Номенклатура медицинских организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Номенклатура медицинских организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.5 указанной Территориальной программы отдельно регламентировано бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи лицам БОМЖ (при отсутствии регистрации по месту жительства и по месту пребывания). Паллиативная медицинская помощь лицам БОМЖ оказывается ГБУЗ г. Москвы "Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы", отделениями паллиативной помощи медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, а также отделениями выездной патронажной паллиативной медицинской помощи и иными медицинскими организациями, которые входят в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.5 указанной Территориальной программы отдельно регламентировано бесплатное оказание паллиативной медицинской помощи лицам БОМЖ (при отсутствии регистрации по месту жительства и по месту пребывания). Паллиативная медицинская помощь лицам БОМЖ оказывается ГБУЗ г. Москвы "Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы", отделениями паллиативной помощи медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, а также отделениями выездной патронажной паллиативной медицинской помощи и иными медицинскими организациями, которые входят в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья: Тест: решите 10 задачек про путевки для работников
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)<7> ч. 3 ст. 40 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 1.19 Номенклатуры медицинских организаций, утв. Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)<7> ч. 3 ст. 40 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 1.19 Номенклатуры медицинских организаций, утв. Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;
Приказ Минздрава России от 06.08.2013 N 529н
(ред. от 19.02.2020)
"Об утверждении номенклатуры медицинских организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2013 N 29950)Зарегистрировано в Минюсте России 13 сентября 2013 г. N 29950
(ред. от 19.02.2020)
"Об утверждении номенклатуры медицинских организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2013 N 29950)Зарегистрировано в Минюсте России 13 сентября 2013 г. N 29950
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование) в соответствии с Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций". В ст. 37 комментируемого Федерального закона установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, оказание медицинской помощи вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации должно соответствовать стандартам и порядкам оказания медицинской помощи. И применение утвержденной номенклатуры является обязательным условием" <17>;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование) в соответствии с Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций". В ст. 37 комментируемого Федерального закона установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, оказание медицинской помощи вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации должно соответствовать стандартам и порядкам оказания медицинской помощи. И применение утвержденной номенклатуры является обязательным условием" <17>;
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем согласно пунктам 2.1 и 2.2 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении Номенклатуры медицинских организаций" <134>, центры и бюро судебно-медицинской экспертизы относятся к медицинским организациям особого типа, входящим в территориальную систему здравоохранения и подчиненным солидарному ответчику по такого рода делам - органу управления здравоохранением в данном регионе. Очевидно, что подобная связь не может положительно повлиять на объективность проводимых экспертных исследований.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем согласно пунктам 2.1 и 2.2 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении Номенклатуры медицинских организаций" <134>, центры и бюро судебно-медицинской экспертизы относятся к медицинским организациям особого типа, входящим в территориальную систему здравоохранения и подчиненным солидарному ответчику по такого рода делам - органу управления здравоохранением в данном регионе. Очевидно, что подобная связь не может положительно повлиять на объективность проводимых экспертных исследований.
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с медицинскими работникамиГосударственные и муниципальные учреждения здравоохранения должны соответствовать Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
Статья: Правовое регулирование порядка допуска животных на территорию медицинских организаций
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Уточним круг объектов, к которым относятся формулируемые правила. В ст. 15 Закона о социальной защите говорится об объектах социальной инфраструктуры, к ним причисляются театры, библиотеки, музеи, учреждения образования и науки, здравоохранения, объекты торговли, общественного питания, гостиницы, спортивные здания и сооружения, парки, пляжи и т.п. Исходя из тематики публикации с учетом номенклатуры медицинских организаций во избежание дальнейших споров предлагается дополнить подп. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите положением о том, что собаки-проводники не допускаются в лечебно-профилактические медицинские организации <11>.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Уточним круг объектов, к которым относятся формулируемые правила. В ст. 15 Закона о социальной защите говорится об объектах социальной инфраструктуры, к ним причисляются театры, библиотеки, музеи, учреждения образования и науки, здравоохранения, объекты торговли, общественного питания, гостиницы, спортивные здания и сооружения, парки, пляжи и т.п. Исходя из тематики публикации с учетом номенклатуры медицинских организаций во избежание дальнейших споров предлагается дополнить подп. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите положением о том, что собаки-проводники не допускаются в лечебно-профилактические медицинские организации <11>.
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)<*> В данном случае речь идет обо всех видах медицинских организаций, предусмотренных Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. N 529н; URL: https://statprivat.ru/ccount?ysclid=m6nrl5s2qf69742730 (дата обращения: 02.02.2025).
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)<*> В данном случае речь идет обо всех видах медицинских организаций, предусмотренных Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. N 529н; URL: https://statprivat.ru/ccount?ysclid=m6nrl5s2qf69742730 (дата обращения: 02.02.2025).