют как субъекты контроля в составлении текста сводной номенклатуры дел суда на следующий год с целью организации системы документирования и документооборота; участвуют в текущей экспертизе ценности документов посредством членства в экспертной комиссии суда; организуют взаимодействие с соответствующими государственными (муниципальными) архивами по вопросам организации архивного хранения судебных документов. В среднем в каждом втором районном суде администраторы судов участвуют в проверках наличия и сохранности документов архива, ведут контроль своевременной передачи дел в архив и использования архивного фонда суда, а также обеспечивают постоянное взаимодействие с филиалами ФГБУ ИАЦ Судебного департамента при использовании электронных платформ в архивном деле. При этом подавляющее большинство администраторов районных судов (более 70%) обеспечивают контроль учетной дисциплины в архиве, в том числе и содержания паспорта архива (составляется ежегодно по состоянию на 1 декабря). Все без исключения администраторы районных судов создают необходимые технологические и материально-технические условия для надлежащего функционирования архивохранилищ и обучения работников аппарата требованиям противопожарной безопасности. Практически все администраторы районных судов обеспечивают контроль уборки помещений, в которых располагаются единицы архивного хранения, и не допускают ненадлежащее их хранение в не приспособленных для этого местах. Большая часть администраторов судов (70%) непосредственно, путем личного участия, обеспечивают процесс уничтожения документов, сроки хранения которых в суде истекли. Двое из тридцати семи администраторов районных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области содействуют в обеспечении всех направлений, представленных в анализируемой таблице, что, безусловно, свидетельствует об их высоком профессионализме.
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Общие выводы, согласно приведенному своду обобщенных данных, заключаются в следующем. Администраторы районных судов лишь в каждом третьем случае являются участниками системы управления архивным делопроизводством в судах. То есть лишь в 1/3 судов администраторы судов: готовят проекты локальных нормативных актов; участвуют как субъекты контроля в составлении текста сводной номенклатуры дел суда на следующий год с целью организации системы документирования и документооборота; участвуют в текущей экспертизе ценности документов посредством членства в экспертной комиссии суда; организуют взаимодействие с соответствующими государственными (муниципальными) архивами по вопросам организации архивного хранения судебных документов. В среднем в каждом втором районном суде администраторы судов участвуют в проверках наличия и сохранности документов архива, ведут контроль своевременной передачи дел в архив и использования архивного фонда суда, а также обеспечивают постоянное взаимодействие с филиалами ФГБУ ИАЦ Судебного департамента при использовании электронных платформ в архивном деле. При этом подавляющее большинство администраторов районных судов (более 70%) обеспечивают контроль учетной дисциплины в архиве, в том числе и содержания паспорта архива (составляется ежегодно по состоянию на 1 декабря). Все без исключения администраторы районных судов создают необходимые технологические и материально-технические условия для надлежащего функционирования архивохранилищ и обучения работников аппарата требованиям противопожарной безопасности. Практически все администраторы районных судов обеспечивают контроль уборки помещений, в которых располагаются единицы архивного хранения, и не допускают ненадлежащее их хранение в не приспособленных для этого местах. Большая часть администраторов судов (70%) непосредственно, путем личного участия, обеспечивают процесс уничтожения документов, сроки хранения которых в суде истекли. Двое из тридцати семи администраторов районных судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области содействуют в обеспечении всех направлений, представленных в анализируемой таблице, что, безусловно, свидетельствует об их высоком профессионализме.