Нмпт и географическое указание
Подборка наиболее важных документов по запросу Нмпт и географическое указание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1489 ГК РФПоложения п. 3 ст. 1489 ГК РФ применяются только к изначально зарегистрированному товарному знаку, включающему в качестве неохраняемого элемента географическое указание или НМПТ >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новеллы законодательства об интеллектуальных правах
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Наименование места происхождения товаров
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Наименование места происхождения товаров
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (первое полугодие 2022 г.)
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.3. Запрещено регистрировать в качестве товарного знака
(Власов В.В., Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.3. Запрещено регистрировать в качестве товарного знака
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1516. Географическое указание и наименование места происхождения товара
(ред. от 23.07.2025)Статья 1516. Географическое указание и наименование места происхождения товара
"Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара"Чем географическое указание отличается от НМПТ?
Статья: Процедура экспертизы географических указаний в Российской Федерации
(Пономарева Н.Г., Бунова Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 1)3. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 года N 941 (ред. от 17.06.2021) "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
(Пономарева Н.Г., Бунова Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 1)3. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 года N 941 (ред. от 17.06.2021) "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Назначение средств индивидуализации заключается в идентификации юридического лица (фирменное наименование), предприятия как имущественного комплекса (коммерческое обозначение), товара (товарный знак, наименование места происхождения товара, географическое указание) или услуги (знак обслуживания). Средства индивидуализации не претендуют на новизну как неизвестность рынку, искусству, языку бытового общения и в этом смысле не должны (хотя могут) являться уникальными. Поскольку средства индивидуализации не всегда имеют творческий характер, на них не возникает никаких личных неимущественных и "иных" прав.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Назначение средств индивидуализации заключается в идентификации юридического лица (фирменное наименование), предприятия как имущественного комплекса (коммерческое обозначение), товара (товарный знак, наименование места происхождения товара, географическое указание) или услуги (знак обслуживания). Средства индивидуализации не претендуют на новизну как неизвестность рынку, искусству, языку бытового общения и в этом смысле не должны (хотя могут) являться уникальными. Поскольку средства индивидуализации не всегда имеют творческий характер, на них не возникает никаких личных неимущественных и "иных" прав.
Статья: Порядок получения патента на полезную модель и изобретение
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 29, пп. 1 п. 30 Административного регламента N 164 за совершение юридически значимых действий при регистрации полезной модели взимаются патентные пошлины, размеры которых установлены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" (далее - Постановление N 941).
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 29, пп. 1 п. 30 Административного регламента N 164 за совершение юридически значимых действий при регистрации полезной модели взимаются патентные пошлины, размеры которых установлены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" (далее - Постановление N 941).
Статья: Введение потребителя в заблуждение при отчуждении исключительного права на товарный знак
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 7)В п. 2 и 3 ст. 1488 ГК РФ установлены ограничения отчуждения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Во-первых, распоряжение таким способом недопустимо, "если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя". Во-вторых, отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, географическое указание допускается только при наличии у приобретателя права на указанный объект.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 7)В п. 2 и 3 ст. 1488 ГК РФ установлены ограничения отчуждения исключительного права на товарный знак (знак обслуживания). Во-первых, распоряжение таким способом недопустимо, "если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя". Во-вторых, отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, географическое указание допускается только при наличии у приобретателя права на указанный объект.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)<2> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" // СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6170. Ред. от 19 сентября 2022 г. Приводится по СПС "КонсультантПлюс".
("Проспект", 2025)<2> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" // СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6170. Ред. от 19 сентября 2022 г. Приводится по СПС "КонсультантПлюс".
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Особенностями реализации международного принципа исчерпания прав в национальном законодательстве данной группы стран представляется дифференциация подходов, исключающих исчерпание прав применительно к патентуемым объектам и товарным знакам. В обозначенном контексте в данной группе стран отсутствует единообразие. Например, ст. 175 Закона о промышленной собственности Мексики закрепляет международный принцип исчерпания прав применительно к товарным знакам (а ст. 326 - применительно к наименованиям мест происхождения товаров, географическим указаниям), в то время как правила об исчерпании прав применительно к патентуемым объектам четко в законодательстве Мексики не закреплены и решение данного вопроса остается на усмотрение правоприменительных органов. Напротив, ст. 69.1 Патентного закона КНР устанавливает, что не является нарушением патентных прав импорт любого товара, в котором реализовано запатентованное решение или который произведен запатентованным способом, после того, как такой товар введен в оборот патентообладателем или его лицензиатом. При этом применительно к исчерпанию прав в отношении товарных знаков в КНР стратегический выбор не сделан.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Особенностями реализации международного принципа исчерпания прав в национальном законодательстве данной группы стран представляется дифференциация подходов, исключающих исчерпание прав применительно к патентуемым объектам и товарным знакам. В обозначенном контексте в данной группе стран отсутствует единообразие. Например, ст. 175 Закона о промышленной собственности Мексики закрепляет международный принцип исчерпания прав применительно к товарным знакам (а ст. 326 - применительно к наименованиям мест происхождения товаров, географическим указаниям), в то время как правила об исчерпании прав применительно к патентуемым объектам четко в законодательстве Мексики не закреплены и решение данного вопроса остается на усмотрение правоприменительных органов. Напротив, ст. 69.1 Патентного закона КНР устанавливает, что не является нарушением патентных прав импорт любого товара, в котором реализовано запатентованное решение или который произведен запатентованным способом, после того, как такой товар введен в оборот патентообладателем или его лицензиатом. При этом применительно к исчерпанию прав в отношении товарных знаков в КНР стратегический выбор не сделан.
Статья: Охрана наименований объектов всемирного наследия в составе наименований мест происхождения товаров
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Ключевые слова: объект всемирного наследия, товарный знак, наименование места происхождения товаров, географическое указание, лицензирование, сертификация, региональная продукция.
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Ключевые слова: объект всемирного наследия, товарный знак, наименование места происхождения товаров, географическое указание, лицензирование, сертификация, региональная продукция.
Статья: Регистрация интеллектуальной собственности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем осуществляет Роспатент (п. 5.8.1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 218).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем осуществляет Роспатент (п. 5.8.1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 218).
Готовое решение: Какие могут быть последствия использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении географических указаний и наименований мест происхождения товара правило о преимуществе законом не разъяснено. Но это не значит, что допустимо использовать в своих средствах индивидуализации обозначения, сходные с чужими до степени смешения. При определенных условиях последствием этого может стать, в частности, взыскание убытков или компенсации правообладателем.
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении географических указаний и наименований мест происхождения товара правило о преимуществе законом не разъяснено. Но это не значит, что допустимо использовать в своих средствах индивидуализации обозначения, сходные с чужими до степени смешения. При определенных условиях последствием этого может стать, в частности, взыскание убытков или компенсации правообладателем.
Статья: Товарный знак фестиваля как региональный туристский бренд
(Сальникова А.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Приоритетным направлением современной государственной политики России является продвижение и социально-культурное развитие ее субъектов. Одним из методов стало создание и развитие регионального культурного бренда <1>. Брендинг туристской территории направлен на выявление и акцентирование ее сильных сторон и преимуществ, позволяющих привлекать туристические потоки и тем самым развивать туристическую сферу. В последнее время успешное формирование туристского бренда осуществляется посредством регистрации региональных брендов (товаров и услуг) в качестве товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, географических указаний, например "Великий Устюг - родина Деда Мороза", "Мстера", "Шуйское мыло" и пр. <2>.
(Сальникова А.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Приоритетным направлением современной государственной политики России является продвижение и социально-культурное развитие ее субъектов. Одним из методов стало создание и развитие регионального культурного бренда <1>. Брендинг туристской территории направлен на выявление и акцентирование ее сильных сторон и преимуществ, позволяющих привлекать туристические потоки и тем самым развивать туристическую сферу. В последнее время успешное формирование туристского бренда осуществляется посредством регистрации региональных брендов (товаров и услуг) в качестве товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, географических указаний, например "Великий Устюг - родина Деда Мороза", "Мстера", "Шуйское мыло" и пр. <2>.