Незаконные финансовые операции
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконные финансовые операции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заем ценных бумаг. Вексельный заем
(КонсультантПлюс, 2025)Требования, вытекающие из долговых обязательств (выдачи векселей), не удовлетворяют, если установлено, что выдача и предъявление векселя к оплате направлены на придание правомерного вида незаконным финансовым операциям
(КонсультантПлюс, 2025)Требования, вытекающие из долговых обязательств (выдачи векселей), не удовлетворяют, если установлено, что выдача и предъявление векселя к оплате направлены на придание правомерного вида незаконным финансовым операциям
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконные финансовые операции: теория и практика противодействия
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9
Статья: Разбор стандарта НСПК по управлению рисками ИБ субъектов ПС "Мир"
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)<2> Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П "Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций".
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)<2> Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П "Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций".
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 76.4-1. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 76.1 настоящего Федерального закона, в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 76.4-1. Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 76.1 настоящего Федерального закона, в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения, касающиеся установления Банком России соответствующих требований, включены в ч. 2 комментируемой статьи с 1 января 2022 г. Законом 2020 г. N 302-ФЗ, принятым в рамках модернизации системы формирования КИ. Эти положения охватываются более общей нормой ст. 76.9-6 Закона о Банке России (статья введена Законом 2021 г. N 359-ФЗ), предусматривающей, что Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положения, касающиеся установления Банком России соответствующих требований, включены в ч. 2 комментируемой статьи с 1 января 2022 г. Законом 2020 г. N 302-ФЗ, принятым в рамках модернизации системы формирования КИ. Эти положения охватываются более общей нормой ст. 76.9-6 Закона о Банке России (статья введена Законом 2021 г. N 359-ФЗ), предусматривающей, что Банк России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций, за исключением требований к обеспечению защиты информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Статья: Спор о праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, если материалы дела не содержат доказательств признания должником права требования истца по договору микрозайма, основанного на договоре цессии, стороной которого должник не является (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2025 N 88-8528/2025 по делу N 9-214/2024 (УИД 50MS0004-01-2024-000763-42)), если невозможно достоверно установить как факт заключения договора займа между сторонами, так и факт получения должником денежных средств от взыскателя (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу от 28.06.2024 N 88-14096/2024 (УИД 77MS0404-01-2023-003151-87)), если гражданин одновременно обратился с тождественными заявлениями к мировым судьям различных судебных участков (п. 2.2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, если материалы дела не содержат доказательств признания должником права требования истца по договору микрозайма, основанного на договоре цессии, стороной которого должник не является (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2025 N 88-8528/2025 по делу N 9-214/2024 (УИД 50MS0004-01-2024-000763-42)), если невозможно достоверно установить как факт заключения договора займа между сторонами, так и факт получения должником денежных средств от взыскателя (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу от 28.06.2024 N 88-14096/2024 (УИД 77MS0404-01-2023-003151-87)), если гражданин одновременно обратился с тождественными заявлениями к мировым судьям различных судебных участков (п. 2.2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020).
Статья: Медиация в нотариальной деятельности: возможности и опасности
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<3> См.: специальный Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям, утв. Президиумом ВС РФ 8 июля 2020 г.
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<3> См.: специальный Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям, утв. Президиумом ВС РФ 8 июля 2020 г.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" // СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" // СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)99. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)99. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Статья: Финансовый суверенитет государства: проблемы актуального правового контента
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Центральным банком РФ была утверждена Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы <8>, в качестве одной из ключевых задач которой определялось обеспечение стабильности функционирования национальной платежной системы и платежного суверенитета РФ. В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400 <9>, в качестве цели обеспечения экономической безопасности обозначена необходимость укрепления экономического суверенитета страны (п. 67). Достижение данной цели обеспечивается путем решения ряда задач, в числе которых укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платежной инфраструктуры, преодоление зависимости в этой сфере от третьих стран, расширение практики расчетов с иностранными партнерами в национальных валютах, сокращение вывода финансовых активов за границу, противодействие незаконным финансовым операциям.
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Центральным банком РФ была утверждена Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы <8>, в качестве одной из ключевых задач которой определялось обеспечение стабильности функционирования национальной платежной системы и платежного суверенитета РФ. В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400 <9>, в качестве цели обеспечения экономической безопасности обозначена необходимость укрепления экономического суверенитета страны (п. 67). Достижение данной цели обеспечивается путем решения ряда задач, в числе которых укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платежной инфраструктуры, преодоление зависимости в этой сфере от третьих стран, расширение практики расчетов с иностранными партнерами в национальных валютах, сокращение вывода финансовых активов за границу, противодействие незаконным финансовым операциям.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<4> Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П "Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<4> Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П "Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций".
Статья: Сделка с недвижимостью подпадает под особый порядок. Стоит ли банку рассчитывать на удовлетворение требований
(Мезанов П.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Такое заключение и исполнение сделки признаны судами апелляционной и кассационной инстанций действиями в обход закона в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций <11>. Вышестоящие суды раскритиковали позицию суда первой инстанции, который не принял во внимание отсутствие разрешения и в иске отказал. Обратим внимание на то, что управлением Росреестра договор купли-продажи был зарегистрирован. Но в дальнейшем Росреестр, отвечая на запрос истца (продавца), указал на неправомерность сделки и сообщил об инициированной служебной проверке. Росреестр, как мы увидим далее, относится к соблюдению ограничений в рамках специальных экономических мер со всей серьезностью.
(Мезанов П.)
("Банковское кредитование", 2023, N 6)Такое заключение и исполнение сделки признаны судами апелляционной и кассационной инстанций действиями в обход закона в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций <11>. Вышестоящие суды раскритиковали позицию суда первой инстанции, который не принял во внимание отсутствие разрешения и в иске отказал. Обратим внимание на то, что управлением Росреестра договор купли-продажи был зарегистрирован. Но в дальнейшем Росреестр, отвечая на запрос истца (продавца), указал на неправомерность сделки и сообщил об инициированной служебной проверке. Росреестр, как мы увидим далее, относится к соблюдению ограничений в рамках специальных экономических мер со всей серьезностью.
Статья: Аудит информационной и кибербезопасности: нормативное регулирование и проблемы функционирования
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)<***> Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций: Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/400924645/.
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)<***> Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций: Положение Банка России от 20.04.2021 N 757-П (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/400924645/.